Библиотечный урок в 4-м классе "Дневники чтения. Отзыв на книгу"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • вызвать интерес у детей к ведению дневника, написанию отзыва о книге, убедить их в нужности и полезности этого дела.

Задачи:

  1. Предложить удобную форму записей.
  2. Научить выражать своё мнение о книге, что способствует углублению восприятия прочитанного, активизирует чтение детей.
  3. Научить писать отзыв о книге.

Оборудование:

  • книжная выставка,
  • увеличенная схема ведения дневника,
  • листки-отзывы о книге,
  • мультимедийная установка.

Ход урока

Ребята, Вы уже в таком возрасте, что можно вам предложить серьёзно относиться к чтению, т.е. вести дневники чтения и писать отзывы на прочитанную книгу.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. (Презентация, слайд 2)

(На книжной выставке представлены знакомые детям произведения. Выбирается любая книга с выставки. Дети называют автора книги, заглавие, выходные данные (место издания и год издания) книги и отвечают на вопросы:

  • о чём эта книга,
  • моё мнение об этой книге,
  • а кто захотел перечитать эту книгу ещё раз и почему? (Слайды 3, 4, 5)

Итак, ребята, мы составили дневник чтения. Только он получился у нас устным и коллективным. И составили мы его по этой схеме: (Слайд 6)

Дата

Автор

Заглавие, выходные данные (место и год издания книги)

О чём книга?

 

 

 

  1. Основные действующие лица (охарактеризовать их).
  2. О чём рассказывает книга?
  3. Запомнившиеся эпизоды, факты, выражения.
  4. Какое впечатление она произвела?
  5. Можно оформить иллюстрацией.

Заполнять дневник не обязательно по этой схеме, при желании вы можете по-своему оформить дневник, но записывать фамилию автора, заглавие книги, выходные данные, т.е. где и когда издана книга, обязательно, этого требует культура чтения. (Слайд7)

А вот нужно ли писать дневник чтения?

Нужно!

Недостаточно просто читать книги. Книги надо читать внимательно, чтобы понять самое важное в произведении. А чтобы понять важное в произведении, надо думать о прочитанном. Надо учиться думать и для этого писать дневник. Ведь недаром говорят, что тот кто записывает, тот читает дважды или думает дважды. (Слайд 8)

Дневник чтения читателя – это дневник человека, который размышляет, переживает, вспоминает, мечтает. (Слайд 9)

Думается, что не о всякой книге стоит писать в дневнике, а только о той, которая оставила след в сознании, которую, может быть, и перечитать когда-нибудь захочется.

А как писать?

Пишите всё, что найдёте нового для себя, что до сих пор было вам неизвестно, то, что по вашему суждению, прекрасно, отлично и пригодится вам когда – нибудь – будь то слово, или фраза, или целый период, или история, словом всё, что вы думаете после чтения этой книги. (Слайд 10)

А потом попробуйте перечитать свои записи через неделю, через месяц, через год, и вы отчётливо увидите, на что вы способны, это полезно.

Со временем читательский дневник может превратиться в дневник вообще человеческий, где мысли о книгах существуют среди мыслей о жизни. Это прекрасно! Пусть так и будет. Ведь книги для того и пишутся, чтобы разбираясь в них, читатель начал задумываться и разбираться в окружающих людях, в самом себе, в жизни!

Если вы будете писать дневник, то научитесь сравнивать книжную мысль с той жизнью, которая окружает нас, а это в будущем поможет вам разбираться в сложных ситуациях в жизни. (Слайд 11)

Вопросы: (Слайд 12)

  1. Для чего нужно писать дневник чтения?
  2. Что обязательно нужно записывать в дневнике чтения?
  3. О чём ещё записываем в дневнике?

Научившись выражать своё мнение об интересной книге, вам захочется, чтобы эту книгу ещё почитали другие. Можно написать отзыв о прочитанной книге. (Приложение 1, приложение 2)

Отзыв – это передача мысли и чувства, вызванные прочитанным.

Цель и задача отзыва – рекомендация книги другим читателям. (Слайд13)

Отзыв о книге пишется так:

Сообщаются краткие сведения о книге: автор, заглавие, место и время событий, описанных автором и кто стоит в центре повествования. (Слайд 14)

В главной, центральной части отзыва необходимо выразить своё мнение о прочитанном, своё отношение к книге, героям книги, какие места в книге тебе понравились и почему? Нравятся ли тебе герои своими поступками, чертами характера? Почему? Понравился ли тебе конец книги? Хотел бы ты, чтобы книга заканчивалась по-другому. Если так, расскажи свой вариант. А в конце отзыва можно написать своё мнение о языке книги, можно привести в пример понравившийся отрывок. В отзыве обязательно должна быть дана ваша оценка книги, пожелания, может быть советы другим ребятам. (Слайд 15)

Читая ваши отзывы, ребята должны подумать: оказывается, это очень интересная книга, нужно обязательно её прочитать. (Слайд 16)

В нашей школьной библиотеке есть специальные опросные листы, которые помогут вам составить отзыв на понравившуюся книгу. (Слайды 17, 18, 19)

Предлагаю вам, ребята, специальные опросные листы в виде виноградного листа и грозди винограда, в которых вы можете написать отзыв о понравившейся прочитанной книге. (Приложение 3) С помощью этих листочков отзывов мы с вами попытаемся в библиотеке вырастить виноградную лозу. Думаю, что она поможет вашим сверстникам выбрать интересную книгу в библиотеке и прочитать её.

Вопросы: (Слайд 20)

  1. Что такое отзыв на прочитанную книгу?
  2. Какие цели и задачи отзыва на прочитанную книгу?
  3. Что пишется в отзыве?

Громкое чтение какого-либо рассказа, сказки и обсуждение. (Приложение 4)

(Даётся домашнее задание написать отзыв о книге)

Литература:

  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие /Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. – М.: изд-во «Кн. палата», 1989. – 216с.
  2. Библиотечные уроки. 4 класс / Сост. Е.В.Дьячковская, К.И.Максимова. – Якутск, 1991.
  3. Библиотечные уроки. 5 класс / Сост. Е.В.Дьячковская, К.И.Максимова. – Якутск, 1991.
  4. Доморацкий В.П., Белоколенко М.В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. – М.: «Издательство Либерия», 1999. – 56с.