Цели:
- расширить знания учащихся о космосе, о науке, изучающей окружающий мир, стимулировать познавательную активность учащихся;
- воспитывать чувство гордости за достижения страны в освоении космоса;
- способствовать развитию коммуникативных, креативных способностей учащихся, умений и навыков в поиске, обработке и передаче информации.
Оборудование: карта звездного неба, схема Солнечной галактики, CD-диск “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия”, портреты космонавтов.
Ход занятия
1. Вступительное слово
На доске карта звездного неба.
1-й ученик: Добрый день, друзья! На дворе апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Ведь именно 12 апреля ровно 45 лет назад человек впервые вышел за пределы земной атмосферы.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небе богов. Но человеку хотелось подняться туда самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы, конструировались летательные аппараты, так и оставшиеся на земле. И вот наступил XX век. Уже летали в небе самолёты, а в космос поднялись первые ракеты. Люди верили, недалёк тот день, когда в космос полетит человек.
2-й ученик:
Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
– Ракета
Достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
– Порядок.
Как-будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Ведущий 1: 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного?"
Ведущий 2: Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Ведущий 3: Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.
2. Чтение стихотворения ученикомКогда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз,
Своей Земле мы оставляем сердце.
3. Организационный момент
Наша игра проходит в форме соревнования двух команд. Вам предстоит пройти 5 конкурсов.
Выбор командами названия (“Восток”, “Спутник”)
Распределение обязанностей (командир экипажа, бортинженер, радист, стюард, штурман, исследователь, наблюдатель)
4. Конкурс “Космическая спортивная разминка”Девиз: “Да, только сильных звездолет может взять с собой в полет”.
Приглашаются на разминку по одному человеку от команды. Участники с завязанными ногами встают в одну линию и делают по три прыжка.
По два человека от команды, самых тренированных. Встав спиной друг к другу, нужно совместно приседать. Какая команда продержится дольше.
5. Конкурс “ Космическая практическая разминка”Девиз: “Первым правилом у нас – выполнять любой приказ”.
– Представьте, что ваш космический корабль потерпел крушение, вышли из строя приборы навигации, и вы совершили вынужденную посадку на Луне. До запасного ракетоплана 100км. На борту вашего космического корабля есть следующие предметы: коробка спичек, тюбики с едой, 20м веревки, парашют, баллоны с кислородом, надувная лодка, 25 литров воды, компас, аптечка, звездная карта Луны, приемопередатчик на солнечных батарейках, сигнальные ракеты.(Все предметы расписаны на отдельных карточках, или в виде картинок).
– Вам нужно взять 3 или 4 самых нужных предмета. Какие это предметы? (баллоны с кислородом, 25 литров воды, звездная карта Луны, тюбики с едой).
– Какие предметы бесполезные? (коробка спичек, сигнальные ракеты, приемопередатчик на солнечных батарейках, надувная лодка).
Командам дано время, затем участники должны объяснить назначение выбранных предметов. Обсуждение в командах в виде “корзины идей” или “мозгового штурма”
6. Конкурс “Космическая логическая разминка”Девиз: “Чтобы космонавтом стать, надо много-много знать”.
Командам будут заданы вопросы, на которые в течение 1,5 минут нужно дать краткий ответ. Проверяется быстрота реакции, знания по астрономии и космонавтике.
- Что означает слово “астрономия”? (Наука о звездных законах.)
- Сколько звезд в Солнечной системе? (Одна – Солнце.)
- Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп.)
- Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращение Земли вокруг оси.)
- В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток.)
- Что означает слово “зодиак”? (Круг животных.)
- Что означает слово “космонавтика”? (Кораблевождение.)
- Как называется космический транспорт? (Ракета.)
- Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский.)
- Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полета. (12 апреля 1961 г.)
- Сколько планет в солнечной системе? (9.)
- Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (Силы тяготения.)
- Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдение.)
- Самая ближайшая к Солнцу планета… (Меркурий.)
- Кто был первым космонавтом Земли? (Ю.А.Гагарин.)
- Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С.П.Королева.)
- Назовите естественный спутник Земли. (Луна.)
- Что означает слово “планета”? (“Блуждающая”.)
- Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс.)
- Сколько существует зодиакальных созвездий? (12.)
- Назовите космонавта, первым вышедшего в открытый космос. (А.Леонов.)
- Назовите первую женщину, побывавшую в космосе. (Терешкова.)
7. Конкурс “Космическая разминка болельщиков”
Девиз: “Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд”.
– Вы можете принести баллы своей команде, отгадав загадки о космосе.
- Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Ну, скажите, кто же это? (Космонавт)
- Что находится в середине космоса? (В середине слова: буква м)
- Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш нард построил эту
Межпланетную …(ракету)
- Когда небо ниже земли бывает? (Отражение в воде.)
- Что сделать, если во сне к вам прилетели инопланетяне и хотят увезти вас на свою планету? (Проснуться.)
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Большая медведица.)
- На Синей планете в ходу только четные числа, а они синего цвета. На Красной планете в ходу только нечетные числа и они красного цвета. Какого цвета будет сумма четного и нечетного чисел? (Фиолетового)
Девиз: “На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы”.
Командиры должны за одну минуту записать названия всех созвездий, упоминающихся в стихотворении:
(Учитель читает стихотворение, а только потом командиры ведут записи)
9. Подведение итогов конкурсовВзглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим Рака,
А в феврале увидим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Весьма похожая на Еву.
Весы, купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберег,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре,/
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.
(Ю.И. Валишин)
10. Инсценировка легенды о незаходящих созвездиях Цефея, Андромеды, Кассиопеи, Персея и др.
Действующие лица:
Царь Цефей;
Его жена Кассиопея;
Их дочь Андромеда;
Нимфы – дочери морского царя;
Нептун – владыка морей и океанов;
Персей, сразивший Медузу Горгону.
На троне восседает царь Цефей, по правую руку от него жена Кассиопея, по левую руку – дочь Андромеда.
Цефей:
– Давным – давно в далёкой южной стране Эфиопии правил царь Цефей. Да, именно так меня звали – царь Цефей.
Кассиопея:
– Но что такое царь без красавицы царицы? У меня и имя красивое – Кассиопея.
Андромеда:
– И была у них единственная дочь – Андромеда. Ах, как счастливо мы жили все вместе.
Кассиопея:
– Я часто помогала царю решать государственные дела, но главной своей задачей считала воспитание дочери. Наша дочь прелестна, добра сердцем и очень умна и талантлива. А уж красавица...
Андромеда:
– Как многие родители, моя мама часто хвасталась мною, говорила, что краше меня нет на свете. Однажды об этом услышали жившие в море красавицы – нимфы и очень рассердились.
Нимфы:
– Да, разве есть на свете кто-то краше и лучше нас? Вот уж нет! Дорогой наш папочка, властелин морей и океанов, разве не мы самые красивые на свете? Накажи Кассиопею, изведи Андромеду, а то не будем больше слушаться тебя и топить корабли.
Нептун:
– Ах, вы мои крошки, красавицы вы мои зеленоглазые, да разве может быть кто-то лучше вас? А на Цефея я давно зуб имею, он мне налог отказался платить, строит корабли по всем законам физики, потопить их невозможно. Он у меня попляшет.
Цефей:
– И начались тут беды одна за другой. Натравил царь морской своего Кита, чудище морское, на мою страну. Перестал его царь кормить, и каждый день чудище разоряло землю моей страны, поедая и унося в море всё больше и больше людей. Пришлось мне идти на поклон к царю морскому. Но не мог он простить обиды.
Нептун:
– Я согласен спасти твой народ, но за это ты один раз в год должен отдавать на съедение Киту самую красивую девушку своего государства. – Защемило моё сердце, но Андромеда была ещё мала, пришлось мне согласиться.
Кассиопея:
– Прошли годы, расцвела моя крошка и стала самой красивой девушкой в стране. Приказал царь морской принести Андромеду в жертву чудищу морскому. Ах, я не вынесу этого...
Андромеда:
– Но делать было нечего. И приковали меня цепями к скале, как повелело чудище морское. Я готова спасти свой народ. Уже светает. А на горизонте вижу спину плывущего чудища. Боже, как не хочется мне умирать. Лучше закрою глаза, будь что будет.
В это время появляется Персей на крылатом коне Пегасе. В одной руке он держит начищенный до блеска щит, а в другой – голову Горгоны Медузы.
Персей:
– Вперёд мой крылатый конь Пегас. Здорово лететь по небу после такой замечательной победы над Горгоной Медузой. Хорошо я придумал: драться с Медузой, глядя не на неё, а в свой начищенный до блеска щит (вчера целый день возился с ним), а не то окаменел бы, взглянув на Медузу. Страшная уж больно зверюга. Погоди, что это за прелестница прикована к скале. Гляди-ка, Кит плывёт к ней. Кажется, сейчас разыграется драма. Только ничего у него не выйдет. А ну-ка, Горгоша, взгляни на этого красавца, пусть он окаменеет. Умница ты моя. А поди-ка и ты в море.
Бросает голову Медузы, подходит к Андромеде.
– Девушка, вы свободны. О, как вы прекрасны. Если вы не против, я приду сегодня вечером просить вашей руки.
Все участники инсценировки встают в один ряд и разворачивают “раскладушку” с рисунками созвездий. Один из членов команды говорит:
– Вот так закончилась эта история. Растроганные боги поместили всех героев этой легенды на небо. И мы с вами можем найти на ночном небе созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Медузы и Кита. Все они находятся недалеко друг от друга и являются незаходящими созвездиями. Найдите их на небе и вспомните эту удивительную историю.
11. Итог занятия