Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках истории

Разделы: Начальная школа


Тема: «Одежда в разные времена». Часть 2.

Цели урока:

- Систематизировать знания учащихся по теме: Одежда в разные времена.
- Познакомить с особенностью русской одежды.
- Познакомить учащихся с понятием « аксессуар».
- Развивать воображение, мышление, умение анализировать, пользоваться дополнительной литературой.
- Воспитывать аккуратность, бережливость в отношении к одежде, уважение к историческому прошлому нашей страны и народов других стран.

Оборудование: опорные плакаты «Древняя Греция», «Средневековье», «Древняя Русь»; картинки, учебник «Рассказы по родной истории» Н.И. Ворожейкина, В.М.Соловьёв.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока: урок развития творческих способностей.

ХОД УРОКА

Организационный момент

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об одежде. Я думаю, вам будет интересно узнать, что обозначает слово «АКСЕССУАРЫ»? (Слово вывешивается на доске)

- Какую одежду носили наши предки?

- Как по одежде можно узнать, чем занимается человек?

- Как вы думаете, где мы можем найти ответы на эти вопросы? (Дети отвечают: книга, энциклопедия, телевизор, Интернет, спросить у взрослых.)

- Правильно, например чтобы узнать, что обозначает слово «аксессуары», мы обратимся к вот этой книге. Это толковый словарь.

Аксессуары - это модные мелочи, которые дополняют костюм. Например: платок, сумочка, перчатки, головной убор, обувь, украшения.

- Что бы узнать ответы на другие вопросы, я предлагаю вам отправиться в путешествие во времени. Но для путешествия, обязательно нужно подготовиться. И так, готовность номер один: я задаю вопросы, а вы быстро отвечаете.

 Мозговой штурм

  • Где больше пальцев, на правой ноге или на левой? (Одинаково)
  • Сколько гномов было у Золушки? (Ни одного)
  • Кто старше, дедушка или прадедушка? (Прадедушка)
  • Сколько человек тянуло репку? (Три)
  • Как по-другому сказать 100 лет? (Век)
  • Почему мальчика назвали Грамотей? (Он хорошо учился)
  • Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
  • Как называли царя в древнем Египте? (Фараон)
  • Как можно попасть в прошлое время, не вставая с места? (Открыть книгу и прочитать, закрыть глаза и представить, прочитать в Интернете)

- Я предлагаю отправиться в путешествие с помощью книг и вашей фантазии. Итак нам нужно узнать:

  • Какую одежду, аксессуары носили наши предки?
  • Как по одежде можно узнать, чем занимается человек?

Закройте глаза и скажите – Крибле-крабле-бумс. (На доске вывешивается первый опорный плакат)

Активизация полученных знаний учащихся

1. «Древняя Греция»

2.

Куда это мы попали? Море, ярко светит солнце, очень тепло, на холме необычный храм, где местные жители поклоняются богам.

У. - Кто догадался, в какую страну мы прибыли?
Д. - Древняя Греция.
У. - Как называлась одежда, которую носили древние греки?
Д. - Хитон и гиматий.
У. - Как называлась одежда, которую носили древние римляне?
Д. -Туника и тога.
У. - Как можно определить, что перед нами император?
Д. - Император носил пурпурную тогу.

(Звенит маленький звонок.)

- Ребята послушайте историческую справку о том, какие аксессуары носили древние греки и римляне.

(Выступают ученики, которые заранее подготовили сообщения.)

- Греческий воин носил кожаную тунику, которая одевалась поверх короткого хитона, а также шлем и щитки на колени.

- Богатые римляне носили тоги и плащи из дорогих шелков, привезённых из Китая и Индии.

- В Древней Греции и Риме люди для скрепления одежды использовали завязки, пояса, броши. Пуговиц в те времена не было.

Проблемный вопрос

- Ребята, как вы думаете, нужны ли были древним грекам перчатки, берет, платок? (Рассуждения учащихся.)

- Нет, так как в Греции очень тёплый климат.

- У вас на партах находятся картинки, подумайте, какие из них относятся к этому времени.

(Ученики закрепляют картинки, объясняют свой выбор.)

(Приложение 1)

2. Средневековье

У. - Отправляемся дальше, закрыли все глаза и скажем волшебные слова Крибле-крабле-бумс.

(На доске появляется следующий плакат «Средневековье».)

У. - Куда же мы попали в этот раз? Здесь гораздо холоднее, чем в Греции. Посмотрите, среди холмов высится замок, неприступный как крепость. Кто знает, куда мы прибыли?

Д. - Средневековье.

У. - Представляете, именно сейчас во дворце объявлен бал, в честь удачной охоты. Кто нам расскажет, как наряжались женщины в средние века на бал?

(Проверка домашнего задания. Пересказ текста.)

Историческая справка:

- Берет мягкий головной убор различной формы. Часто делался из бархата, украшался вышивкой и перьями.

- Перчатки носили как украшение и защиту рук от холода. Кожаные перчатки и рукавицы из металлических колец были частью охотничьего или воинского снаряжения. Перчатки королей были украшены золотом и драгоценными камнями.

(Приложение 2)

Вот видите ребята, по тому, как одет человек, можно было понять богатый это человек или бедный.

 А ещё аксессуары носили символическое значение. Об этом вы прочитаете дома в учебнике на странице 72.

 Я предлагаю вам сейчас отгадать загадку: принцесса собиралась на пир. Отгадайте какой головной убор выбрала принцесса. (Приложение 5)

Сообщение новых знаний

 У. - Мы так и не нашли ответ на вопрос «Что носили наши предки? Отправимся дальше…

3. «Древняя Русь»

Крибле-крабле-бумс. (На доске появляется плакат «Древняя Русь.)

У. - На берегу реки стоит белоснежный город. Купола церквей блестят на солнце. Встречает город гостей. Давайте посмотрим, во что одеты жители города?

(Рассматривают репродукции. Приложение 3)

Простые крестьяне:

  • Мужская одежда - рубаха, порты, зипун, кафтан.
  • Женская одежда - рубаха, сарафан, душегрея, понёва.

В разных областях древней Руси одевались по-разному. Национальной особенностью русского женского костюма являлся платок.

Историческая справка:

На Руси девушки носили платки на плечах .Чаще всего платки были светлых тонов расписанные цветами. После свадьбы женщина должна была обязательно носить платок на голове, спрятав под него волосы.

У. - Сейчас, мы представим как выглядели дети в те времена. Несколько ребят переодеваются в костюмы. (Проводится музыкальная физминутка с элементами русского танца.)

- Отдохнули, а теперь нам предстоит серьёзная работа.

Организация самостоятельной работы по учебнику Н. И. Ворожейкина:

1-й ряд - стр. 24
2-й ряд - стр. 42
3-й ряд - стр. 89
4-й ряд - стр. 98

- Какие аксессуары носили наши предки?

  • Кожаные пояса, лапти, меховые шапки, туфли из кожи.
  • Медные, костяные, деревянные пуговицы; кольца, бубенчики, бусы, браслеты.
  • Платки, дорогие красные сапоги.

Итог путешествия

- Давайте подведём итог нашего путешествия: у вас на партах находятся карточки со словами и картинками. Подумайте к какой эпохе они относятся, и приклейте к плакатам.

Закрепление материала

- Какую одежду носили наши предки?

- Как по одежде можно определить, что перед нами император, рыцарь, царь?

Проблемный вопрос

- Ребята, а в наше время можно по одежде узнать, кем работает человек? Посмотрите на картинки и определите кто кем работает. (Приложение 4)

Проблемная ситуация

Пословица: встречают по одёжке, а провожают по уму.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы.

Идёт обсуждение.

Вывод

Одежда создаёт первое впечатление о человеке, но о том какой человек на самом деле говорят его поступки. Поэтому нужно следить не только за своим внешним видом, но и за тем, что ты делаешь.

Итог урока. Самооценка работы на уроке

- Вот и подошёл к концу наш урок. Какие вопросы у вас есть?

Домашнее задание

- Узнайте, какую одежду носили ваши бабушка и дедушка, когда были детьми. Сделайте рисунок.

- На следующем уроке мы отправимся в музеи нашей страны и вы узнаете ещё много интересного.