Внеклассное мероприятие по литературе "Знатоки сказок"

Разделы: Внеклассная работа


Конкурс - игра по литературе для учащихся 5-х классов в рамках декадника русского языка и литературы.

Кабинет литературы украшен детскими рисунками-иллюстрациями к любимым сказкам, портретами писателей-сказочников, организована выставка книг.

К соревнованию команды из двух параллельных 5-х классов получают задание: придумать название, подготовить эмблему и приветствие. Оценивать команды приглашено компетентное жюри во главе с Василисой Премудрой. Ведут программу старшеклассники в костюмах Ученого Кота и Петрушки.

Звучит музыка «В гостях у сказки». Под музыку с противоположных сторон выходят ведущие.

Ученый Кот:

Вот мы встретились. Не в царстве,
Не в далеком государстве,

Петрушка:

В лучшем месте на земле,
В Красной Сопке, на селе!

Ученый Кот:

В 5-м классе нынче конкурс,
Сказка в гости к нам придет!
Всех друзей мы встретить рады,
Лучших здесь награда ждет.

Петрушка:

Две команды перед нами будут состязаться,
Две отличные команды,
Вот они, встречайте!
Под музыку выходят команды, занимают места в центре зала.

Петрушка:

Только в сказках, говорят,
Дело быстро спорится!
Для начала нужно нам
С вами познакомиться.

Команды представляются, приветствуют соперников, членов жюри, зрителей.

Варианты названия команд:

1) команда «Несмеяны»

Мы милы, мы румяны,
Все царевны – Несмеяны,
У нас всегда серьёзный вид.
Нас никто не рассмешит!

2) команда «Веснушки»

Конопатым и курносым
Никогда не вешать носа!

1-й конкурс «Сказочная разминка»

Ученый Кот:

Сказки есть волшебные,
Волшебство творится в них
Предметами чудесными,
Прошу вас, назовите их!

(команды поочерёдно называют предметы, используемые в волшебных сказках: скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковёр-самолёт и т.д.).

2-й конкурс «Сказочная мозаика»

Петрушка:

Да, палочкой волшебною
Легко желанья исполнять.
А мы попробуем смекалкою,
Сообразительностью побеждать!
Сложите правильно все части,
И верно сказку назовите,
А коль первыми исполните,
То в конкурсе моём и победите!

Петрушка предлагает выбрать командам конверт с мозаикой – иллюстрацией к русской народной сказке, разрезанной на небольшие фрагменты (приложение 1, приложение 2).

Пока команды выполняют задание, проводится конкурс с болельщиками «Отгадай-ка»

Петрушка:

Я весёлый, озорной,
Не соскучишься со мной!
Отгадай мою загадку,
За это приз получишь сладкий!

  1. Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
  2. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (гриб)
  3. Отворили ворота – всему миру красота. (радуга)
  4. Лежит на земле: её не соскоблить, не закрыть, не зарыть. (тень)
  5. Два брюшка – четыре ушка (подушка)
  6. Зимой в поле лежал, летом в реку убежал. (снег)
  7. Сам в море – хвост на заборе (ковш)
  8. Бежала – шумела, заснула – заблестела. (река)
  9. Без досок, без топоров через реку мост готов. (лёд)
  10. В шубе летом, зимой раздетый. (лес)

3-й конкурс «Сказочная галерея»

Ученый Кот:

Для настоящих знатоков
Назвать героя сказки просто:
По описанию скажите
Откуда он и кто таков.

Командам предстоит по словесному портрету отгадать: кто же это? Если команда затрудняется, то право ответа переходит к соперникам.

  1. Княгиня просто диво:
    Под косой луна блестит,
    А во лбу звезда горит.
    (Царевна Лебедь – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
  2. Высока, стройна, бела,
    И умом, и всем взяла,
    Но зато года, ломлива,
    Своенравна и ревнива.
    (Царица – А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
  3. Руки кривые, на ногах когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. (Зверь лесной, чудо морское – С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)
  4. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубахе с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. (Пьеро – А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино)
  5. Он носил яркую голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. (Незнайка – Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
  6. Все бока его изрыты, частоколы в ребра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит… (Рыба-кит – П.П.Ершов «Конек-горбунок»)

4-й конкурс «Конкурс капитанов»

Петрушка:

В команде главный капитан,
Шагай смелей вперед!
Идет команда за тобой,
А капитанов конкурс ждет!

Капитаны команд получают листочки с отрывком из сказки А.С.Пушкина. Прочитав отрывок, они должны сами правильно определить, какая это сказка и нарисовать на бумаге иллюстрацию к сказке таким образом, чтобы команда тоже верно смогла назвать произведение. Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает в конкурсе.

Отрывок №1.

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке…
(А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Отрывок №2.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

5-й конкурс «Сказочный кроссворд» (Приложение 3)

Кот Ученый:

Кто первым ключевое слово разгадает, тот в конкурсе и побеждает.

Пока команды выполняют задание, Ученый Кот проводит конкурс с болельщиками «Жили – были».

Ученый Кот:

Люблю я сказки, обожаю!
А вы их любите читать?
Вам по зачину предлагаю
Скорее сказку отгадать

1.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он.
(А.С.Пушкин, «Сказка о золотом петушке».)

2.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в своём селе.
(П.П.Ершов, «Конек – горбунок».)

 3. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. («Царевна – лягушка», русская народная сказка.)

4. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. (А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

5.

Жил-был добрый царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет.
(В.А.Жуковский, «Спящая царевна».)

6.

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

6-й конкурс «Веселый сказочник»

Петрушка:

Ну молодцы, мои друзья,
Доволен вами очень я!
Хочу теперь вам предложить
Для сказки продолженье сочинить.

1-й команде – что бы случилось, если бы в сказке «Курочка Ряба» мышка не разбила яичко?

2-й команде – что случилось бы с Колобком, если бы ему на пути не встретилась Лиса?

Жюри оценивает оригинальность и находчивость команд. Объявляют результаты всех конкурсов, победители награждаются дипломами участников игры «Знатоки сказок» 1 и 2 степени. В качестве памятных призов участникам команд вручаются книги.

Ведущие (хором):

Игра игрой сменяется, кончается игра,
Но сказка не кончается! Ура! Ура! Ура!
Давайте же со сказками, со сказками дружить,
Тогда нам будет весело и интересно жить!

Литература:

  1. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Сост. Л.И.Косивцова. – Волгоград, издательство «Учитель», 2002
  2. Сценарии школьных праздников. Кн.2. Сост. А.В.Соколов. – М.: Школьная Пресса, 2001