Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Разделы: Начальная школа


Цели: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать внимательное отношение к художественному слову, любовь к родной природе.

Оборудование: картина с изображением зимнего пейзажа.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

II. Чистописание. Сообщение темы и целей урока.

У. У нас сейчас на дворе месяц декабрь. В древние века на Руси этот месяц называли студнем, в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студёно (холодно).

- К сегодняшнему уроку я вас просила найти пословицы, поговорки, народные приметы о декабре. Пожалуйста.

Д. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю остудит.

В декабре зима стелит белые холсты, через реки наводит мосты.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзшая земля – то это к урожаю.

Шумит дубравушка – к непогодушке.

Если в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето, коли же остаётся промежуток – урожайное.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзшая земля – то это к урожаю.

Если первый снег в декабре плотный, мокрый и тяжёлый – ожидается влажное лето, а если сухой, лёгкий – сухое лето.

Декабрь тёплый и сырой – к затяжной зиме и поздней и холодной весне.

У. Прочитайте предложение-примету на доске. На какое правило пропущены буквы?

Длинные сухие еловые веточки к метел. сгибаются, к спокойной погод. распрямляются.

Д. Е-И в безударных падежных окончаниях существительных.

У. Определите тему сегодняшнего урока.

Д. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

У. Правильно. Ещё мы будем говорить о зиме и о том, что она дарит людям.

- Вначале разомнём приготовим пальчики для работы. Возьмите ручку между большим и указательным пальцами пишущей руки и покатайте.

- Какие же гласные пропущены в предложении, записанном на доске. Объясните их написание.

- Запишем красиво в соединении гласные еи, чередуя.

- Спишите красиво и грамотно предложение.

У. Назовите слово, в котором звуков на два больше, чем букв.

Д. Еловые.

У. Назовите слово, в котором приставка состоит из одного звонкого парного согласного звука.

Д. Сгибаются.

У. Разберём по составу слово длинные.

- Выполним морфологический разбор существительного к метели.

К метели – сущ., ( к чему?)

Метель, неодуш., ж.р., 1 скл., ед.ч., Д. п.

К чему?

III. Работа по теме урока.

1.У. Вспомним правило, по которому мы определяем безударную гласную в окончании существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

- Возьмите листочки с заданием. Какое слово непонятно?

Д. Изморозь.

У. Что такое изморозь?

Д. Белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев.

У. А что такое изморось?

Д. Мелкий дождик.

У. Как проверить написание этих слов?

Д. Изморозь – морозит, изморось – моросит.

У. Составьте по одному предложению с каждым из этих слов.

У. По какому принципу расположены слова в столбиках?

  снежинка мороз изморозь
Р.п. снежинк. мороз. измороз.
Д.п. снежинк. мороз. измороз.
П.п. о снежинк. о мороз. об измороз.

Д. По склонениям.

У. Докажите. Вспомним, какие сущ. относятся к 1, 2, 3 склонению.

У. Вставьте окончания существительных. Объясните свой выбор.

У. Напомните алгоритм определения гласной в окончании существительного.

Д.

  1. Определи склонение.
  2. Определи падеж.
  3. Вспомни: какую гласную надо писать.

У. В каком случае мы можем сразу после первого шага перейти к третьему? Д. Если существительное 3 склонения, то в родительном, дательном и предложном падежах пишется гласная и.

У. Потренируемся в определении безударных окончаний существительных. Вставьте пропущенные гласные е/и в окончания существительных. ( Два ученика работают у доски)

Задание для 1 ученика:

По дубрав., без кист., в рощ., на картин., к окраин., на охот., в перин., в город., для ветк., к паутин., к птиц., по полянк., к берёз., в кормушк., от выдумк. .

Задание для 2 ученика:

На крыш., на площад., о сорок., от верхушк., на глад., к проруб., на лосёнк., по насып., от лазур., с ветк., на ел., к льдинк., от галк., на ладон..

Задание для учащихся:

На клумб., к ветк., на клюв., от дорожк., около снежинк., около верхушк., о живопис., на кист., во власт., для кормушк., вокруг проруб., у дорожк., в шубк., на бусинк., без краск., в зарисовк., на ветв., в шал. .

- Проверяем работу на доске с помощью сигнальных карточек.

2. Физкультминутка «Зимняя зарядка»

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
Чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
А какой вышины?
Вот такой вышины.    Руки вверх, потягивание.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.    Руки в стороны.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные!    Голову вверх.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ, топ.    Шаги на месте.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.    Хлопки.
Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка.   Наклоны.
- Здравствуй, зима!

3. Беседа.

У. Как вы понимаете выражение «кружевные потолки»?

У. Вам нравится это время года? За что?

У. Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года. Кто помнит стихотворные строчки, подтверждающие эту мысль?

Д.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Пушкин)

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит. (Тютчев)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна… (Есенин)

4. Работа с текстом.

У. Известный русский писатель Н.В. Гоголь так сказал о зиме: «…Одним цветом белым рисует зима. Бедный цвет, но какая изобразительность…»

- Вы согласны с этим высказыванием? Подтвердите свою мысль примерами.

У. Возьмите листочки с текстами. Прочитайте самостоятельно. Найдите в нём подтверждение словам Гоголя. (Первый раз читает вслух учитель)

Зима. В сухом морозном воздух. сверкают на солнц. бесчисленные блёстки инея. Они убирают в алмазный наряд тонкие ветки деревьев и превращают в бриллиантовое ожерелье паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое. Беззвучно сорвётся с ветк. ком рыхлого снега.

Д. Кайгородов.

У. Определите основную мысль текста.

Д. Красота зимней природы.

У. Какие слова в тексте волшебно преображают обычные предметы и превращают их в художественные образы? Почему эти слова обладают такой силой? В чём её источник?

У. Приведите примеры художественных средств изображения из текста.

Д. Эпитеты(определения, выделяющие один из признаков предмета, явления):сухой морозный воздух, алмазный наряд, бриллиантовое ожерелье.

Метафора(перенос свойств одного предмета на другой по принципу сходства, контраста): блёстки, наряд, ожерелье.

У. С помощью каких частей речи изображается красота родной природы?

Д. С помощью имён прилагательных и существительных.

У. Приготовимся писать текст под диктовку. Найдите слова с пропущенными окончаниями. Объясните их написание.

- Найдите слова с непроверяемыми написаниями (словарные).

- Ещё раз внимательно прочитайте текст, задайте вопросы по написанию слов, которые вы не можете объяснить.

5. Запись текста под диктовку. (После записи зарядка для глаз)

У. Поменяйтесь тетрадями, возьмите листочки с текстом, проверьте работу своего соседа. Карандашиком поставьте оценку.

У. Выполним синтаксический разбор последнего предложения.

6. Творческое задание (Р/Р)

У. Напишите продолжение текста из 2-3 предложений, в котором попытайтесь передать ваше видение природы.

7. Проверка самостоятельной работы.

VI. Итог урока.

У. Итак, мы с вами закончили работу по формированию навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Вспомним ещё раз алгоритм определения гласных е/и в родительном, дательном, предложном падежах имён сущ.

Д.

  1. Определи склонение.
  2. Определи падеж.
  3. Вспомни, какая гласная пишется в данном падеже данного склонения.
  4. Если забыл, таблицу окончаний подставь дежурное слово(1скл. - земля, 2скл. - стол, 3 скл. - и)

V. Домашнее задание.

У. Составьте и запишите свою зимнюю зарисовку.