Введение.
Самая благоприятная атмосфера для развития ребенка - это атмосфера продуманности, прочувствованного единства обеих сторон - семьи и школы.
Ребенку в такой атмосфере легче живется, развитие его личности проходит намного успешнее.
Младший школьный возраст - это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Поэтому проведение совместного досуга детей и родителей особенно актуально.
Вспоминая свое детство, несомненно, вспомнишь один из первых школьных праздников - "Прощание с букварем". Нельзя недооценивать значение первой учебной книги, а также традиций в образовании в целом. Поэтому вопрос о проведении этого праздника для меня даже не стоял.
Другое дело, какую форму выбрать для реализации задуманного?
Форма праздника, когда дети выступают (читают стихи, поют песни и т.д.), а родители в это время являются лишь только зрителями, несколько устарела. Поэтому я решила провести этот праздник в форме игры - путешествия, где родители вместе со своими детьми будут справляться с различными заданиями, интеллектуального и творческого характера.
Во-первых, это способствует сплочению детского и родительского коллективов
Во-вторых, она поможет родителям жить интересами ребенка не только учебного характера, но и внеурочной жизни ребенка.
В-третьих, игра еще раз подчеркнет всю важность чтения, работы с книгой, раскрыть возможности, которые дает осознанное чтение.
Предлагаю разработку игры "Путешествие в Букворинск", проходимой в марте 2008 года в 1 "В" классе школы №6 среди родителей и детей.
Цель: Воспитание у родителей и детей интереса к совместной деятельности, формирование классного и родительского коллектива.
Задачи:
- Задать необходимый эмоциональный настрой
- Воспитывать у детей доброжелательность, активность, согласованность своих действий.
- Акцентировать внимание учащихся и родителей на изменении положения детей в обществе
Содержание:
Предварительная подготовка:
- Подбор конкурсов, стихов в соответствии с темой и задачами
- Разработка сценария праздника
- Подбор необходимого реквизита
- Разучивание стихов с детьми
- Оформление класса
- Работа с родителями, по организации работы отдельных "станций" игры
- Подготовка подарков для награждения
Ход праздника (Презентация)
Ведущий:
На свете много книжек разных.
В честь Букваря отдельный праздник.
Вы спросите, наверно, почему
Такая честь досталась вдруг ему?
Ученик 1:
Ну что такого в этом Букваре?
Его мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться,
И видим в нем картинку на странице.
Вот на столе лежит арбуз
Как сладок и приятен он на вкус.
А рядом с ним три черточки видны.
Зачем здесь нарисованы они?
Ученик 2:
Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву... (показывает листок с буквой А).
Но для того, чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они - основа всех наук.
Ученик 3.
И вот вперед мы двигались упрямо
И вскоре прочитали слово ... (показывает листок со словом мама")
Прочесть любой из нас был по слогам готов.
И вот все буквы нам известны стали.
Мы выучили целый алфавит!
И уйму слов уже мы прочитали.
А сколько прочитать еще нам предстоит!
Наверное, вовек не сосчитать
Всех слов, что нам придется прочитать.
(звучит музыка из мультфильма "Смешарики" появляются мультипликационные герои-куклы. Начинается кукольный мини-спектакль)
Ведущий: Однажды Крош забежал в гости к Нюше.
Крош: Привет! Отвечай не задумываясь, что такое букварь?
Нюша: Наверное, (мечтательно) это что-то красивое, с оборочками, рюшочками - букварюшечками.
Крош: Что-то я сомневаюсь, пойдем к Лосяшу. Он ученый. Уж он-то знает, что такое букварь.
Ведущий: И Крош поскакал к Лосяшу, а Нюша подумала: "Вдруг букварь и вправду красивый побежала следом.
Крош: Лосяш! Что такое букварь?
Ведущий: Лосяш молчал. Он сидел за столом и внимательно смотрел в толстенную книгу.
Крош: Лосяш!
Ведущий: Крош немного потряс Лосяша за рога, но тот не отзывался.
Нюша: Наверное он спит с открытыми глазами?
Ведущий: Но тут на пороге появился Кар-карыч
Кар-карыч: Не волнуйтесь, Лосяш не заснул, он просто читает. А букварь:Я про него все так и быть расскажу.
Ведущий: И он мечтательно продолжил.
Кар-карыч: что вам сказать о букваре? Букварь был моей любимой книгой. Он познакомил меня со свеми буквами и научил читать и писать!!!
Нюша: Кар-карыч, миленький! Познакомь нас с буквами! Мы хотим тоже научиться читать и писать!
Кар-карыч: Я бы с удовольствием, но я все свои буквы растерял (вздохнул).
Ведущий: Но тут очнулся Лосяш.
Лосяш: А вы отправляйтесь в путешествие в удивительный город.
Есть на речке, на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там живут все буквы, и там вы сможете вы с ними лично познакомиться! Всего букв 33!
Крош: Вот здорово! Обожаю всякие приключения и удивительные путешествия!
Нюша: Да, и к тому же, это поможет мне стать грамотной и началь издавать свой журнал! Про знаменитостей!
Кар-карыч: А что, Лосяш, не тряхнуть ли нам стариной и не отправиться вместе с ребятами?
Лосяш: Друг мой, любезный, я сам об этом только что подумал! Давйте и других смешариков позовем.
Крош: Ну тогда чего тянуть! В путь!
(мультипликационные герои изчезают)
Ведущий: А вы, ребята и уважаемые товарищи взрослые, не хотите ли отправиться в путешествие по городу Букваринску?
Ну тогда, чтобы нам было удобнее путешествовать мы разделимся на команды. Ребята, при входе каждый из вас получил жетончик с разными буквами.
Те ребята, на жетончиках которых написаны буквы К - это первая команда, а их родители к ним присоединятся.
Ребята, у которых написана буква У - вторая команда, и их родители присоединяются к ним.
Ребята и родители, с буквой В - третья команда.
И последняя команда, те ребята и их родители, у которых написана буква З.
А чтобы получить карту - подсказку, вам надо всем из этих букв, составить слово, которое рассыпалось.
(Составляют слово "ЗВУК" и получают маршрутные листы)
Ведущий: Каждой команде предстоит посетить различные места г.Букваринска: проспекты, улицы, переулки и т.д. Везде вас будут ожидать различные конкурсы и препятствия, за выполнение которых вы сможете получить различное число баллов. А потом, в конце нашего путешествия, мы подведем итоги: какая из команд была наиболее успешной!
Итак, в путь! И удачи!
Адреса "достопримечательностей" г.Букваринска (с описанием заданий по каждому адресу)
ПРОСПЕКТ "МУДРОСТИ"
(здесь ребята встретятся с Совуньей)
Совунья: Здравствуйте, дорогие мои. Секрет любого успеха состоит в точном следовании рецепту. Что такое рецепт?! Это инструкция какого-то момента жизни. Кто-то правильно прожил этот момент и записал его, чтобы другие прожили его правильно.
Я собирала эти рецепты мудрости по всему проспекту в Букваринске. Ой, но что это:Что с моими рецептами?!
Ведущий: Все рецепты мудрости Совуньи перепутались. Ваша задача их восстановить, чтобы "Азбука мудрости" была снова полной.
Азбука мудрости
- Азбука - к мудрости ступенька.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- В зимний холод всякий молод.
- Друзья познаются в беде.
- Если за день ничему не научился - зря прожил день.
- Жадность - всякому горю начало.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- И лес шумит дружней, когда деревьев много.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- На добрый привет - добрый ответ.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Растенье - земли украшенье.
- Старый друг лучше новых двух.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Умелые руки не знают скуки.
- Хлеб - батюшка, а водица - матушка.
- Чеснок да лук - от семи недуг.
- Шутка - минутка, а заряжает на час.
- Я - последняя буква в алфавите.
ПЕРЕУЛОК "СКАЗОЧНЫЙ"
(встреча с Лосяшем)
Ведущий: Путешествуя по городу Букваринску, Лосяш заходил в различные магазины и покупал для друзей сувениры. Но однажды он забрел в одну лавку, в ней продавались не простые сувениры, а вещи из разных сказок.
Помогите Лосяшу вспомнить из какой сказки эти предметы. (на столе разложены предметы из сказок)
- Сапоги - "Кот в сапогах"
- Красная шапочка - "Красная шапочка"
- Шапка Незнайки - "Приключения Незнайки"
- Репа - "Репка"
- Орехи - "Три орешка для Золушки"
- Горшок - "Горшочек каши"
- Трубка доктора Айболита - "Доктор Айболит"
- Яблоко - "Сказка о спящей царевне"
- Хрустальный башмачок - "Золушка"
- Горошина - "Принцесса на горошине"
- Лампа Аладдина - "Волшебная лампа Аладдина"
- Пряники - "Пряничный домик"
- Пирожок - "Гуси - лебеди"
Ведущий: Выберите один предмет и все вместе расскажите Лосяшу сказку, из которой он взят. Тогда заработаете дополнительные баллы для своей команды.
УЛИЦА "РЕБУСНАЯ"
(встреча с Кар-карычем)
Ведущий: Сегодня на этой улице буквы и слоги весь день играли в чехарду. У Кар-карыча даже голова закружилась. Наблюдая за ними, он придумал новые ребусы. Отгадайте их и составьте схемы к этим словам - отгадкам.
ТУПИК "ЗАГАДОЧНЫЙ"
(встреча с Барашем)
Ведущий: Все знают, что Бараш поэт: он пишет стихи! Правда, бывает часто, что вдохновение покидает его, тогда он тоскует, не знает, чем себя занять. Но сегодня с вдохновением все в порядке. Дело в том, что, путешествуя по городу Букваринску, Бараш попал в тупик Загадочный, где живут загадки, да не простые а в стихах. Бараш с увлечением стал отгадывать загадки и предлагает вам помочь ему. Но ваша задача не только отгадать загадки, а еще и запоминать отгадки. Они потом понадобятся.
Я все умею, всех учу
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться (Книга)Я писать умею на бегу,
Но жить без вас я не могу.
Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет -
Столько он хороших слов
Написать сумеет! (Ручка)Любим нос совать:
И чертить, и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными осами. (Карандаши)Черные, кривые
От рождения кривые
А как только встанут в ряд -
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)Вырезают и кроят
Вместе с нами мастерят. (Ножницы)Для девчонок и мальчишек
Есть, друзья, немало книжек.
Эта ж первою была,
Я сама ее прочла. (Азбука)Цифра с виду как игрушка -
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей о земь.
Всем понятно - это...(Восемь)Где пройду я - там порядок:
Ни морщинок нет, ни складок (Утюг)Хоть у него четыре ножки,
Не побежит он по дорожке (Стул, стол)Шила, вышивала -
Нисколько не устала
Еще бы пошить,
Да кончилась нить. (Игла)
Ведущий: А теперь из первых букв слов - отгадок, составьте слово.
(команды составляют слово БУКВАРИНСК)
ПЛОЩАДЬ "ТВОРЧЕСКАЯ"
(встреча с Крошем и Нюшей)
Ведущий: Пока наши друзья просто гуляли по городу Букваринску, Нюша и Крош ходили в гости к буквам, знакомились с ними. Они очень подружились за это время со всеми жителями Букваринска. Но пришла пора расставаться. И тогда Крош и Нюша решили сделать для своих новых друзей подарок - открытку на память. Делать то они ее начали, а вот закончить никак не могут. Ваша задача - помочь закончить работу Крошу и Нюше при помощи рисования и аппликации.
(команды заканчивают начатую работу)
После прохождения всех пяти пунктов в маршрутном листе все команды собираются в классе, где был дан старт игре.
Ведущий: Вот мы с вами и со смешариками и побывали в удивительном городе Букваринске. Осталось подвести итоги. И пока счетная комиссия подсчитывает кто же впереди, я предлагаю вам "раскрасить" первую букву русского алфавита. Но не просто так, пусть каждый из участников игры выберет и вклеит в "А" букву такого цвета, какое настроение у него сейчас. Давай "раскрашивать" букву по очереди, командами.
(проводится цветодиагностика настроения)
Ведущий: А теперь подводим итоги.
Самой смекалистой стала команда:
Самой творческой стала команда:
Самой артистичной стала команда:
Самой мудрой стала команда:
(проходит награждение)
Ведущий:
Мои дорогие друзья!
День сегодня такой:
Вы закончили Азбуку
И идете в путь со мной.
Вместе мы прочтем тысячи книг!
И каждый из вас гордо скажет:
- Я ученик!
Дети: (хором)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
(в конце праздника проводится чаепитие родителей и детей)
Ожидаемые результаты:
- Создать атмосферу хорошего настроения в классе
- Развить желание у родителей и детей в проведении подобных совместных встреч, праздников.
- Рассмотреть предложения детей и родителей о совместном проведении досуга.
Способы оценки результативности:
- Визуальный (сразу видно, на сколько успешно прошло данное мероприятие)
- Анкетирование детей и родителей (составление и проведение анкеты о прошедшем мероприятии среди детей и родителей)
- При помощи цветодиагностики (в конце мероприятия предложить все "построить" школу из кирпичиков, при чем на столе разложены кирпичики разных цветов. Чем ярче и красочнее будет построенное здание, тем оценка проведенного мероприятия выше)