Урок истории в начальной школе на тему "Царствование Екатерины Великой"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. В игровой форме  познакомить учащихся с новыми интересными фактами из истории России; познакомить с новым мыслительным инструментом РМI.
  2. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой.
  3. Способствовать детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно.
  4. Способствовать формированию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, умений работать в коллективе.
  5. Способствовать формированию и развитию «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности учащихся.

План урока:

Этапы урока

Время реализации

1.Организационный момент. Введение в тему урока.

5 -7минут

2.Работа с текстами и их первичное восприятие.

15 минут

3. Словарная работа

5 минут

4. Введение в игру «Золотой жетон», знакомство с инструментом Р.M.I.

5 минут

5. Игра «Золотой жетон»

35 минут

6. Подведение итогов игры

5 минут

7. Итог урока

5 минут

Ход урока

1. Орг. момент. – 3 минуты

Начать наш сегодняшний урок хочется вот с этого слайда.

(Презентация, слайд 2).

Рассмотрите, пожалуйста, его и предположите, кто запечатлен на этом памятнике? ( Здесь и далее ответы детей будут помечаться маркером)

  • женщина, потому что фигура в длинном платье;
  • царица, потому что в руках у нее скипетр, а на плечах мантия.
  • царица, потому что она возвышается над другими людьми, а они как- бы сидят у ее ног.

2. Введение в тему - 2 минуты

Вы правы, ребята, в своих предположениях.

Мы продолжаем с вами путешествие по реке времени, изучая историю родного государства. Сегодня мы познакомимся с выдающейся личностью, необыкновенной женщиной, русской императрицей Екатериной II. Матушка – государыня, Екатерина II, Екатерина Великая – так величали эту женщину. В чем ее величие и как изменилась Россия за годы ее царствования, мы узнаем в конце темы. Работать по ней будем два урока.

Изучая роль той или иной личности в истории России, нам необходимо увидеть  положительные и отрицательные моменты деятельности этого человека.

Погрузиться в исторический материал нам поможет инструмент с красивым названием «Р.M.I.» С его помощью вы постараетесь найти в тексте положительные и отрицательные моменты деятельности Екатерины II. Но будут и такие данные, которые нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным, т.е. над которыми можно поспорить или подумать, их мы отнесем к  разряду «Интересно». Мы продолжим работу под полями разноцветных шляп. Урок проведем в виде игры, которая называется «Золотой жетон». Работать мы будем четырьмя группами.

3. Работа с текстом и его первичное восприятие – 15 минут

Прежде чем рассказать о ходе самой игры, я предлагаю вам поработать под полями белой шляпы ровно 15 минут. Вам предлагается прочитать текст учебника с.124- 126 и тексты раздаточного материала. При первичном прочтении отметьте те слова, которые вам непонятны.

4. Словарная работа (слайд  3)  - 5 минут

Дворянство -одно из высших сословий общества обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. В России возникло в 12-13 вв. как низшая часть военно-служилого сословия. С 14 в. дворяне получали за службу землю. При Петре I завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.

Либретто (итал. Libretto) — литературная основа большого вокального сочинения, светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты

Чума — болезнь, известная с древнейших времен, первые возможные сведения о ней приходятся на конец II и начало III веков нашей эры. Чума́ (лат. pestis) — острое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лёгких и других внутренних органов. Заболевание характеризуется и высокой смертностью.

Дополнительные тексты:

1. «Екатерина II царствовала Во второй половине  XVШ века. Она считала себя продолжательницей дела Петра I: покровительствовала наукам и искусствам, при ней строились новые города, расширялись границы. Она была очень умной и образованной женщиной – много читала, писала книги, участвовала в составлении законов. Екатерина обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений — записки, переводы, либретто, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка», участвовала в еженедельном журнале «Всякая всячина». При ней строились в России новые школы и больницы. 15 сентября 1771 в Москве по набату началось одно из самых крупных восстаний XVIII в., вызванное эпидемией чумы, занесённой во время русско-турецкой войны. Правительство было вынуждено принять более эффективные меры по борьбе с чумой, а также по обеспечению горожан работой и продовольствием. Императрица первой сделала прививку от страшной болезни, чтобы ее подданные не боялись нового способа лечения и последовали ее примеру. В одиночку императрица не смогла бы много сделать для страны. Вокруг ее трона были умные и талантливые люди.»

2. « На минуту представим себе, что мы волшебным способом побывали в гостях у богатого русского помещика XVII века и теперь решили заглянуть к его правнуку времен великой Екатерины. Сначала может показаться, что ничего не изменилось. Те же приземистые деревеньки мелькают за окном нашей кареты, и бородатые крестьяне в неизменных кафтанах торопливо снимают шапки и набожно крестятся нам вслед. Но вот мы у барского дома. Здесь все по-другому! Раньше этот дом напоминал большую крестьянскую избу со множеством разных пристроек, сейчас же мы видим приятный особнячок. Это уж не деревянный терем, а каменное или кирпичное здание с колоннами. Появляется хозяин. Его прадед своим видом и привычками не сильно отличается от богатого мужика. А этот одет по последней европейской моде, безбород, курит трубку, держит в руке французскую книжку и даже предпочитает говорить по-французски! Как же произошли эти поразительные изменения?»

3. «Много славы принесла России Екатерина II. Она стремилась преумножить славу государства, не заботясь о простых людях: крестьянах, горожанах, солдатах. В Российской империи жители делились на простолюдинов и знатных. Простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая их часть доставалась знатным и богатым. Государственная власть в империи не зависела от народа. При Екатерине Великой Россия значительно расширила свои границы, завоевывались новые земли. В результате русско-турецких войн Россия получила земли, в последствии названные Новороссией. Кроме того, при Екатерине к России отошли от ослабевшей Польши западные белорусские и украинские земли. Она старалась на новых землях установить такие же порядки, как и по всей остальной России. В армию набирали солдат, которых никто не спрашивал, нужны ли им эти войны и земли. Издавались законы, но никого не интересовало, нравятся ли эти законы простым горожанам и крестьянам. Помещичья власть над крестьянином была почти безгранична: его могли продать, засечь до смерти, сослать в Сибирь.»

5. Игра «Золотой жетон»:

(введение – 5 минут)

Давайте сначала разделимся на команды. Для этого посмотрите на спинку своего стула. У каждого прикреплен цветной жетон. Пересядьте за стол, на котором жетон того цвета, что и у вас.

Сейчас вы будете работать с этими же текстами, только очень внимательно. При чтении необходимо отметить положительные, отрицательные моменты царствования Екатерины II. Если вы сомневаетесь или считаете, что не можете отметить ни плюсом, ни минусом, поставьте букву «И», значит это «интересно», «подумаем». Перед вами четыре текста. Каждый из вас будет работать с одним текстом. Над плюсами, минусами и интересными моментами вы будете думать ровно по пять минут. По окончании 15-ти минут я дам вам на обсуждение в группе 5 минут. Все «+» , « - », «интересно» вы должны записать на листок. Итак, через 20 минут мы будем проводить три раунда игры, по 5 минут на каждый.

Затем приглашаются представители групп – лидеры первого раунда. Они занимают свои места за столом «лидеров» и в порядке очередности  начинают называть получившиеся Варианты (на первом раунде- положительные моменты, которые были найдены подгруппой в процессе обсуждения; на втором раунде- отрицательные моменты; на третьем раунде- интересные или спорные моменты). Если точно такой же или близкий по смыслу вариант ответа присутствует в записях другой подгруппы, то ее лидер делает публичное заявление, и  лидеры всех команд отмечают данную идею как повторяющуюся. Если лидер какой-либо подгруппы называет Вариант, и он является уникальным, неповторяющимся, то данная подгруппа получает «золотой жетон». Длительность раунда составляет пять минут. К концу   раунда у каждого лидера накапливается определенное число жетонов. Такой режим поддерживается все три раунда. Победителями первого этапа являются представители той группы, которая смогла за три раунда набрать наибольшее количество «золотых жетонов». Количество жетонов мы будем заносить в таблицу, туда же будем заносить и штрафные очки.

 

1 раунд

2 раунд

3 раунд

Штрафы

Итог

«Красные»

 

 

 

 

 

«Зеленые»

 

 

 

 

 

«Синие»

 

 

 

 

 

«Желтые»

 

 

 

 

 

Последние две- три минуты этапа отводятся на подсчет количества жетонов и объявление победителя.

А теперь особо остановимся на «штрафных» очках. Если во время работы за «круглым столом» кто-либо в группах будет говорить вслух, отвлекать внимание, то его подгруппа будет наказана: лидер от общего количества заработанных «золотых жетонов» будет   вынужден отдавать за каждое замечание по одному жетону. Обязательным условием является тот момент, что на каждый раунд должен выходить новый представитель группы. За нарушение данного правила группа будет получать штраф - один жетон. За нарушение временного регламента, за опоздание при выходе к «столу лидеров» группа также будет получать штраф -  один жетон».

Работа в группах – 20 минут,

Первый раунд - 5 минут

  1. Много сделала, чтобы понять русских: выучила язык, историю, обычаи;
  2. Была образована и задумала ввести в стране общее образование: открывала школы, воспитательные дома (слайд 4)
  3. Писала пьесы для театра, статьи в журналах, сочиняла сказки;
  4. Умела находить умных, талантливых людей, терпела около себя даже неприятного человека, если он был способным человеком.
  5. Покровительствовала наукам и искусствам; (слайд 5)
  6. При ней строились новые города, хорошела столица (слайд 6)
  7. Была продолжательницей дела Петра
  8. Участвовала в составлении законов
  9. При ней строились в России новые школы и больницы
  10. Императрица первой сделала прививку от страшной болезни
  11. Расширялись границы государства
  12. Дворяне жили лучше и лучше (слайд 7)

Второй раунд - 5 минут

  1. Крепостные крестьяне стали жить хуже, им приходилось работать по 4-6 дней в неделю
  2. Усилились наказания, а жаловаться крестьяне не имели права
  3. Продажа людей была обычным делом
  4. Много народу умерло от эпидемии чумы (слайд 8)
  5. Простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая их часть доставалась знатным и богатым.
  6. Государственная власть в империи не зависела от народа.
  7. Не заботились о простых людях: крестьянах, горожанах, солдатах.
  8. В армию набирали солдат принудительно, не заботясь, хотят они того или нет
  9. Россию потрясали бунты, много народу погибло (слайд 9)
  10. Власть над крестьянами была безгранична

Третий раунд – 5 минут

  1. Народ называл ее «матушкой», а она улучшила жизнь только дворянам
  2. А хотели ли присоединенные народы жить по-новому? Радовались ли они присоединению к России?
  3. Зачем Екатерине «новые» земли, ведь большим государством трудно управлять?
  4. А что было бы, если бы все крестьяне отказались работать на своих хозяев?
  5. Почему Пугачев проиграл?
  6. Почему ссылали в Сибирь, ведь там же тоже люди жили?

6. Итог.

1. – 5-7 минут

Давайте посчитаем свои золотые жетоны. Чья команда отличилась? (данные вносятся в таблицу).

Сейчас я дам вам 1 минуту, чтобы вы обсудили сегодняшнюю игру, подумали, кто в вашей команде сработал лучше всех. Что вам помешало выиграть.

  • «Красные»
  • «Зеленые»
  • «Синие»
  • «Желтые»:

2. – 5 минут

Наш урок подошел к концу. Давайте вернемся к фотографии, с которой наш урок начинался. Я предлагаю вам посмотреть на фрагменты нижней части памятника. Как вы думаете, какие люди здесь изображены: богатые или бедные? Почему? (слайд 10)

  • видно, что это дворяне, потому что на голове у них парик, дорогая одежда, лента через плечо
  • Екатерина окружала себя умными людьми, богатыми и талантливыми
  • среди этих людей есть писатели, потому что в руках у одного книга

Вы совершенно правы, на подножье сооружённого в 1832—1837 памятника Екатерине работы М. О. Микешина, установленного в Санкт-Петербурге на площади Островского, изображены наиболее выдающиеся личности: А.В.Суворов, П.А.Румянцев, Г.Р.Державин, М.В.Ломоносов, Василий Баженов и другие. О них и их роли в истории России мы будем говорить на других уроках.

Подумайте, а кого нет, и не могло быть на подножии этого памятника и почему?

  • нет простых людей, потому что на них никто не обращал внимания

7. Домашнее задание:

На следующем уроке мы поговорим о традициях и праздниках русского народа. Поработайте в группах и найдите дополнительный материал по этой теме