Игра для учащихся 1-го класса "Путешествие в Букваринск"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Введение.

Самая благоприятная атмосфера для развития ребенка - это атмосфера продуманности, прочувствованного единства обеих сторон - семьи и школы.

Ребенку в такой атмосфере легче живется, развитие его личности проходит намного успешнее.

Младший школьный возраст - это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Поэтому проведение совместного досуга детей и родителей особенно актуально.

Вспоминая свое детство, несомненно, вспомнишь один из первых школьных праздников - "Прощание с букварем". Нельзя недооценивать значение первой учебной книги, а также традиций в образовании в целом. Поэтому вопрос о проведении этого праздника для меня даже не стоял.

Другое дело, какую форму выбрать для реализации задуманного?

Форма праздника, когда дети выступают (читают стихи, поют песни и т.д.), а родители в это время являются лишь только зрителями, несколько устарела. Поэтому я решила провести этот праздник в форме игры - путешествия, где родители вместе со своими детьми будут справляться с различными заданиями, интеллектуального и творческого характера.

Во-первых, это способствует сплочению детского и родительского коллективов

Во-вторых, она поможет родителям жить интересами ребенка не только учебного характера, но и внеурочной жизни ребенка.

В-третьих, игра еще раз подчеркнет всю важность чтения, работы с книгой, раскрыть возможности, которые дает осознанное чтение.

Предлагаю разработку игры "Путешествие в Букворинск", проходимой в марте 2008 года в 1 "В" классе школы №6 среди родителей и детей.

Цель: Воспитание у родителей и детей интереса к совместной деятельности, формирование классного и родительского коллектива.

Задачи:

  • Задать необходимый эмоциональный настрой
  • Воспитывать у детей доброжелательность, активность, согласованность своих действий.
  • Акцентировать внимание учащихся и родителей на изменении положения детей в обществе

Содержание:

Предварительная подготовка:

  1. Подбор конкурсов, стихов в соответствии с темой и задачами
  2. Разработка сценария праздника
  3. Подбор необходимого реквизита
  4. Разучивание стихов с детьми
  5. Оформление класса
  6. Работа с родителями, по организации работы отдельных "станций" игры
  7. Подготовка подарков для награждения

Ход праздника (Презентация)

Ведущий:

На свете много книжек разных.
В честь Букваря отдельный праздник.
Вы спросите, наверно, почему
Такая честь досталась вдруг ему?

Ученик 1:

Ну что такого в этом Букваре?
Его мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться,
И видим в нем картинку на странице.
Вот на столе лежит арбуз
Как сладок и приятен он на вкус.
А рядом с ним три черточки видны.
Зачем здесь нарисованы они?

Ученик 2:

Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву... (показывает листок с буквой А).
Но для того, чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они - основа всех наук.

Ученик 3.

И вот вперед мы двигались упрямо
И вскоре прочитали слово ... (показывает листок со словом мама")
Прочесть любой из нас был по слогам готов.
И вот все буквы нам известны стали.
Мы выучили целый алфавит!
И уйму слов уже мы прочитали.
А сколько прочитать еще нам предстоит!
Наверное, вовек не сосчитать
Всех слов, что нам придется прочитать.

(звучит музыка из мультфильма "Смешарики" появляются мультипликационные герои-куклы. Начинается кукольный мини-спектакль)

Ведущий: Однажды Крош забежал в гости к Нюше.

Крош: Привет! Отвечай не задумываясь, что такое букварь?

Нюша: Наверное, (мечтательно) это что-то красивое, с оборочками, рюшочками - букварюшечками.

Крош: Что-то я сомневаюсь, пойдем к Лосяшу. Он ученый. Уж он-то знает, что такое букварь.

Ведущий: И Крош поскакал к Лосяшу, а Нюша подумала: "Вдруг букварь и вправду красивый побежала следом.

Крош: Лосяш! Что такое букварь?

Ведущий: Лосяш молчал. Он сидел за столом и внимательно смотрел в толстенную книгу.

Крош: Лосяш!

Ведущий: Крош немного потряс Лосяша за рога, но тот не отзывался.

Нюша: Наверное он спит с открытыми глазами?

Ведущий: Но тут на пороге появился Кар-карыч

Кар-карыч: Не волнуйтесь, Лосяш не заснул, он просто читает. А букварь:Я про него все так и быть расскажу.

Ведущий: И он мечтательно продолжил.

Кар-карыч: что вам сказать о букваре? Букварь был моей любимой книгой. Он познакомил меня со свеми буквами и научил читать и писать!!!

Нюша: Кар-карыч, миленький! Познакомь нас с буквами! Мы хотим тоже научиться читать и писать!

Кар-карыч: Я бы с удовольствием, но я все свои буквы растерял (вздохнул).

Ведущий: Но тут очнулся Лосяш.

Лосяш: А вы отправляйтесь в путешествие в удивительный город.

Есть на речке, на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.

Там живут все буквы, и там вы сможете вы с ними лично познакомиться! Всего букв 33!

Крош: Вот здорово! Обожаю всякие приключения и удивительные путешествия!

Нюша: Да, и к тому же, это поможет мне стать грамотной и началь издавать свой журнал! Про знаменитостей!

Кар-карыч: А что, Лосяш, не тряхнуть ли нам стариной и не отправиться вместе с ребятами?

Лосяш: Друг мой, любезный, я сам об этом только что подумал! Давйте и других смешариков позовем.

Крош: Ну тогда чего тянуть! В путь!

(мультипликационные герои изчезают)

Ведущий: А вы, ребята и уважаемые товарищи взрослые, не хотите ли отправиться в путешествие по городу Букваринску?

Ну тогда, чтобы нам было удобнее путешествовать мы разделимся на команды. Ребята, при входе каждый из вас получил жетончик с разными буквами.

Те ребята, на жетончиках которых написаны буквы К - это первая команда, а их родители к ним присоединятся.

Ребята, у которых написана буква У - вторая команда, и их родители присоединяются к ним.

Ребята и родители, с буквой В - третья команда.

И последняя команда, те ребята и их родители, у которых написана буква З.

А чтобы получить карту - подсказку, вам надо всем из этих букв, составить слово, которое рассыпалось.

(Составляют слово "ЗВУК" и получают маршрутные листы)

Ведущий: Каждой команде предстоит посетить различные места г.Букваринска: проспекты, улицы, переулки и т.д. Везде вас будут ожидать различные конкурсы и препятствия, за выполнение которых вы сможете получить различное число баллов. А потом, в конце нашего путешествия, мы подведем итоги: какая из команд была наиболее успешной!

Итак, в путь! И удачи!

Адреса "достопримечательностей" г.Букваринска (с описанием заданий по каждому адресу)

ПРОСПЕКТ "МУДРОСТИ"

(здесь ребята встретятся с Совуньей)

Совунья: Здравствуйте, дорогие мои. Секрет любого успеха состоит в точном следовании рецепту. Что такое рецепт?! Это инструкция какого-то момента жизни. Кто-то правильно прожил этот момент и записал его, чтобы другие прожили его правильно.

Я собирала эти рецепты мудрости по всему проспекту в Букваринске. Ой, но что это:Что с моими рецептами?!

Ведущий: Все рецепты мудрости Совуньи перепутались. Ваша задача их восстановить, чтобы "Азбука мудрости" была снова полной.

Азбука мудрости

  • Азбука - к мудрости ступенька.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Друзья познаются в беде.
  • Если за день ничему не научился - зря прожил день.
  • Жадность - всякому горю начало.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • И лес шумит дружней, когда деревьев много.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Любишь кататься - люби и саночки возить.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • На добрый привет - добрый ответ.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Растенье - земли украшенье.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Хлеб - батюшка, а водица - матушка.
  • Чеснок да лук - от семи недуг.
  • Шутка - минутка, а заряжает на час.
  • Я - последняя буква в алфавите.

ПЕРЕУЛОК "СКАЗОЧНЫЙ"

(встреча с Лосяшем)

Ведущий: Путешествуя по городу Букваринску, Лосяш заходил в различные магазины и покупал для друзей сувениры. Но однажды он забрел в одну лавку, в ней продавались не простые сувениры, а вещи из разных сказок.

Помогите Лосяшу вспомнить из какой сказки эти предметы. (на столе разложены предметы из сказок)

  • Сапоги - "Кот в сапогах"
  • Красная шапочка - "Красная шапочка"
  • Шапка Незнайки - "Приключения Незнайки"
  • Репа - "Репка"
  • Орехи - "Три орешка для Золушки"
  • Горшок - "Горшочек каши"
  • Трубка доктора Айболита - "Доктор Айболит"
  • Яблоко - "Сказка о спящей царевне"
  • Хрустальный башмачок - "Золушка"
  • Горошина - "Принцесса на горошине"
  • Лампа Аладдина - "Волшебная лампа Аладдина"
  • Пряники - "Пряничный домик"
  • Пирожок - "Гуси - лебеди"

Ведущий: Выберите один предмет и все вместе расскажите Лосяшу сказку, из которой он взят. Тогда заработаете дополнительные баллы для своей команды.

УЛИЦА "РЕБУСНАЯ"

(встреча с Кар-карычем)

Ведущий: Сегодня на этой улице буквы и слоги весь день играли в чехарду. У Кар-карыча даже голова закружилась. Наблюдая за ними, он придумал новые ребусы. Отгадайте их и составьте схемы к этим словам - отгадкам.

 

ТУПИК "ЗАГАДОЧНЫЙ"

(встреча с Барашем)

Ведущий: Все знают, что Бараш поэт: он пишет стихи! Правда, бывает часто, что вдохновение покидает его, тогда он тоскует, не знает, чем себя занять. Но сегодня с вдохновением все в порядке. Дело в том, что, путешествуя по городу Букваринску, Бараш попал в тупик Загадочный, где живут загадки, да не простые а в стихах. Бараш с увлечением стал отгадывать загадки и предлагает вам помочь ему. Но ваша задача не только отгадать загадки, а еще и запоминать отгадки. Они потом понадобятся.

Я все умею, всех учу
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться (Книга)

Я писать умею на бегу,
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет -
Столько он хороших слов
Написать сумеет! (Ручка)

Любим нос совать:
И чертить, и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными осами. (Карандаши)

Черные, кривые
От рождения кривые
А как только встанут в ряд -
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

Вырезают и кроят
Вместе с нами мастерят. (Ножницы)

Для девчонок и мальчишек
Есть, друзья, немало книжек.
Эта ж первою была,
Я сама ее прочла. (Азбука)

Цифра с виду как игрушка -
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей о земь.
Всем понятно - это...(Восемь)

Где пройду я - там порядок:
Ни морщинок нет, ни складок (Утюг)

Хоть у него четыре ножки,
Не побежит он по дорожке (Стул, стол)

Шила, вышивала -
Нисколько не устала
Еще бы пошить,
Да кончилась нить. (Игла)

Ведущий: А теперь из первых букв слов - отгадок, составьте слово.

(команды составляют слово БУКВАРИНСК)

ПЛОЩАДЬ "ТВОРЧЕСКАЯ"

(встреча с Крошем и Нюшей)

Ведущий: Пока наши друзья просто гуляли по городу Букваринску, Нюша и Крош ходили в гости к буквам, знакомились с ними. Они очень подружились за это время со всеми жителями Букваринска. Но пришла пора расставаться. И тогда Крош и Нюша решили сделать для своих новых друзей подарок - открытку на память. Делать то они ее начали, а вот закончить никак не могут. Ваша задача - помочь закончить работу Крошу и Нюше при помощи рисования и аппликации.

(команды заканчивают начатую работу)

После прохождения всех пяти пунктов в маршрутном листе все команды собираются в классе, где был дан старт игре.

Ведущий: Вот мы с вами и со смешариками и побывали в удивительном городе Букваринске. Осталось подвести итоги. И пока счетная комиссия подсчитывает кто же впереди, я предлагаю вам "раскрасить" первую букву русского алфавита. Но не просто так, пусть каждый из участников игры выберет и вклеит в "А" букву такого цвета, какое настроение у него сейчас. Давай "раскрашивать" букву по очереди, командами.

(проводится цветодиагностика настроения)

Ведущий: А теперь подводим итоги.

Самой смекалистой стала команда:

Самой творческой стала команда:

Самой артистичной стала команда:

Самой мудрой стала команда:

(проходит награждение)

Ведущий:

Мои дорогие друзья!
День сегодня такой:
Вы закончили Азбуку
И идете в путь со мной.
Вместе мы прочтем тысячи книг!
И каждый из вас гордо скажет:
- Я ученик!

Дети: (хором)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!

(в конце праздника проводится чаепитие родителей и детей)

Ожидаемые результаты:

  • Создать атмосферу хорошего настроения в классе
  • Развить желание у родителей и детей в проведении подобных совместных встреч, праздников.
  • Рассмотреть предложения детей и родителей о совместном проведении досуга.

Способы оценки результативности:

  • Визуальный (сразу видно, на сколько успешно прошло данное мероприятие)
  • Анкетирование детей и родителей (составление и проведение анкеты о прошедшем мероприятии среди детей и родителей)
  • При помощи цветодиагностики (в конце мероприятия предложить все "построить" школу из кирпичиков, при чем на столе разложены кирпичики разных цветов. Чем ярче и красочнее будет построенное здание, тем оценка проведенного мероприятия выше)