Патриотическое воспитание детей и молодежи

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Патриотическое воспитание в условиях открытого информационного общества носит разнообразный характер. При этом рассматривается не только способность к овладению новыми технологиями, средствами, но и ценностные ориентации сотрудничества школы и библиотеки. Это значит, что современная школа и библиотека являются культурно-информационными, воспитательными и досуговыми центрами, где современные учащиеся могут не только получить полную информацию по интересующей теме, но и быть активно вовлеченными в процессы (в данном случае патриотического) воспитания на основе традиций нашего общества, знаний истории и лучших образцов культурного наследия человечества.

Активные поиски инновационных технологий в работе учителя и библиотеки по патриотическому воспитанию нашли пути решения в создании программы сотрудничества между мною – учителем МОУ Гимназии №9 г. Ставрополя Натальей Юрьевной Воронцовой и сотрудниками библиотеки-филиала № 6 МУ СЦБС, возглавляемого Натальей Васильевной Пономаревой.

Одним из разделов программы сотрудничества на 2006-2007 учебный год была тема «Наследие доблести и славы: государственная символика России». Знание государственной символики России является составной частью патриотического воспитания. В этом разделе было проведено замечательное мероприятие для учащихся 5 «Б» класса Гимназии №9 на тему «России реют флаги». Мною был подготовлен электронный вариант информационно-образовательного комплекса в виде презентации книги «Герб. Гимн. Флаг России», опытнейший сотрудник библиотеки Мария Ильинична Волкова провела экскурс в историю создания герба, флага и гимна России, а усилиями еще одного сотрудника библиотеки Лидии Анатольевны Дечевой были подобраны фотографии, иллюстрации, книги и журналы, которые составили великолепную экспозицию по теме и явились прекрасным оформлением классного часа. Деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины очень сложна и кропотлива. Знание символики вызывает у учащихся чувство гордости за свою страну и родной край.

Воспитание в этом направлении способствует формированию и развитию личности, обладающей качествами активного гражданина своей Родины и края, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества духовный кризис оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Субъективные и объективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, мотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению.

В этих условиях очевидна неотложность мер по патриотическому воспитанию особенно детей и молодежи.

Реализация данной программы сотрудничества предусматривает объединение усилий школы, библиотеки, семьи, Вооруженных сил и других силовых структур города, исполнительной власти и общественности, скоординировать и направить их работу на решение проблем в области патриотического воспитания. Комплекс разработанных мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания детей и молодежи нашего города включает в себя такие разделы, как:

  • Героические события отечественной истории и истории Ставропольского края;
  • Выдающиеся достижения страны в области экономики, политики, науки, культуры и спорта, сохранившие еще качества нравственных идеалов и т.д. Все это создает реальные предпосылки для работы по патриотическому воспитанию.

Цель такого сотрудничества – повысить общественный статус патриотического воспитания в учреждениях культуры и образования г. Ставрополя на основе отечественных традиций и современного опыта.

Для достижения такой цели необходимо решить ряд важнейших задач:

  • развитие системы патриотического воспитания на базе уже существующих центров патриотического воспитания молодежи ( в МОУ Гимназии №9 г. Ставрополя – Музей боевой славы, которым руководит Евгения Владимировна Гордиенко, в библиотеке-филиале №6 – Музей-экспозиция боевой и трудовой славы жителей микрорайонов №9 и 10 Ленинского района г. Ставрополя, а также Информационный центр патриотического воспитания «Патриот», которым руководит заведующая библиотекой Н.В. Пономарева), способных на основе формирования патриотических чувств и сознания воспитать активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, инициативностью, упорством, мужеством, любовью к Родине и краю;
  • поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм работы в организации этой деятельности с подрастающим поколением;
  • создание координационного совета по патриотическому воспитанию на базе гимназии №9 и библиотеки-филиала №6;
  • привлечение к сотрудничеству по усовершенствованию законодательной базы о патриотическом воспитании в г. Ставрополе депутатов городской Думы ( активнейшими вдохновителями и помощниками в этой работе являются депутаты нашего города – Валентина Марковна Сапунова – директор МОУ Гимназии №9 г. Ставрополя и Богданов Тимофей Ильич);
  • привлечение СМИ к пропаганде патриотического воспитания подрастающего поколения.

Значимость подобного сотрудничества очевидна. В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы патриотического воспитания. Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи, является формирование у них морально-психологических и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием ПАТРИОТ.

Для решения поставленных целей и задач, методика сотрудничества наиболее актуальна и может быть реализована следующим образом:

1. Обязательное создание координационного совета, согласовывающего и регулирующего все действия в сотрудничестве по патриотическому воспитанию, в состав которого вошли все заинтересованные лица и ведомства ( учитель МОУ Гимназии №9 Н.Ю. Воронцова, библиотека-филиал №6, Десантно-штурмовой полк №247 (ДШП), Совет ветеранов микрорайона №10 г. Ставрополя с клубом «Фронтовичка»).

2. Регулярное проведение конференций, семинаров, дискуссий, совещаний по организации патриотического воспитания детей и молодежи.

3. Активное участие в работе музеев боевой и трудовой славы жителей Ленинского района г. Ставрополя на базе МОУ Гимназии №9 и библиотеки-филиала №6.

4. Развитие сотрудничества школы и библиотеки с ДШП № 247, администрацией Ленинского района и т.д.

5. Способствовать развитию шефских связей 247-го ДШП с детьми, особенно теми, кто находится в трудной жизненной ситуации (на базе ДШП №247 ежегодно в летнее время действует военно-оздоровительный лагерь для трудных подростков).

6. Уделять особое внимание взаимодействию с ветеранскими организациями и организациями воинов запаса («Союзом ветеранов Афганистана»), с Ленинским райвоенкоматом, военными вузами по проведению цикла мероприятий с молодежью призывного возраста.

7. Проводить совместно с библиотекой читательские конференции, обзоры литературы, конкурсы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, экскурсии, Недели боевой славы, Вахты памяти, День памяти павших, книжные выставки, выставки творческих работ учащихся и т.д.

8. Периодически освещать в СМИ и на сайтах школы и библиотеки темы проводимых мероприятий в данном направлении.

9. Создание электронной базы данных по проблемам развития патриотизма, создание сайта Информационного центра в сети Интернет на бесплатном хостинге ( на сегодняшний день совместными усилиями сотрудников библиотеки и учителя создано около 30 информационно-образовательных комплекса на электронных носителях по истории нашей Родины и Ставропольского края, о героях революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о великих полководцах и женщинах-героях ВОВ и мн.др.)

10. Совместное с библиотекой составление рекомендательных списков литературы по патриотическому воспитанию для детей, молодежи и учителей.

11. Формирование фонда аудио- видеоматериалов, печатной продукции по патриотическому воспитанию.

12. Активное участие учащихся в работе созданного на базе библиотеки-филиала №6 поисково-исследовательского отряда для детей «Юный патриот».

13. Обязательное обобщение опыта сотрудничества школы и библиотеки по патриотическому воспитанию и издание материалов отдельным сборником.

Необходимо постоянно координировать действия школы и библиотеки, т.к. это не только обогащает работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи, но и намного облегчает решение многих задач:

  • учителю – в воспитании учащихся и организации их досуга;
  • библиотеке – не только в реализации информационно-образовательных и воспитательных задач, но и пополнении состава пользователей библиотекой.

Из программы сотрудничества 2006-2007 учебного года наиболее хочется выделить классный час-праздник, проведенный в 5-м «Б» классе МОУ Гимназии №9 силами классного руководителя, сотрудников библиотеки, библиотекаря, психологов и военнослужащих ДШП №247, а также актива родителей класса, посвященный празднованию Дня Защитника Отечества по теме «Армейский калейдоскоп» (см Приложение). Все участники были наделены определенными функциями:

  • классный руководитель ( главный координатор действий) отвечал за подготовку учащихся к мероприятию, составление сценария, организацию работы родительского актива и согласование действий с библиотекой и ДШП №247;
  • сотрудники библиотеки оказали максимальную помощь в оформлении классного часа фотографиями, иллюстрациями, книжными изданиями и т.д., что составило замечательную экспозицию о современной российской армии и жизни военнослужащих Десантно-штурмового полка № 247 ;
  • библиотекарь ДШП Елена Ивановна Глебова совместно с психологами полка М.Р.Савинским и В.Маниным организовали подготовку военнослужащих (сержанта Е.А.Полянского и рядового А.В.Осипова) для выступления перед учащимися с рассказом о современной армии и о своем опыте службы в рядах вооруженных сил России;
  • военнослужащие помимо выступления, принимали активное участие в дискуссии и конкурсной программе праздника;
  • родители нашего класса взяли на себя все приготовления, связанные с самыми приятными минутами праздника – вручение памятных призов и подарков мальчикам класса – будущим солдатам и гостям – военнослужащим из 247-го ДШП.