Внеклассное мероприятие "Право на благоприятную окружающую среду"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: выявление влияния социальных факторов на развитие экологического права и взаимосвязь права на благоприятную окружающую среду с другими правами человека.

Задачи:

  • систематизировать знания о правах человека и международных документах, которые их закрепляют;
  • выявить основные направления деятельности международного сообщества в результате обострения экологического кризиса в конце XX и начала XXI вв.;
  • показать непосредственную взаимосвязь права человека на жизнь с его правом на благоприятную окружающую среду;
  • раскрыть противоречия развития современного общества через призму взаимоотношений человека и природы;
  • актуализировать связь права человека на благоприятную окружающую среду с его обязанностью охранять природу;
  • определить какие права человека получают дальнейшее развитие под влиянием права на благоприятную окружающую среду;

Аудитория, на которую рассчитано мероприятие: средняя школа, 9-11 классы.

Междисциплинарные связи: Экономическая география зарубежных стран, Глобальная география, Общая биология, Новейшая история, Обществознание, Общая Экология.

Форма проведения мероприятия: заседание круглого стола.

Методические материалы: структурная схема «категория прав человека», схема «Экологические проблемы планеты Земля», научно-исследовательские работы «Экологические проблемы моего села», «Что ждет мое село в будущем?», выполненные на базе МОУ Шумбутская общеобразовательная школа, политическая карта мира, плакаты, на которых представлены русские и татарские пословицы, фиксирующие отношение человека к природе: «Что мне золото, светило бы солнышко», «Земля, вода останутся, хотя нас не будет», «Без хозяина Земля – круглая сирота», «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Одинокое дерево ветра боится», « На битой дороге трава не растет», «Возвращай Земле долг – будет толк».

Презентация внеклассного мероприятия в Приложении.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Уважаемые ученики! Сегодняшнее мероприятие посвящено очень важной теме, отражающей актуальную проблему существования отдельного человека и человеческого сообщества в целом.
Вам предварительно было дано два задания.

Первое – внимательно ознакомиться с текстами Всеобщей декларации прав человека, Международных Пактов, второй главой Конституции Российской Федерации и вторым разделом Конституции Республики Татарстан.

Второе – разделившись на малые группы по желанию, вы должны были подготовить небольшое выступление относительно проблем взаимоотношений человека и природы с точки зрения (далее учитель представляет учеников) экологов, демографов, медиков, социологов, политологов, экономистов, философов, филологов, а также исторического и юридического контекстов этой проблемы.

Сейчас мы приступаем к заседанию «круглого стола», где вы будете представлять ученых различных областей знаний, а я буду исполнять роль ведущего нашего научного заседания.

Учитель. Что такое права человека?

Задание ученикам: Назовите, пожалуйста, те права и свободы, которыми мы с вами обладаем. [9]

Задание ученикам: Теперь нужно их систематизировать. Предлагается заполнить структурную схему «Категории прав человека» (см. Приложение 1). [17]

Учитель обращается к ученикам с вопросом: В каком международном документе впервые нашел отражение весь комплекс прав и свобод человека? Ученики дают полный ответ.

Учитель. Попросим «юристов» дать информационную справку о том, что такое билль, декларация, конвенция и пакт, чтобы сделать соответствующие записи в тетрадях. [1]

Учитель акцентирует внимание учеников на этих терминах.

Учитель. Как вы думаете, без какого права все прочие права человека теряют свой смысл?

Вопрос ученикам: Как вы думаете, каковы конкретные проявления права на жизнь?

Вопрос ученикам: Какое право должно обеспечивать удовлетворение биотических потребностей каждого человека?

Учитель предоставляет слово «историкам», которые должны рассказать о том, как мировое сообщество реагировало на экологические проблемы на начало XXI века.

Выступление «историков».

Учитель предоставляет слово «филологам».

Вопрос ученикам: Какой образ природы представлен в стихотворении И.И. Ландо «Будь милосерден человек»? (См. Приложение 2). [7]

После прочитанного стихотворения ученики перечисляют известные им экологические проблемы.

Далее учитель предоставляет слово «экологам», которые должны конкретизировать и систематизировать ответы своих товарищей и показать взаимосвязь глобальных экологических проблем.

Представляется схема «Экологические проблемы планеты Земля» (см. Приложение 3).

Учитель предоставляет слово юным исследователям эколого-географического направления, выполненные на базе Шумбутской сош по теме «Изучение водных ресурсов примыкающих к Шумбутскому СМС» [Приложение 6, график № 1], «Настоящее и будущее лесных ресурсов, примыкающих к территории Шумбутского лесничества Камского лесхоза» [Приложение 7, графики № 2, 3, 4, 5, 6].

Учитель предоставляет слово «медикам», которые должны показать влияние состояния окружающей среды на здоровье человека.

Слово предоставляется юному демографу-исследователю, который ознакомит с демографическими проблемами Шумбутского СМС [Приложение 8, графики №.7-12]

Учитель предоставляет слово «экономистам», которые в своем выступлении должны раскрыть неоднозначность процесса индустриализации сельского хозяйства, который позволяет решать глобальную проблему голода, оказывает негативное влияние на окружающую среду.

Учитель предоставляет слово «социологам», которые должны показать связь экономического и социального неравенства, а также бесперспективность решения этих глобальных проблем исключительно техническими и технологическими средствами.

Учитель предоставляет слово «философам», которые должны раскрыть влияние идеи прогресса на представление человека о современной картине мира.

Учитель предоставляет слово «медикам», которые акцентируют свое внимание на этических аспектах развития науки.

Учитель предоставляет слово «политологам», которые должны показать, что забота о сохранении природы может осуществляться на всех уровнях – глобальном, региональном, местном.

Далее учитель предоставляет слово «социологам», которые, опираясь на данные социологических исследований, должны раскрыть связь между информированностью граждан о состоянии окружающей среды и их готовностью действовать в целях ее защиты.

Учитель предоставляет слово «юристам», которые должны раскрыть взаимосвязь права человека на благоприятную окружающую среду с его обязанностью охранять природу, бережно относиться к ее богатствам. [14, 15, 19]

Учитель. Итак, вы заслушали выступления ученых, какие у вас возникли вопросы, что бы вы хотели уточнить или дополнить?

Задания ученикам: теперь следует объединиться в группы по подготовке международно-правового документа (2 или 3, в зависимости от учеников в классе), но так, чтобы в каждой было по одному представителю тех научных областей знаний, которые сегодня участвовали в заседании «круглого стола». Составить наброски к Декларации права человека на окружающую среду, в которой бы четко была обозначена связь права человека на благоприятную окружающую среду с другими правами. Время на подготовку 5-7 минут.

По истечению времени представитель каждой группы знакомит с набросками основных положений Декларации, после чего учитель делает выводы.

Учитель. Право человека на благоприятную окружающую среду не регулирует природные процессы, но способствует защите природной среды от вредного антропогенного воздействия. Забота о поддержании стабильности экосистем составляет круг жизненных интересов человека. С этим правом связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие. К таковым относится право на жизнь и охрану здоровья. Под влиянием права на благоприятную окружающую среду обновляется содержание других прав. Так, равноправие достигнет максимального воплощения только в экологически ориентированном обществе, обеспечивая равный вклад граждан в дело охраны природы и одновременно равные права на окружающую среду. В области семейного права предполагается регулирование демографической проблемы. Расширяется право, на труд, так как без здоровой окружающей среды невозможно улучшение условий труда, развитие творческих видов деятельности. Рассматриваемое право связано с правом на развитие, которое должно охватывать не только материальный аспект, но и управление ресурсами личности и природы. Право на благоприятную окружающую среду имеет непосредственную связь с политическими правами. Право на достоверную информацию о состоянии окружающее среды соотносится с правом на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими интересы человека, и право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, сопряжено с правом на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности при экологически обусловленных заболеваниях. Право на благоприятную окружающую среду означает, что качество природной среды должно способствовать нормальному развитию человека, нации, народа, общества. Это право означает право людей на здоровую, деятельную жизнь и развитие в гармонии с природой. [11]

Учитель. В завершение мероприятия предоставим слово «филологам», чтобы познакомить нас со стихотворением А.Фета. (См. Приложение 4).

Планируемый результат

1. Закрепление знаний у учащихся соответствующих положений Основных Законов РФ и РТ, международных документов о правах человека, исторического и социального контекста их принятия. Расширение знаний о состоянии окружающей среды, представлений о сущности глобального экологического кризиса в политическом, социальном, экономическом, культурном аспектах. Приращение знаний о правах человека в их взаимосвязи и развитии.

2. Развитие у учащихся умений работать с научной и популярной литературой, анализировать и сопоставлять факты, выявлять связи природных и социальных явлений, формулировать проблему и обозначить основные подходы к ее решению, обобщать и делать выводы.

3. Развитие у учащихся навыков научно-поисковой деятельности, совместной работы в малой проблемной группе, творческого подхода к исследуемой проблематике.

Использованная литература:

1. Ахатов А.Г. Экология и международное право (международные экологические организации и правовые акты). – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
2. Государственный доклад о состоянии окружающей среды РТ в 2000 году. – Казань, 2001.
3. Гуманитарная сфера и права человека: (Сб. документов): Книга для учителя / Сост. В.А.Корнилов и др. – Просвещение, 1992.
4. Колесник А., Исаев Г., Петров Б. Экология в зеркале социологии // Научный Татарстан. – 1999. – № 3. – с. 42-48.
5. Конституция Республики Татарстан. – Казань: Татарское книжное издательство, 2004.
6. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1998.
7. Ландо И.И. Будь милосерден человек. – Экология. – 2004. – № 6.
8. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2001.
9. Мухутдинов А.А., Борознов Н.И., Петров Б.Г., Мухутдинова Т.З., Шаяхметов Д.К. Основы и менеджмент промышленной экологии: Учебное пособие для спец. классов школ, лицеев, профессиональных технических училищ, колледжей с экологическим, эколого-экономическим уклоном. – Казань: Магариф, 1998.
10. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа. 1999.
11. Никитин А.Ф. Права человека. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1998.
12. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. – М.: Аcademia, 2000.
13. Популярная экология. Казань: Экоцентр, 1997.
14. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
15. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособие для учащихся 7-11 классов. – М.: Мнемозина, 1998.
16. Старшинов Н. Давайте сохраним// Экология. – 2004. – №7.
17. Чиков П.В, Мезяев А.Б., Насырова А.М., Хадиева Г.Н. Универсальные и региональные системы защиты прав человека и интересов государства/ Под ред. проф. Г.И. Курдюкова. – Казань: « ООО Легранд», 2002.
18. Чистых Б. Ева из пробирки // Гео. – 2004. – №2. – С. 124-134.
19 Экология и нарушение прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М.: Юриспруденция, 2002.