Повторение орфограмм, изученных по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие.

  • Повторить орфограммы, связанные с написанием глагола, подготовиться к диктанту.
  • Совершенствовать умения и навыки, связанные с изученными орфограмм "Мягкий знак в окончании глагола 2-го лица единственного числа", "Глаголы с -тся и -ться", "Правописание безударных личных окончаний глагола".

Развивающие.

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Развивать правильную монологическую речь.

Воспитательные.

  • Расширить кругозор учащихся.
  • Повышать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • учебник В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой "Русский язык. Теория. 5-9 класс",
  • таблица "Правописание личных окончаний глаголов",
  • раздаточный материал (Приложение 1).

Ход урока

1. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

С давних времен человек проявлял интерес к различным явлениям природы, необычным растениям и животным. По наблюдениям любителей природы, в мире существует огромное количество интереснейших экземпляров. Человек, вообще, существо любопытное. А вы, ребята, любопытны? Прочитайте название текста. Заинтересовало оно вас? Знаете ли вы, что существует волосатое дерево? Что же это такое?

Давайте прочитаем предложения и узнаем, где же растет такое дерево.

2ю Работа с текстом. (У каждого на парте)

Волосатое дерево

Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево: волосатое. Увид:ш: и глазам не вер:ш: . А подойдеш:, пощупа:ш:, так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс!

Стоиш: и глад:ш: мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое.

Если спрята(тся, ться) у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спуст:(тся, ться) со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тере(тся, ться)! Линя:т она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору и счесыва:т. Одна коза почеш:(тся, ться), вторая потре(тся, ться), третья поскребе(тся, ться), вот дерево шерстью и обраста:т. Стоит волосатое дерево всем на удивление.

(Н.Сладков)

- Ребята, докажите, что это текст.

- О чем идет речь в тексте?

- Что автор хотел сказать этим текстом? Для чего он написал его?

- Так что же это за волосатое дерево, о котором нам рассказал Сладков?

- Что вы узнали о нем?

- Почему оно так названо?

- Обратите внимание на пропущенные орфограммы. В какой части речи они пропущены? (глагол)

- И тема нашего сегодняшнего урока "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол""

- Сегодня мы остановимся только на некоторых орфограммах, связанных с темой "Глагол". Мы будем работать по разным уровням сложности. Каждый из вас может выбрать тот уровень, который ему кажется наиболее подходящим.

- Что же мы знаем о глаголе?

3. Повторение теории.

1 уровень.

- Те, кто выбрал этот уровень, в течение 5 минут составляет монолог от имени Глагола. (что глагол может рассказать о себе)

2 уровень.

- Те, кто выбрал данный уровень, составляет 5 предложений с глаголами.

3 уровень.

- Кто не очень уверен в своих силах, находит в тексте предложения с глаголами.

1. Выборочный диктант.

Учащиеся, работавшие над составлением собственных предложений, читают их, а учащиеся, работавшие на "3" выписывают из них глаголы. (у доски 1 человек)

2. Слушаем монолог (2 человека) и оцениваем по критериям, записанным на доске.

1. Ответ учащегося полный (неполный)

2. Есть ли замечания?

3. Что можно добавить?

4. Допущены ли ошибки?

5. Я бы оценил этот монолог на оценку :

4. Правописание Ь в глаголах. (У доски 3 человека)

А теперь вернемся к нашему тексту.

- Какая орфограмма, связанная с глаголом, нам встречается первой? (правописание ь во 2 л. ед.ч.)

- Сформулируйте правило.

Задание:

1 уровень.

- Придумать 2 предложения с орфограммой.

- Сделать морфемный разбор глаголов.

2 уровень.

- Записать по три примера на -ешь, -ишь.

- Сделать морфемный разбор 2 глаголов.

3 уровень.

- Выписать из текста предложения с глаголами на -ешь, -ишь.

- Сделать морфемный разбор слов увидишь, пощупаешь.

6. Правописание -тся и -ться. ( У доски 3 человека)

-А какие еще правила правописания Ь в глаголах вам известны?

- Сформулируйте правило.

Задание:

1 уровень.

- Придумайте 2 пары предложений на различение -тся и -ться.

- Сделать синтаксический разбор одного из предложений.

2 уровень.

- Придумать словосочетания.

- Составить одно предложение и сделать синтаксический разбор этого предложения.

3 уровень.

- Выписать в 2 столбика из текста слова с данной орфограммой.

- Выписать и сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

- Объяснить знаки препинания.

6. Личные окончания глаголов. (У доски 2 человека)

С данными орфограммами связана и еще одна очень важная орфограмма. Посмотрите внимательно на текст и попробуйте определить о какой орфограмме я говорю. (личные окончания глагола)

Для того чтобы определить Безударное личное окончание глагола, необходимо вспомнить, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2? (Обращаемся к учебнику стр.126 "Теория")

Давайте вспомним алгоритм определения личных окончаний глагола (у каждого на парте)

Алгоритм

  1. Находим инфинитив глагола, помня при этом о сохранении вида глагола.
  2. Определяем по инфинитиву спряжение глагола, вспоминаем, какие безударные гласные бывают в окончаниях глаголов этого спряжения.
  3. Вставляем нужную гласную.

- Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения, а какие окончания глаголы 2 спряжения?

Задание:

1 уровень.

- Придумать 5 предложений, в которых бы встречались глаголы с безударными личными окончаниями.

2 уровень.

- Записать по 5 примеров глаголов 1 и 2 спряжения.

3 уровень.

- Распределить в два столбика глаголы из текста с данной орфограммой.

7. Подведение итогов и выставление оценок.

- Итак, наш урок подходит к концу. Вы сегодня очень активно приняли участие в повторении темы "Глагол". Давайте вспомним, над какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?

- Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Так как сегодня мы с вами весь урок работали по уровням, то и домашнее задание будет не одинаковое для всех.

1 уровень.

- Написать сочинение - миниатюру на тему "Зимний парк", используя глаголы с изученными орфограммами.

2 уровень.

- Из художественной литературы выпишите не менее 8-10 предложений, в которых бы встретились глаголы с орфограммами, изученными на уроке.

3 уровень.

- упр. 229, 238.

9. Самостоятельная работа. (У каждого на парте)

1 уровень.

- Придумать текст на тему "Дождь", используя глаголы: накрапыва:е, барабан:т, хлещ:т, стека:т, хлын:т, се:т как из сита, прыга:т, пляш:те.

2 уровень.

- Придумать отдельные предложения с этими же словами.

3 уровень.

- Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы.

1. Ходит лиса тихохонько, к земле пригиба:(тся, ться), будто кланя:(тся, ться), свой пушистый хвост нос:т бережно; смотр:т ласково, улыба:(тся, ться), зубки белые показыва:т.

2. Он вид:т, как поле отец удобря:т, как в рыхлую землю броса:т зерно, как поле потом зеленеть начина:т, как колос растет, налива:т зерно.

3. По скатам, от самой вершины до подошвы, стел..(тся, ться) пучки желтого пушистого ковыля.