Мастер-класс как деятельностная форма презентации своего нового опыта учащимися подростковой школы

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В настоящее время современное образование должно «соответствовать инновационной модели развития экономики, являющейся стратегическим выбором России», о чем сказано в документе «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики». Это требует особой организации педагогической деятельности - формирования у подростка, наряду с общей грамотностью и предметными знаниями, умения работать в проектном режиме, что позволяет развивать у него «потенциал разных типов одаренности и склонностей», инициативность в принятии решений [1]. Проектная деятельность позволяет подростку осуществить «собственные замыслы и реализации авторского действия» [2], а затем и предъявить их результат. Это особенно актуально при освоении учащимися 5 классов образовательного пространства подростковой школы.

Одним из результатов освоения образовательного пространства подростковой ступени является предъявление школьниками своего нового опыта в деятельностной форме: создание презентации и представление ее младшим школьникам – выпускникам начальной школы. Подобное представление возможно как мастер-класс. Следует заметить, что участники мастер-класса являются участниками учебного проекта «Я - человек говорящий» (осуществленного на материале пособия Рябининой Л.А., Соколовой О.В.).

Участники мастер-класса были включены в учебно-проектную и учебно-исследовательскую деятельность образовательного пространства подростковой школы, и создали собственные мини-проекты. В каждом из таких проектов подросток, наряду с навыками, сформированными в начальной школе, проявил индивидуальные речевые способности, умение реализовывать замысел, получать результат и предоставлять этот результат для решения проблемы и экспертизы. Важным завоеванием данного проекта явилось то, что собственное творчество каждого участника проекта стало результатом освоения и осмысления основных законов текста, жанрового своеобразия, коммуникации и фонетических средств выразительности языка, в частности звукоподражания, а также обобщения собственного опыта и опыта совместной поисково-исследовательской деятельности.

Однако наибольшую ценность описываемого проекта имеет следующий факт: у пятиклассников возникла потребность поделиться собственным опытом не только со сверстниками, но и с детьми младшего возраста, четвероклассниками. Мастер-класс – выбранная ими форма – позволил каждому ребенку-участнику проекта проявить себя в роли субъекта, способного инициировать новые идеи, дать полезный совет, осознать собственную деятельность, успешно ее спланировать.

Мастер-класс -это результат проектной деятельности, организованной педагогом и протекающей в несколько этапов: организация проекта, его запуск, процесс реализации проекта и презентация результата, предъявленная сверстникам. Следует отметить роль учителя, которая определяла режим работы данного проекта. Если в момент запуска модуля учитель являлся организатором учебно-проектной деятельности пятиклассников, то в ходе реализации проекта он становится организатором уже учебно-исследовательской деятельности, что повлекло за собой необходимость в совместной деятельности педагога и ребенка. Учитель становится экспертом, его мнение имеет теперь большую значимость, однако у ребенка возникает потребность в самостоятельной деятельности.

К моменту проведения мастер-класса у пятиклассников уже имелся опыт предъявления результата различных видов собственной деятельности, таких как поисково-исследовательская, театральная, коммуникативная – в форме презентации.

Презентация была успешной и представляла собой следующий вид: компьютерная презентация, инсценирование, доклад, творческое задание слушателям; викторина.

Представление продукта деятельности учащихся осуществлялось следующим образом:

  • Дети подготовили доклады, сопровождавшиеся компьютерной презентацией, в которых отразили теоретический материал, освоенный в результате осуществления мини-проектов.
  • Продемонстрировали примеры заполненных анкет персонажей (приложение №1).
  • Показали небольшие инсценировки, в которых было представлено звукоподражание как одно из средств языковой выразительности.
  • Прочитали отрывки из собственных текстов, в которых прозвучали различные формулы приветствия и прощания, прочитали пословицы и поговорки, придуманные по аналогии с существующими образцами устного народного творчества как яркие средства коммуникации и культуры речи (приложение №2).
  • Предложили слушателям следующее творческое задание: выбрать себе образ персонажа-животного, придумать ему имя, попытаться заполнить анкету.
  • Провели викторину, ответы на вопросы которой предполагают присвоение слушателями предоставленной информации о предмете и особенностях коммуникации (приложение № 3).

В результате была обнаружена обратная связь: учащиеся успешно справились с творческим заданием и ответили на все вопросы викторины.

Не менее успешной презентация оказалась и при предъявлении опыта детям младшего возраста - четвероклассникам. Безусловно, она вызвала у последних большой интерес к проекту «Я – человек говорящий», так как дети этого возраста имеют собственный ресурс для работы в этом проекте. Следует заметить, что из всего количества учащихся двух классов выбор в пользу названного проекта сделали две трети четвероклассников, что повлекло за собой возникновение проблемы организационной деятельности для пятиклассников. Им нужно было организовать несколько групп детей, которые должны были создать собственные мини-проекты. Более того, они должны были стать руководителями создавшихся групп. В этой ситуации роль педагога как консультанта и эксперта оказалась необходимой. Пятиклассники же продемонстрировали сформировавшиеся у них к настоящему моменту следующие компетентности: коммуникативную и организационную.

Ход занятия

Мастер-класс представляет собой несколько этапов.

1. Презентация проекта.

Эта форма является результатом осмысления и обобщения пятиклассниками собственной деятельности, протекающей в течение всей работы над проектом. Ребята дали самооценку своего участия в проекте, учли допущенные ошибки и определили главное, что можно презентовать ребятам младшего возраста. Дети смогли распределить между собой обязанности по подготовке к презентации, определить детали костюмов персонажей, отражающие характер и повадки героя, составить компьютерную презентацию. При ее подготовке пятиклассники столкнулись с проблемой отбора материала, ведь они уже презентовали свой результат сверстникам – четвероклассники же младше их и не имеют речевого и академического опыта по предмету в том объеме, как пятиклассники. Поэтому в презентации они познакомили слушателей с основами теоретического материала по фонетике и синтаксису, продемонстрировав несколько примеров из собственных мини-проектов, показав образцы заполненных анкет персонажей и прочитав наиболее удачные отрывки из собственных текстов, в заключение показали небольшую инсценировку со звукоподражанием.

2. Выбор слушателямиобраза персонажа

(у каждого четвероклассника должен быть собственный образ!). Было предложено несколько персонажей животных, «речь» которых позволяет работать со звукоподражанием (мышка, собака, лягушка, змея),

3. Объединение слушателей в группы

в зависимости от образа персонажа и постановка перед каждым из них задачи - создание собственного мини-проекта. Руководитель группы – ученик, участник проекта «Я – человек говорящий». Его задача – предъявление своего личного языкового опыта и руководство в течение непродолжительного отрезка времени, отведенного на мастер-класс, деятельностью младших ребят, позволяющей каждому ребенку группы создать собственный мини-проект.

4. Выполнение творческого задания в каждой группе:

  • создать портрет и характер персонажа;
  • придумать персонажу имя (предлагаются разные способы: по звукоподражанию, по внешнему виду, по характеру, по привычкам);
  • придумать приветствие и прощание, составленные на основе звукоподражания с учетом индивидуальных особенностей персонажа;
  • продемонстрировать приветствие и прощание, стараясь это выполнить как можно артистичнее.

5. Объединение групп

с целью приветствия всех персонажей и разыгрывания общей миниатюры из жизни животных (сюжет из жизни животных в зоопарке).

В результате мастер-класса все дети успешно справились с поставленными задачами - и участники проекта «Я – человек говорящий, и слушатели – младшие школьники, мини-проектом каждого из которых явился материал, созданный ими на основе собственного речевого опыта, а также опыта, полученного благодаря знакомству с образцами художественной литературы и устного народного творчества, представленными ребятами более старшего возраста. Подход, положенный в основу мастер-класса, отвечает возрастным особенностям школьников. Каждый из них является автором и имеет возможность проявить индивидуальные речевые способности, создать собственный текст. При подобном подходе старшие и младшие школьники находились в позиции со-трудников, выполняющих одно общее дело, что способствует воспитанию ответственности, дружбы и взаимопомощи.

Творчество, основанное на детском языковом опыте, имеет большую притягательную силу, ведь дети-слушатели, младшие по возрасту, пропускали каждую работу, представленную старшими ребятами, сквозь призму собственного воображения. Это дало импульс для возникновения у них познавательного интереса и активности, способствующих открытию новых способов действия и организации таких видов деятельности, как поисково-исследовательская, коллективно-распределительная, коммуникативная и проектная. Описанный подход можно осуществить на материале учебного пособия Рябининой Л.А., Соколовой О.В., также возможно его осуществление на материале учебника Разумовской при изучении темы «Диалог». 

Список литературы:

  1. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. Вопросы образования, М.,2008.
  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1995. С.33.