Торжественное мероприятие, посвященное памятному событию в российской истории, победе советского народа в ВОВ

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с событиями ВОВ,
  • формировать гражданскую позицию,
  • прививать чувство ответственности за Отчизну,
  • развивать эмоционально-чувственные качества и ценностные отношения личности ребёнка.
  • Формировать уважение к традициям и знаковым датам, к своим соотечественникам.
  • Воспитывать патриотизм и миролюбивое отношение к окружающим.

Оборудование: магнитофон, видеомагнитофон, театральная кукольная ширма, куклы советского солдата и Гитлера, видеозапись жизни ракетного полигона, аудиокассета с записью песен, костюмы (выпускное платье, военная форма, форма медсестры, чёрный платок, плащ-палатка), плакаты (пень, костёр, деревья, монумент), кукла-ребёнок, шары.

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни «Журавли» (музыка Яна Френкеля, слова Расула Гамзатова (русский текст Н. Гребнева) дети выходят и становятся в линию.

1 чтец:

Отгремели давно дней военных раскаты.
Партизанские тропы
В лесах заросли.
На деревья жар-птицей
Садятся закаты
И дымятся озёра
Родимой земли.
Нас тревожит часами,
Только нам не забыть
Страшных лет никогда.
Пусть проходят года,
Пусть проходят столетья,
Но война будет память
Тревожить всегда.

2 чтец: Течёт река времени. Минуло 64 года с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей ВОВ нашего народа. А ведь ничто не предвещало беды (дети уходят).

Звучит вальс (выходят дети, выпускники 10 класса)

1 чтец:

Ты смотришь тревожным и ласковым взором
В предчувствии новых путей и дорог.
Он скоро раздастся по всем коридорам –
Весёлый и грустный последний звонок.

2 чтец:

От этих минут никуда нам не деться,
И каждый из нас с этим чувством знаком,
И значит, не только лишь школьное детство
Уходит от нас вместе с этим звонком.

3 чтец:

Мы здесь научились мечтать до рассвета,
Держать перед совестью нашей ответ.
И это из многих учебных предметов,
Наверное, самый серьёзный предмет.

4 чтец:

Вот повесть о детстве подходит к развязке,
Дописаны главы, досмотрены сны.
Уже не надеясь на чьи-то подсказки,
Мы сами решать все задачи должны.
Звени же над детством моим уходящим,
Весёлый и грустный последний звонок.

Звучит «Летняя мелодия» (выпускники кружатся в вальсе)

5 чтец: Лето! Пора экзаменов и зачётов, кто-то заканчивает, а кто-то поступает, а ребятня на речке, море, загорает. В тёплые вечера по тротуарам прогуливаются влюблённые пары, на скамейках во дворе сидят и семечки щёлкают старушки-болтушки, а в соседнем кинотеатре идёт интересный фильм. А завтра я поеду поступать в институт, в Москву. А сегодня, 21 июня 1941 года, я ещё дома. И вот я хожу и наслаждаюсь прекрасным вечером. Но завтра не было. Вернее оно было, но не солнечным и радостным, а жестоким, чёрным, в дыму.

Звучат слова Левитана о начале войны. Вступление к песне « Священная война». В это время дети быстро уходят, переодеваются и выходят уже в военной форме строевым шагом.

1 чтец:

Самый светлый,
самый летний день в году,
самый длинный день Земли –
двадцать второго.
Спали дети,
зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час взрыв,
что солнце погасил в кромешном гуле,
сквозь повязки неумелые сочась,
кровь народа заалела в том июне.

2 чтец:

Шаг за шагом вспоминаем, день за днём,
взрыв за взрывом, смерть за смертью,
боль за болью,
год за годом, опалённые огнём,
год за годом, истекающие кровью.

– В деревнях и сёлах мужчин не было - они воевали на фронте. Остались только старики, женщины и дети.

3 чтец:

Я помню эти выстрелы в ночи
По-волчьи выли бабы на печи,
Казалось каждой в этот страшный час,
Что мужа расстреляли в сотый раз.
Они своих не помнили заслуг,
По семеро впрягались бабы в плуг,
Чтоб хлеб родили минные поля,
Чтоб ровной стала рваная земля.

4 чтец: В неимоверно тяжёлых условиях страна жила, боролась. Она превратилась в огромный боевой лагерь, охваченный единым порывом изгнать врага с нашей земли. Люди, забывая об отдыхе, сутками не уходили с заводов, стремясь дать фронту как можно больше танков, самолётов, оружия, боеприпасов. На фронт шли не только взрослые мужчины, но и мальчишки становились в один строй со своими отцами.

Смена чтецов. (Песня Окуджавы «Ах, война…»)

1 чтец:

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, – где, не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте...
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В чёрный дым сражений, на броне покатой,
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом…

– Уставшие после боёв, у костра вспоминали солдаты мать, жену, детей, писали письма.

На сцене изображение костра. Вокруг сидят солдаты. Кто-то пишет письмо домой, кто-то дремлет, кто-то забинтовывает раны. Дети исполняют песню «В землянке» (автор: Сурков В., музыка: Листов К.)

2 чтец:

– А на утро снова в бой.
Навстречу раскатам
Ревущего грома
Мы в бой поднимались
Светло и сурово.
На наших знамёнах
Начертано слово:
Победа! Победа!
Во имя Отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!

– А сколько их, защищавших нашу Родину, осталось лежать на полях.

Сценка (медсестра на плащ-палатке тащит раненого солдата с поля боя)

3 чтец:

В полнеба пламенел закат,
На полземли снега горели.
А в поле умирал солдат
На окровавленной шинели.
На ней сестрёнка волокла его из боя к медсанбату,
В окраинную нашу хату,
Но пуля в сердце к ней вошла,
Оборотясь лицом к закату.
На синий наст она легла
Ни слова не сказав солдату
И зябко вздрогнув, умерла,
А он в багровой вспышке боли
И не заметил ничего,
И лишь снежинки чуть кололи
Холодный, потный лоб его.
Перебинтованы позёмкой
Они лежали на меже.
И вот на лица их уже
Упала тень полыни ломкой.
И всё сестрёнку звал солдат
И примерзал к её шинели.
На полземли снега горели,
А в поле умирал солдат.

4 чтец: Действующим войскам помогали и партизаны. Брянские леса в ВОВ явились зелёной крепостью нашего государства. Они были базой формирования не только брянских, но и украинских, курских и белорусских отрядов.

Звучит песня «Шумел сурово брянский лес» (слова Сафронова А., музыка Кац С.). Вокруг стоят нарисованные деревья. На пнях сидят партизаны, медсестра.

4 чтец: – А ведь юмор, песни, частушки поддерживали боевой дух солдат.

Частушки. Используется ширма и куклы: солдат и Гитлер.

Немцы зиму просидели,
А Москву не поглядели,
Ещё лето посидят-
И Берлин не поглядят.
Гитлер в ставочке сидит
И на карту всё глядит.
Он в Европе пробежался,
А в России задержался.
На Москву он замахнулся,
Только быстро поперхнулся.
На защиту встал народ,
Преподал ему урок.
Гитлер вздумал отличиться,
В Ленинграде поживиться.
Петергоф не захватил,
Фигу с маслом получил.

Выходят другие чтецы.

1 чтец: – Веселились и ели скудную пайковую еду. Тогда вся страна находилась в полуголодном состоянии. Особенно пришлось голодать жителям Ленинграда. В Берлине заговорили о стратегии голода. Последовали многократные истерические выкрики Гитлера, что блокированный Ленинград «вымрет сам по себе и, как спелый плод, упадёт нам в руки».

Дети, плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету.
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали - и говорили:
– Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!

2 чтец: – 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887тыс. человек. Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире ложился спать и засыпал навеки.

Чтец надевает косынку и берёт куклу-ребёнка.

На салазках кокон пряменький
Спеленав, везёт
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метёт.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей, вот тоже, дочери
Схоронён вчерась.
Бог прибрал, и слава Господу,
Легче им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду
С этих со ста грамм».
Труден путь, далёк до кладбища,
Как с могилкой быть?
Довезти сама смогла б ещё,
Сможет ли зарыть?
А не сможет – сложат в братскую,
Сложат, как дрова,
В трудовую, Ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки,
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький,
Легче умереть.

3 чтец: Гитлер ставил перед собой задачу полного уничтожения целых народов. Для этого создавались концентрационные лагеря в Германии, Австрии, Польше, Баварии. Это были «фабрики смерти» с газовыми камерами, крематориями, лабораториями для преступных медицинских экспериментов.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят…
Нет, этого не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук…
– Я, мама жить хочу! – Не надо мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь? –
И хочет вырваться из рук ребёнок.
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
– И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул – Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и могучих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подняли великой правды знамя,
Омой его, земля, кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.

4 чтец: Каждому здравомыслящему человеку ясно: дети – это дети, они не воюют, они не вооружены, они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако, фашизм их зверски уничтожал, уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Миллионы жизней унесла война. Казалось, что не будет конца этой жестокости, насилию и бойни. Миллионы похоронок получили жёны, матери, невесты.

На сцене изображение памятника. Девочка в чёрном платке стоит перед этой могилой. Звучит песня «Мой милый, если б не было войны» (автор Шаферана И., музыка Минкова М.)

4 чтец: Почтим минутой молчания тех, кто отдал свои жизни во имя счастливых светлых дней.

Выходят другие чтецы.

1 чтец: – Но не зря были отданы эти жизни. Настал час ликования, час слёз радости, час победы.

В небе сталкивались марши
Гулко и торжественно…
«Наши победили!
Наши!»
Как кричала женщина,
Будто бы на льдине,
А не в добром городе.
Победили!
Победили!
Победили, Господи!
Здесь, на празднике великом,
В этот день особенный,
Плача, исходила криком,
Словно кровью собственной.
В крике над Землёй летела -
Маленькая, сгорбленная…
Горе выкричать хотела,
За войну накопленное.

Звучит песня «День Победы» (автор: Харитонов В., музыка Тухманова Д.) Дети раздаёт всем гостям шары.

2 чтец:

Помните!
Через века, через года-
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны! Роберта Рождественского

Прошла война. Кругом разруха. Но наша огромная страна нашла силы, чтобы встать из пепла и построить мирную жизнь

Звучит музыка Рахманинова.

3 чтец:

Россия-Родина моя,
Холмы, дубравы и долины,
Грома морей и всплеск ручья,
Прими, Россия, словно сына!
Ты стала всем в моей судьбе,
А мне за жизнь свою, признаться,
Как к матери в любви к тебе
Не доводилось объясняться.
Россия – Родина моя!

Звучит песня «Желаю тебе, земля моя» (автор : Завальнюк Л., композитор: Саульский Ю.)

4 чтец: Мир пришёл на Землю, но страна не отказалась от оружия. Oтчизна начала укреплять свою обороноспособность. По всей границе нашей Родины размещены военные гарнизоны, объединяющие различные виды войск. С развитием РВСН, в середине прошлого века была образована воинская часть в г. Ключи:

Просмотр видеозаписи о запуске ракет.