Внеклассное занятие по математике "Из истории счета"

Разделы: Начальная школа


Ход занятия

I. Организационный момент

II. Как люди научились считать?

Учитель: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры, числа. А как считали древние люди, которые их не знали. Вот послушайте.

– Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Первобытные люди не знали счета, то есть не умели считать. Учиться им не у кого было, поэтому обучение их шло очень медленно, т.к. учителем первобытных людей была сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, наши предки научились из множества предметов выделять ОДИН. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как “ОДИН – МНОГО”.

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки) привели человека к представлению о числе, наш предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если видел их много, то говорил – “много”.

Учиться считать требовала сама жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал на пальцах.

III. Как люди научились записывать числа

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Название чисел указывают на их происхождение. Так у индейцев 2 – глаза, у тибетцев – крылья и т.д.

Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде обложенных ракушек и камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

…Вглядитесь внимательно в рисунок: какой-то человек поднял обе руки вверх. Ему было чему удивляться. Ведь он обозначил целый миллион. Такого человека рисовали древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человек исполнял обязанности числа.

Очень разные и порою даже забавные были “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим числом палочек (См. Приложение 1). А 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было поставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для 1000 был придуман крючок, для 1 000 – значок в виде цветка. 10 000 обозначали рисунком пальца, 100 000 – лягушкой, 1 000 000 – знакомой фигуркой с поднятыми руками.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I – один, II – два… На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку в виде знака: V. Потом к V стали прибавлять по одной палочке: VI – шесть, VII – семь, VIII – ? А как короче записать 4? От пяти отнимали один, а записывали так: IV. Вы знаете, что10 – это две пятерки, поэтому в римской нумерации цифру “десять” изображали двумя V, иначе 2 пересекающиеся палочки: X.

Римские цифры употребляют довольно часто и в наши дни. Например, на часовом циферблате, в книгах, когда обозначают номер тома или главы. Но все же римская нумерация была не очень удобна для записи и выполнения арифметических действий. После того, как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. Однако и буквенная нумерация была неудобна для обозначения большого числа.

Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят и теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась по Европе, а цифры получили название арабских.

IV. Знакомство с цифрами и числами

1. Цифра 1 – число 1.

Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.

Магия числа: Философ и математик Пифагор и его единомышленники верили в магию числа. Они считали, что числа несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Была даже создана целая наука, в которой каждое имя имело свое число. Если имя сочетается с характером человека – это хорошо, если противоречит – плохо. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но все равно интересно узнать, что ЕДИНИЦА – это символ славы и могущества, действия и честолюбия. С этим числом связано: уверенность в себе, такие понятия, как СМЕЛОСТЬ и ХРАБРОСТЬ. Но в то же время надо избегать непродуманных решений. Имена эти – Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илюша и слава.

Один, или единица – это начало всех начал. Этому числу посвящено много стихов, загадок, скороговорок.

Послушайте стихотворение С. Михалкова “Первый раз”.

Все бывает в первый раз:
Первый зуб и первый класс,
Первая пятерка.
Как начало первых драк
Первый схваченный синяк,
Первая касторка.
День за днем, за годом год
Человек живет, растет,
Облик свой меняет,
И под старость он подчас
То, что было в первый раз,
С грустью вспоминает.

А теперь “хитрые” задачки:

– Что легче? 1 кг ваты или 1 кг железа?

– Сколько? Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?

2. Цифра 2 – число 2.

А вот эта цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Магия числа: Как утверждают древние греки, число 2 – это символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость, тактичность. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом. Имена этого числа: Ира, Саша, Лида, Вася, Коля.

Числу 2 тоже посвящено много стихов, загадок, скороговорок. Во многих крылатых словах и пословицах встречается двойка.

Как вы понимаете пословицы?

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Ум хорошо, а два лучше.

– А теперь “хитрые” задачки:

– Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

– Аня и Маша имеют фамилии Строгова и Добрина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Маша и Добрина – одноклассницы?

(Аня Добрина и Маша Строгова).

3. Цифра 3 – число 3.

А вот это – посмотри
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.

Магия числа: Долгое время число 3 для многих народов было символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках (Три поросенка, Три медведя…) ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.

Ребусы – карточки. (См. Приложение 3).

4. Цифра 4 – число 4

За тремя идут 4,
Острый локоть оттопыря.

Магия числа: Древние считали четвертку символом устойчивости и прочности. Ани, Вадики, Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждет успех в науке и технике. Вы трудолюбивы, надежны, стойки и честны.

Числам слагают и песни “Дважды два – четыре”. (Загадки с.138)

Число 4 представлено квадратом, четыре стороны которого означают четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.

Возьмите в руки квадрат. Как из него построить 2 треугольника? А теперь один большой треугольник?

Посмотрите на квадраты. (См. Приложение 2). Во что можно превратить квадраты. Работа на листочках. (часы, картинка, кубик, замок, стул…)

5. Цифра 5 – число 5

А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто извернула.

Магия числа: числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим, наверное, согласны и все школьники. А что ждет ребят с этими именами? Вова, Гриша, Валя, Нина, Марина, Виталий, Сережа, слушайте внимательно. Люди с числом “5” больше всего любят приключения и путешествия. Но лучших результатов в жизни можно достигнуть, если направить свою энергию на учебу. Так что не исключено, что из вас могут получиться крупные ученые. Дерзайте! Вперед к знаниям!

Возьмите 5 палочек, постройте из них 2 треугольника. Добавьте еще 1 палочку и постройте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

V. Итог урока

Много интересного узнали сегодня за урок. Впереди еще встреча с остальными числами.