Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение растительной клетки"

Разделы: Биология


Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи: дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице; уметь изображать строение клетки; воспитывает аккуратность в работе с оптическими приборами.

Оборудование: микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука, таблица “Строение растительной клетки”, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала:

а) история открытия микроскопа;
б) строение растительной клетки;
в) лабораторная работа: “строение клеток кожицы лука”;

  1. Закрепление материала.
  2. Задание на дом.
  3. Итог.

Ход урока

На доске девиз урока:

“От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”. (Н. Рыленков)

I. Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью.

Универсальной ячейкой жизни является клетка.
Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука).
Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа.

А) История открытия микроскопа.

Ученик: Увеличивающие стекла были известны еще в античные времена. Кто изобрел микроскоп, точно не известно. Одним из первых создателей микроскопа был английский физик Роберт Гук. !665 г. Р.Гук опубликовал альбом рисунков под названием “Микрография”. Среди них был и тонкий срез пробковой ткани дерева, структура которого напоминала соты, четкое и правильное расположение “микроскопических пор”, или “клеток”. Р. Гук впервые употребил слово “клетка”.

Одним из современников Гука был голландец Антонии Ван Левенгук, создавший более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы.

1827 г. итальянскому физику Джованни Батисте Амичи удалось улучшить четкое изображения линз. После этого интерес к микроскопии быстро возрос.

1930-е годы появился электронный микроскоп (США).[1]

Б) Каковы главные особенности клетки?

Строение растительной клетки (демонстрация слайдов в компьютере).

II. Лабораторная работа: “Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом”.

1. Ученик: устройство микроскопа.

2. Учитель: Технический инструктаж по работе с микроскопом.[3]

– Приготовление микропрепарата.

3. Лабораторная работа: “Строение клеток кожицы лука”.

Задание ( индивидуальные листы на каждой парте)

Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука

Оборудование: Световой микроскоп, цифровой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука.

4. Отчет по работе: рисунки группы клеток . На рисунке указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

Вывод: Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра. На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее.

III. Закрепление материала

Работа с интерактивной доской.

1. Рисунок растительной клетки.
2. Тестовая работа.

1. Кто впервые обнаружил клетку?

а) Роберт Вирхов;
б) Антуан Ван Левенгук;
в) Роберт Гук.

2. В каком году?

а) 1600 г.;
б) 1930 г.;
в) 1665 г.;

2. Клетка снаружи покрыта:

а) цитоплазмой;
б) оболочкой;
в) пластидами.

3. Зеленые пластиды называются:

а) лейкопласты;
б) хлоропласты;
в)хромопласты.

4. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:

а) цитоплазма;
б) ядро;
в) вакуоли.

5. Хромосомы находятся в:

а) ядре;
б) цитоплазме;
в) вакуоли.

6. Основная структурная единица организма:

а) корень;
б) орган;
в) клетка.

IV. Задание на дом.

Повторить гл.3 с.16. Составить кроссворд по изученной теме.

V. Итог. Выставление оценки

– Что мы сегодня узнали? Чему научились?

Использованная литература.

  1. “Путешествие в мир живой клетки”, Кристиан де Дюв.. М.: “Мир” 1987.
  2. Биология. 6 кл. Современный урок.стр.10.Ред.-сост. Н.И. Сонин. М.: “АРКТИ”, 2003.
  3. Уроки биологии 6 классе. Игошин Г.П., Ярославь: “Академия развития”, 2002.