Индивидуальное сопровождение педагогов в условиях внедрения профильного обучения

Разделы: Администрирование школы


Гораций Квинт Флаа как- то сказал: «Тот уж полдела свершил, кто начал: осмелься быть мудрым и начинай». А мы начали давным – давно. И цель поставили перед собой высокую - гибкая организация учебно-воспитательного процесса, которая бы позволила реализовать идею вариативного образования в рамках общеобразовательной массовой школы и обеспечить содержательную и методологическую преемственность на всех этапах обучения и развития. Исходя из этого, мы более 10 лет поэтапно выстраивали оптимальную образовательную модель, которая бы устраивала и высокомотивированных детей или интеллектуально одаренных, и «проблемных», и обычных - «стандартных». Наша образовательная стратегия основывается как на внутренней, так и на внешней дифференциации учебного процесса, т.е. на оптимальной комбинации известных образовательных моделей:

  1. начальная школа - базовая консервативная модель смешанных способностей, где мы максимально используем вариативный компонент для дифференциации и индивидуализации обучения;
  2. основная школа - модели отборочные - с ориентацией на гуманитарный и технический профиль, т.е. принцип внешней селективной дифференциации классов и модели смешанных способностей;
  3. старшая школа — отборочные модели с установкой на раннюю профилизацию и модели смешанных способностей;
  4. система дополнительного образования, социальной деятельности как инновационная модель для всех ступеней обучения.

Основные образовательные модули и дополнительные (сопутствующие) модули создали целостный процесс, единую организованную жизнедеятельность школьников, которая способствует формированию интеллектуально-нравственной свободы и реализует все компоненты содержания образования для детей разных учебных возможностей на всех возрастных этапах.

Накоплен определённый опыт, есть успехи. Но жизнь вносит коррективы. В 2010–2020 г. г. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения, т. к. школе необходим конкурентоспособный учитель, обладающий высоким профессионализмом, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией (проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики»).

Возникает вопрос. Как эффективно использовать накопленный опыт при введении модели предпрофильной подготовки и профильного обучения? Как подготовить педагогический коллектив к работе в новых условиях?

Неготовность кадров к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения проявилась в:

  1. неумении проектировать индивидуальную образовательную траекторию ребенка;
  2. отсутствии опыта использования проектно-исследовательских и коммуникативных методов, методов обучения, направленных на сохранение индивидуальности ребенка, развития его инициативы в различных видах учебной деятельности;
  3. отсутствии опыта составления авторских программ;
  4. низкой мотивации.

В основе успешного выполнения любой программы, идеи лежит принцип эффективного использования, сохранения и развития человеческих ресурсов. Многочисленные исследования неопровержимо доказывают, что в долгосрочной перспективе конкурентоспособность организации определяет хорошо обученный, квалифицированный и мотивированный персонал. Влиять на поведение подчинённых можно не только посредством вознаграждения, но и добиваясь чёткого понимания того, каких результатов администрация ожидает от исполнителей, распределяя задания так, чтобы они были по силам исполнителям. Поэтому важным шагом в управлении для администрации нашей школы является методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов. Сопровождение учителя - это создание оптимальных информационных, инструктивно-методических, социально-психологических, диагностических, корректирующих условий для его деятельности.

Методическое сопровождение осуществляем по нескольким направлениям.

Сопровождение опытно - экспериментальной и инновационной деятельности подразумевает оказание помощи в разработке и проведении мониторинга эффективности использования новых образовательных технологий, разработку методических рекомендаций по их внедрению в учебно-воспитательный процесс, презентации опыта работы. В рамках изучения, обобщения и пропаганды педагогического опыта помогаем выявить наиболее эффективные методы и формы работы учителя, создаём условия для презентации и обобщения педагогического опыта. Информационно- технологическая деятельность (использование Интернет-ресурсов и создание цифровых образовательных ресурсов, поддержка и обновление сайта школы, пополнение аудио - и видеофонда) область, где наиболее ярко проявляется творчество педагогов. Аналитическая деятельность является обязательным элементом методической работы, так как диагностика состояния образовательного процесса и уровня профессиональной компетентности учителя, интерпретация полученных данных помогают выявить запросы на методическую помощь.

В нашей школе работает 114 педагогов. И естественно мы уделяем особое внимание повышению квалификации педагогических работников через организацию и посещение семинаров - практикумов, взаимопосещение уроков, педагогические чтения, оказание поддержки в работе по самообразованию. Наиболее интересные формы работы, хотя и трудоёмкие, – диспуты, деловые имитационные и рефлексивно-ролевые игры, тренинги, моделирование и анализ ситуаций и др., т. к. они помогают вовлечь большую часть коллектива в подготовку и проведение мероприятия.

Учителя – люди взрослые, имеют и определенные знания, и жизненный опыт, умеют учиться и учатся всю жизнь («учитель умирает тогда, когда перестает учиться»), но есть и ряд особенностей.

Во-первых, сопровождение учителей носит индивидуальный характер и определяется опытом работы, характером его образовательных запросов и интересов, уровнем профессиональной компетентности. Во-вторых, курсовая подготовка, на которую многие уповают, не панацея. Убеждена, что невозможно подготовить учителя для работы в новых условиях за короткое время. Нужна длительная целенаправленная работа, направленная на раскрытие и активизацию его потенциала.

И здесь, на мой взгляд, наиболее эффективно использование коучинга. Коучинг предполагает раскрытие и использование сильных сторон людей, помощь им в преодолении личных барьеров и ограничений в достижении лучших результатов, а также повышение их результативности работы в команде. (Р. Дилтс, 2004). При этом изменяется и роль методиста (наставника, коуча) – учитель получает возможность работать с персональным консультантом, оказывающим учебно-методическую помощь на всех этапах работы. Педагог должен быть уверен, что о возможных проблемах, если такие появятся, будет знать узкий круг людей, только в этом случае он пойдёт на сотрудничество.

Существует весьма тонкая грань между коучингом, наставничеством, линейным менеджментом (подразумевается способность максимально эффективного использования возможностей работников), консультированием. Но в целом коучинг предполагает различные способы помощи сотрудникам в повышении эффективности их деятельности. Один из вариантов такой помощи - оказание консультационных услуг как управленческого, так и общепедагогического характера в процессе сопровождения профессиональной деятельности педагога. Это позволило нам, например, убедить членов коллектива в необходимости организации исследовательской деятельности учащихся до начала эксперимента по введению профильного обучения, и избежать конфликтов, связанных с началом эксперимента. В первом случае цели консультирования охватывают основные стороны деятельности образовательного учреждения, а во втором - цели консультирования связаны с совершенствованием образовательного процесса. Вариант дифференциации консультационных услуг, запланированных в рамках внедрения модели предпрофильной подготовки учащихся, представлен в Приложении 1.

Ещё один вариант работы с учителем - тьюторское (индивидуальное) сопровождение педагога. Под тьюторским сопровождением мы понимаем технологию, в рамках которой основной формой взаимодействия подопечного с тьютором является длительная индивидуальная работа в режиме периодичных индивидуальных встреч (Т. П. Афанасьев, В. И. Ерошин, Н. В. Немова «Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии»). С одним педагогом работа носит компенсаторный (т.е. восполнение «пробелов» в профессиональной подготовке) характер, с другим - развивающий, имеет теоретическую или практическую направленность. Например, при внедрении УМК «New Millennium English” работа была построена следующим образом.

  1. Изучение концептуального содержания и методической структуры УМК.
  2. Изучение технологии работы с учебным содержанием.
  3. Изучение технологии презентации учебных элементов и конструирования дидактических материалов.
  4. Выстраивание системы контроля уровня сформированности языковых навыков и речевых умений учащихся.

В процессе работы перешли к составлению календарно – тематического планирования в форме технологических карт, научились отбирать и структурировать содержание учебного материала, наглядно и компактно конструировать учебные элементы и дидактические материалы, освоили интерактивные методы обучения.

Параллельно с теоретической проработкой материала, шло опережающее конструирование урока, обсуждение конспекта (принцип предупреди ошибку), а затем самоанализ проведенных уроков, приобретение и осмысление личного опыта. Я передаю идею, помогаю поверить учителю в собственные силы, найти ресурсы для выполнения поставленных задач. Всё остальное зависит только от педагога, находится в его руках.

Важный момент - «контрольные срезы» проделанной работы, обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. В качестве «срезовых» используем посещение занятий с последующим анализом, собеседование, выступления на заседаниях педагогического совета и/или городского методического объединения, проведение открытых уроков, «защиту» методических или дидактических материалов. Главное - учитель сам решает, когда он готов публично предъявить свои наработки.

Индивидуальный подход к повышению квалификации учителей с учётом уже имеющегося у них опыта и знаний нелегко реализовать. Есть плюсы, есть минусы. Но рост мастерства учителя, желание творить, пробовать новое – вдохновляет. Есть, конечно, и трудности – разные предметы, программы, УМК, разный стиль деятельности. И со всем этим материалом нужно и можно работать.