Конспект открытого урока по теме "Слушатель"

Разделы: Музыка


Цель урока: Формирование знаний студентов о том, что значит услышать музыку.

Задачи урока:

  1. Расширять понятие «слушатель».
  2. Формировать умение размышлять над вопросом, что значит услышать музыку?
  3. Формировать умение размышлять над музыкальным материалом и анализировать его.
  4. Познакомить с биографией и творчеством П. И. Чайковского.
  5. Анализировать музыкальное произведение по схеме.
  6. Воспитывать интерес к музыке.
  7. Воспитывать музыкальную культуру у студентов.

Оборудование:

  • проигрыватель,
  • грамзапись,
  • карточки с изображением музыкальных инструментов,
  • репродукции картин с изображением музыкантов,
  • краски,
  • кисти,
  • листы бумаги (по числу студентов),
  • баночки с водой,
  • портрет композитора.

Методические приемы:

  • индивидуальные сообщения (поисковая работа студентов),
  • работа с карточками и репродукциями (наглядно-зрительный),
  • слушание грамзаписи произведений (наглядно-слуховой),
  • анализ музыкального произведения с двух позиций: ученик - учитель (словесный),
  • организация работы в тетрадях (письменный),
  • организация работы с красками (творческая работа студентов).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного:

  • вызвать трех студентов и раздать карточки с изображением музыкальных инструментов;
  • студенты должны определить, какие из представленных инструментов принадлежат симфоническому оркестру, оркестру народных инструментов, детскому оркестру;
  • карточки с иллюстрациями инструментов должны быть представлены группе, ответы обоснованы.

3. Игра «Звучащие картины».

  • предложить вниманию студентов репродукции картин различных эпох с изображением людей, музицирующих на разных музыкальных инструментах

  • с помощью наводящих вопросов определить: их принадлежность к эпохе, народной или профессиональной музыке (Приложение №1);
  • по внешнему виду инструментов определить их название и исполнителей;
  • сопоставить звучание народных инструментов и профессиональных: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано;
  • попытаться описать чувства исполнителей;
  • выбрать карточку, характеризующую эмоционально-образное содержание музыки.

Вывод: изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Различие же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания сущности.

4. Углубление в тему.

Прежде, чем продолжить рассматривать тему «Слушатель», мы должны вспомнить и повторить все понятия и термины, которые мы будем использовать сегодня на уроке. Примерные вопросы:

- Кто такой слушатель?

- Я хочу уточнить ответ: слушает или слышит?

- Что значит услышать музыку?

- Где мы можем услышать музыку?

- Как мы можем услышать музыку?

  • случайно.
  • целенаправленно.

- Какую мы можем услышать музыку?

  • эстрадную.
  • классическую.
  • духовную.

- Какую музыку мы любим слушать?

  • эстрадную.

- Всю эстрадную музыку мы любим одинаково?

- Делим музыку по каким-то критериям?

- Что определяем, прежде всего?

  • узнаваема (мелодия, исполнитель, название).
  • близка по эмоциональному состоянию, жизненному опыту.
  • понятна (по содержанию).

- А ведь вы не все знаете иностранный язык, не все можете перевести текст песни. Но мы любим иностранную музыку. А как быть с любителями серьезной музыки, почитателями джаза? Какая музыка нужнее и кому? Как вы это объясните?

- А что бы вы сказали о человеке, который любит только одни стихи, или приключения, или детективы, или одни исторические романы или любовные? Мы сказали бы, что такой читатель обедняет свой духовный мир, лишает себя общения с сокровищами литературной классики. То же и в музыке. Она не может отображать только одну сторону нашей жизни: только вечная радость, или только вечное горе. В музыке отражены все многообразие чувств, все стороны человеческого бытия. И если творения классического искусства живут века, не теряя интереса к себе новых поколений, то, наверное, в них что-то есть? Так давайте не будем выяснять: какая музыка нужнее или важнее - легкая или серьезная. А будем учиться понимать её. «Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - писал Серов, - музыки не было бы на свете».

Вывод: так что же значит услышать музыку? Это значит - внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, различать, познавать, оценивать. Это искусство слышать различные человеческие состояния: музыка радости и печали, музыка тревоги и покоя и т. д.

5. Знакомство с творчеством Петра Ильича Чайковского.

 «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору...» - эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.

  • портрет.
  • краткая биография.
  • справка о творчестве.

(Индивидуальные сообщения студентов).

6. Вступительная беседа к слушанию музыки.

- Как вы думаете: все дети любят играть? (все или почти все).

- С чем играют мальчики? (с лошадками, машинками).

- А девочки с чем играют? (с куклами).

- Как они играют? (они разговаривают с ними, гуляют, баюкают...).

Послушайте, как рассказывают об этом пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

7. Слушание музыки. Грамзапись.

8.  Беседа-анализ.

- Какая пьеса прозвучала первой «Болезнь куклы» или «Новая кукла»?

- Чьи чувства передает музыка: куклы или хозяйки?

- Кто исполнитель?

(Выслушать и обобщить мнения студентов).

9. Практическая работа:

Вы прослушали две пьесы П. И. Чайковского. Попробуйте цветом передать настроение. Подумайте, каким тонам соответствует веселое, радостное настроение, а каким - грустное, печальное.

  • раздать студентам краски, кисти, бумагу, баночки с водой;
  • попросить выразить цветом настроение прослушанного произведения на основе их ассоциаций, музыкальных впечатлений и душевного состояния.

10. Домашнее задание.

Проанализировать по схеме пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Примерная схема анализа:

  1. Название.
  2. Композитор»
  3. Исполнитель.
  4. Характер, настроение, чувства.

11. Итог урока.

Оценить работу студентов.

Вывод: Музыкально-грамотный слушатель - это человек, который способен воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и отражающее её. Он может эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, на слух определить характер музыки и характер её исполнения, а, возможно, и стиль композитора. Всему этому мы будем постепенно учиться, накапливая музыкально-слуховой опыт.

Литература для студентов:

  1. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку, «Музыка»,М., 1987.
  2. Радынова О.П. Слушаем музыку, «Просвещение», М., 1990.