Дополнительная образовательная программа "Тайны зеленого леса"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Школьное лесничество – трудовое объединение обучающихся, организуемое в целях воспитания у обучающихся любви и бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук.

Задачами школьного лесничества являются: оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране лесов; участие в посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, заготовке кормовых трав, привлечение обучающихся к опытнической и исследовательской работе.

Сегодня много говорят об угрозе экологического кризиса, экологической катастрофе глобального масштаба. Каждый по-своему представляет надвигающуюся опасность, но все понимают, что это угроза жизни на всей планете, в том числе и угроза человечеству.

Главная причина происходящего заключается в том, что человек выделился из живой природы настолько, что живет, порой нарушая ее законы.

И сегодня оптимистично настроенная часть населения Земли утверждает, что катастрофу можно предотвратить, нужно лишь изменить отношение каждого человека к окружающей его природе. Сформировать экологический стиль мышления – вот главный способ решения этой проблемы. Но сформировать экологический стиль мышления можно, лишь опираясь на базовые знания биологии и других естественных наук. Вот почему возникла необходимость создания школьного лесничества.

Эффективными организационными формами при изучении основ лесоводства следует считать: теоретические, лабораторно-практические занятия в производственных условиях, экскурсии.

Тематический план предусматривает теоретические занятия по изучению значения леса в жизни человека, лесного фонда России, основных древесных пород родного края; взаимосвязи леса со средой, животными миром; естественной смены пород, продуктивности лесов, типов леса, лесоустройства и таксации леса, охраны лесов. Обучающиеся получают более полное представление о рубках ухода и рубках главного пользования, о методах рубок и их организации, знакомятся с искусственным лесовозобновлением, лесосеменным делом и лесными питомниками, болезнями и вредителями леса, мерами борьбы с ними.

Для реализации принципа связи теории с практикой программа предусматривает изучение теоретического материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками по выращиванию посадочного материала в питомнике, посеву и посадке леса, уходу за лесом разного возраста, сбору семян.

Ранний юношеский возраст - это время профессионального самоопределения. Именно в этом возрасте формируется способность к предварительному планированию деятельности, а так же способность к саморегуляции.

Пройденный цикл занятий дает возможность ребенку оценить важность биологических знаний, не только в области науки, но и в повседневной жизни, помогает применить на практике приобретенные навыки и умения поведения в природе, сделать профессиональный выбор, определить жизненную позицию по отношению к окружающей природе.

Программа “Тайны зеленого леса” адаптированная, опирается на программу “Школьные лесничества” (автор И.И. Илюшина, Москва, “Просвещение”, 1986г), рассчитана на 1 год обучения (144 часа в год) при режиме работы 2 часа 2 раза в неделю. Набор в группы свободный, группы – профильные.

Цель программы:

Формирование экологически грамотной личности с развитым экологическим мировоззрением, мышлением, культурой, со сформированными природоохранными умениями и навыками.

Задачи:

  • формировать систему знаний о лесном потенциале Кемеровской области, путях его рационального использования и охраны;
  • развивать экологическое мышление, восприятие природоохранных проблем как личностно значимых; воспитать готовность к практическим действиям по их разрешению;
  • овладеть умениями и навыками экологически целесообразного поведения в природе, природоохранной деятельности, здорового образа жизни.

В процессе изучения курса обучающиеся узнают:

  • Защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое, эстетическое значение леса;
  • Строение леса и его элементы, обновление леса;
  • Особенности хвойных, лиственных и смешанных лесов;
  • Понятие о лесных почвах, приемах обработки почв, значение минеральных и органических удобрений для повышения продуктивности лесных культур, способы внесения удобрений;
  • Структуру лесных питомников, значение предпосевной обработки семян, особенности посева семян в питомнике;
  • Задачи и виды рубок ухода;
  • Последствия лесных пожаров, виды лесных пожаров, причины и меры борьбы с ними, безопасность труда при их тушении.

Обучающиеся научатся:

  • Определять растительные элементы леса;
  • Определять тип лесной почвы по механическому составу;
  • Соблюдать безопасность труда при работе с ручными орудиями;
  • Определять хвойные и лиственные породы по морфологическим признакам;
  • Проводить прополку сеянцев и обработку почвы;
  • Собирать семена древесных пород, просушивать, очищать и закладывать их на хранение;
  • Определять птиц в лесу по голосам, животных по следам, развешивать искусственные гнезда и кормушки;
  • Определять вредителей леса по повреждениям

Формы и методы раскрытия содержания программы:

При разработке методики занятия с учащимися необходимо определить эффективные методы осуществления межпредметных связей как одно из условий принципа сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания.

Методы, используемые на занятиях:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрации);
  • практические (опыты, самостоятельная работа).

Отличительной особенностью дополнительного образования является то, что обучающиеся не только получают знания в области охраны природы, но и включаются в деятельность по уходу за лесом, по выращиванию посадочного материала, по организации и проведению профилактической работы с населением, приобретают умения и навыки в проведении фенологических наблюдений, в наблюдении за погодой и погодными явлениями.

Исходя из этого, считаю приоритетными следующие формы занятия:

  • Научно-практическая конференция;
  • Лекция;
  • Семинар
  • Диспут
  • Экскурсия
  • Занятие “В мире занимательных фактов”
  • Занятие – поиск истины

Примерная тематика опытов и наблюдений:

  1. 1.Фенологические наблюдения за цветением и плодоношением древесных пород.
  2. 2.Изучение естественного возобновления леса.
  3. 3.Выявление оптимальных сроков посадки сеянцев главных древесных пород.
  4. 4.Закладка лесных культур крупномерным посадочным материалом.
  5. 5.Наблюдения за муравейником.
  6. 6.Наблюдение за жизнью лесных животных.

Проверка, контроль, учет знаний обучающихся

Важнейшим звеном в процессе изучения программного материала является проверка и учет знаний обучающихся. На занятиях используются разные виды учета:

  • предварительный (педагог, приступая к работе, знакомится с исходными знаниями, умениями и навыками у обучающихся);
  • текущий учет (наблюдение за деятельностью обучающихся на каждом занятии);
  • итоговый учет (открытые занятия, познавательно-игровые программы, викторины, КВНы и т.д.).

Учет знаний, умений и навыков будет успешным при соблюдении следующих требований:

  • объективность;
  • индивидуальность;
  • дифференциация;
  • систематичность.
  • Ожидаемые результаты:

Реализация программы приведет:

  • К повышению уровня экологического образования подростков;
  • Обеспечению занятости подростков в летние каникулы;
  • Снижению уровня подростковой преступности;
  • Обеспечение профессиональной ориентации школьников;
  • Снижению лесных пожаров в лесонасаждениях

Терминологический словарь

Атмосфера – газовая оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней

Биосфера – нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть литосферы, населенная живыми организмами

Биоценоз – экологические системы, охватывающие участки пространств с практически равномерно распределенными в них условиями жизни и населяющими их организмами

Восстановление природных ресурсов - доведение запасов тех или иных видов природных ресурсов до уровня, предшествовавшего их истощению в результате хозяйственной деятельности человека.

Заказник – охраняемая территория, частично изъятая из хозяйственного пользования, в пределах которой (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны одного или многих видов живых существ.

Заповедник – особо охраняемое законом пространство, нацело исключенное из любой хозяйственной деятельности, ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов.

Экология – отрасль науки об общих закономерностях взаимоотношений организмов и среды.

Учебно-тематический план

 

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Введение. Проблемы охраны окружающей среды. Основные сведения о лесах и лесном хозяйстве. Значение леса в природе и в жизни человека. Лесные почвы. Животный мир леса. Вредители леса. Основные хвойные и лиственные породы. Выращивание посадочного материала. Неживая природа. Образ жизни - фактор здоровья. Защитное лесонасаждение. Уход за лесом. Охрана леса.

14

16

8

10

10

4

12

14

8

8

8

12

20

144

11

8

3

4

5

3

5

5

5

3

3

3

9

67

3

8

5

6

5

1

7

9

3

5

5

9

11

77

Содержание программы:

Тема

Кол-во часов

1.

Введение. Проблемы охраны окружающей среды

Что такое экология? Природные зоны Кузбасса. Экологические проблемы Кузбасса. Особо охраняемые территории Кузбасса. Причины исчезновения лесов и значение восстановления лесов. Знакомство с жизнью людей, посвятивших свою деятельность спасению живого мира планеты. Экскурсия в лесхоз “В чем заключается работа лесничего”.

14

2.

Основные сведения о лесе и лесном хозяйстве

Народнохозяйственное, защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое, эстетическое значение леса. Лесной фонд России. Строение леса и его элементы. Биоценоз леса. Взаимосвязь растений, животных, микроорганизмов, почвы, атмосферы, Растительный мир как составная часть природной среды. Условия жизни растения. Понятие о растительном сообществе. Занятие-викторина “Загадки сибирского леса”.

16

3.

Значение леса в природе и в жизни человека

Роль зеленых растений в природе и в жизни человека. Необходимые меры по охране леса и зеленых насаждений. Значение леса в образовании кислорода. Экологический турнир.

8

4.

Лесные почвы

Взаимосвязь растительного леса и почвы. Понятие “гумус” и его состав. Характеристика органических и минеральных удобрений. Морфологическое строение почвы, типы лесных почв. Почва как среда жизни растений. Практическая работа “Типы лесных почв”.

10

5.

Животный мир леса

Животный мир леса. Взаимосвязь растений и животных в природных сообществах. Влияние деятельности человека на многообразие и численность животных. Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки, перелеты. Животные, внесенные в Красную книгу. Ролевая игра “Экологический суд”.

10

6.

Вредители леса

Вредители и болезни леса. Биологический способ борьбы с вредителями. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений.

4

7.

Основные хвойные и лиственные породы

Географическое распространение древесных и кустарниковых пород. Хвойные породы. Лиственные породы, развитие обновления леса. Задачи развития лесного хозяйства. Занятие-викторина “По страницам занимательной литературы”.

12

8.

Выращивание посадочного материала.

Создание питомника для выращивания саженцев деревьев. Строение и размножение голосеменных. Посев и выращивание саженцев деревьев в комнатных условиях. Экскурсия “Знакомство обучающихся с работой лесопосадочных машин”. Экскурсия в питомник “Условия жизни растений”

14

9.

Неживая природа

Воздушный океан. Водные ресурсы Кемеровской области. Погода. Как можно предсказать погоду. Простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой.

8

10.

Образ жизни – фактор здоровья

Особенности образа жизни современного человека. Ландшафт как фактор здоровья, природный ландшафт, требования к экосистеме современного человека. Викторина “Экология и здоровье”.

8

11.

Защитное лесоразведение

Виды полезащитных полос, их конструкция, ассортимент древесных и кустарниковых пород. Влияние полезащитных полос на урожайность сельскохозяйственных культур. Облесение песков и оврагов. Практическая работа “Составление планов размещения полезащитных полос и озеленение участков”.

8

12.

Уход за лесом

Задачи рубок ухода. Условия жизни растений. Побочное пользование лесом. Лекарственные травы, грибы, ягоды. Влияние различных условий на рост и развитие растений. Практическая работа “Уход за лесом: очистка от валежника”.

12

13.

Охрана леса

Объекты природы, подлежащие охране. Охраняемые территории Кемеровской области. Государственные заказники областного значения. Виды и причины возникновения лесных пожаров. Учет и охрана растительных богатств родного края. Охрана природы и восстановление ее богатств для улучшения окружающей среды. Взаимодействие природы и общества. Изменение природных условий под влиянием хозяйственной деятельности людей. Экскурсия в Томскую писаницу.

20

Список литературы

для педагога

  1. Охрана природы Кузбасса [ Текст] : методическое пособие / Сост. Е.Ю.Баранов.- Кемерово, 2001.-77 с.
  2. Илюшина, И.И. Школьные лесничества [ Текст] / И.И. Илюшина.- М.: Просвещение, 1986.-143с.
  3. Неделя леса в школе [ Текст] : сборник методических рекомендаций/ Сост. И.И.Илюшина.-М.: Просвещение, 1989.-95 с.
  4. Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [ Текст] / Т.Я Шипунова.- Новосибирск,2001.-345с.
  5. Экологический словарь. [ Текст] / Сост. С.Я.Горикова .- М.: Слог, 1993.-367с.
  6. Ярошенко, А.Ю. Как вырастить лес. [ Текст] : методическое пособие/ Сост. А.Ю. Ярошенко. –М.: Всемирная лесная вахта, 2003.-93с.

для обучающихся

  1. Блинкин, С.А.Фитонциды вокруг нас [ Текст] / С.А. Блинкин.-М.: Просвещение,1981.-163с.
  2. Генкель, П.А. Физиология растений. [ Текст] / П.А. Генкель.-М.: Просвещение,1970.-177с.
  3. Гордеева, А.М. Электричество в жизни растений. [ Текст] / А.М.Гордеева.-М.:Просвещение,1994.-133с.
  4. Малиновский, Ю.М. Биосфера – Земля – Галактика. [ Текст] / Ю.М. Малиновский.-М.:Просвещение,1990.-263с.
  5. Новрузов, З.Н. Природа не прощает ошибок. [ Текст] / З.Н.Новрузов.- М.:Просвещение,1988.- 195с.
  6. Ситник, К.М. Биосфера. Экология. Охрана природы. [ Текст] : Справочное пособие/ К.М.Ситник.- Киев,1987.-163с.
  7. Шипулин, А.Я Леса Кузбасса [ Текст] / А.Я. Шипулин.-Кемерово, 1970.-111с.

Приложение