Урок технологии на тему "Украшения из бисера в одежде народов Севера"

Разделы: Технология


Цели урока:

Познавательная. Обзорно познакомить учащихся с особенностями украшения из и бисера в одежде народов севера;

Двигательная (психомоторные). Развить навык работы с различными материалами;

Воспитательная. Воспитать толерантность к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству.

Методическое обеспечение:

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • набор материалов для выполнения кулона.

Связь урока с другими предметами: информатика, ИЗО, художественная культура Красноярского края.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: - Поговорим?

Учащиеся: - О чем?

Учитель: - О том, что было, есть и будет

Учащиеся: - И все?

Учитель: - Еще о том, что душу нам разбудит… О разном и прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.

Учащиеся: - Что-то знаем мы!

Учитель: - А что-то мне известно. Поговорим?

Учащиеся: - Поговорим! Вдруг будет интересно?!

2. Постановка задач.

Красноярский край, в котором мы живем – многонациональный край. Каждый народ  имеет свою самобытную культуру с много вековыми традициями. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей природой и трудом человека.

Народы  и принадлежащее им прикладное искусство прошло тысячелетний путь развития, сохраняя исконные традиции, оберегая опыт многих  поколений.

Учитель: Давайте вспомним, какие народы населяют Север Красноярского края.

Сегодня на уроке  мы познакомимся: С орнаментами, которые используют народы Севера в украшении своей одежды.

На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы – малицы из меха оленя, обувь – унты, головные уборы, оленью упряжь. Наглядно, вышивку бисером на предметах одежды, обуви и утвари народов Севера, можно увидеть в краеведческом музее города Минусинска им. Мартьянова.

3. Знакомство с узорами из бисера в одежде народов Севера (показ презентации Приложение 1)

Зимнею порою
Куда я не взгляну,
Вижу - всюду бело,
Вижу - всюду пусто,
Только снег блестит...
Посмотрю на озеро -
Только лед синеет,
Погляжу на горы -
Камни там чернеют,
И мила мне тундра,
Белая земля...

Трудно перечислить предметы, на которые не наносился бы орнамент – это своеобразный художественный фетиш ненцев, энцев, долган, нганасан. Это и орудия труда, одежда и утварь,   средства передвижения, языческие атрибуты шамана - другими словами весь комплекс материальной и отчасти духовной культуры.

При выборе того или иного способа украшения учитывается, прежде всего, особенность самого предмета, его форма, конструкция и назначение в быту.

Каждой народности Севера присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику. В естественных сочетаниях тонов коричневого с белым, темно-серого со светло-серым, рыже-красного с белым, тепло и нежно отображается скупая прелесть северной природы. До сих пор нганасаны используют только три цвета: черный, красный и белый. Такую окраску имеет оперение краснозобой гагары, от которой, по преданию, произошел род нганасан. Противопоставление белого (красного) и черного цветов имеет очень древнюю основу и определено противостоянием жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода.

Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и темного меха. Монохромный строй обогащают вставки из сукна или бисера синего, зеленного и желтого цветов. Вероятнее всего, что эти цвета ассоциируются с долгожданным летом, бурной, но короткой порой цветения природы.

Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести основных цветов. Это черный, белый, синий, красный, желтый, зеленый. Причем, привалирующие цвета - красный и синий. Красный - олицетворяет народное представление о солнце, а синий - о бесконечности бытия.

Однако орнамент отражает не только эстетическое представление о красоте, но и воспроизводит этнические и культурные процессы, протекающие на территории Эвенкии и Таймыра. Среди мотивов, входящих в состав орнаментов народов Севера встречаются полосы, квадраты, треугольники, заимствованные от предков, населяющих Север Сибири в эпоху неолита, а пересеченные прямоугольники, зигзаги появились позже, в результате контактов с народами Саяно-Алтайского нагорья.

На конфигурацию ненецко-нганасанского орнамента сказалось влияние приобских народов, а на орнаментальные мотивы долган - народов средней и южной Сибири.

Со временем, утратив свое прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега. Легко угадываемый символ почитаемого объекта придавал предмету воображаемую сакральную силу и как бы наделял вещь соответствующими свойствами и чертами характера, присущими явлениями реального мира.

Если взглянуть на ненецкие орнаменты «красивые рога», «бегущая собака», «соболь», «оленья тропа», то можно заметить, что по своей конфигурации они напоминают стилизованные изображения предметных животных. Солнце - редкий гость в северных краях, поэтому мотивы солнца, звезд, северного сияния в орнаментальном искусстве получают своеобразную трактовку. Так, например, кайма женской шубы (парки) у долган, живущих в Эвенкийском и Таймырском автономных округах, перемеживаются вставками меховой мозаики и полосками узоров из яркого бисера. Зубчатый орнамент аппликаций с острыми углами напоминает северное сияние.

Одна часть орнаментов нганасан несет на себе мотивы ограждения от злого умысла,   другая  -  символизирует  готовность  юноши  к  браку,  третья характеризует женщину, как хранительницу домашнего очага. По характеру и  расположению  этих  орнаментов  можно  судить  о  возрасте  и   родовой принадлежности их владельца.

Долганский орнамент обычно имеет названия тех предметов, с которыми он ассоциируется, или имеет признак материала, употребляемого для нанесения узоров. Например узор тынырак (ноготь), кургах (ухо), ихарак (глаз) наносят на мужской головной убор, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд.

На боковых же частях женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.

Физминутка

4. Практическая часть изготовление кулона оберега

4.1. Историческая справка

Сегодня мы с вами будем делать оберег. Что такое оберег? Это своеобразный кулон, который обязательно должен доходить до солнечного сплетения, так как в древности считалось, что через это место душа человека может покинуть его, а оберег должен закрывать, оберегать солнечное сплетение, для того чтобы ни какие злые силы не проникали в человека.

Откройте свои пакеты с материалом для практической работы, достаньте узор для вышивки, давайте посмотрим, у кого какой узор <Рисунок 1> и выясним, что он обозначает:

  • древо жизни – бесконечность - 4 лепестка у цветка, 4 листа, 4 корня обозначают 4 периода жизни человека – рождение, детство, зрелость, смерть;
  • птица пава – символ супружеской верности;
  • ягоды – клюква, брусника – здоровье, богатство.
  • утка (гагара) – прародительница.

4.2. Работа с технологической картой

5.  Заключение.

Учитель:

-  Поговорили? Поговорили!
О том, что было, есть и будет
Еще о том, что душу нам разбудит…
О разном и прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Что-то знали вы!
Что-то мне известно!
Поговорили? Поговорили!
Вам  было интересно?

Учащиеся ……

Все спасибо! За работу.

Технологическая карта изготовления кулона с использованием бисера (Приложение 2).