Личностно-ориентированное обучение в структуре музыкальных занятий

Разделы: Работа с дошкольниками


Опыт моей работы убедительно показал, что желая приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, развить у них музыкальный вкус, музыкальные способности и на этой базе формировать подготовленного слушателя и любителя музыки, способного к наслаждению музыкальным искусством и к различным видам деятельности в нём, то совершенно необходимо использовать в работе с дошкольниками новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка.

Наш центр работает по авторской программе “Классика”. Одним из направлений является личностное развитие ребёнка. Так как развитие ребёнка прослеживается на всех занятиях, то и музыкальные не стали исключением. Поэтому, чтобы работать в единой системе, пришлось менять стиль работы при ведении музыкальных занятий. За основу были взяты такие задачи:

  • развитие личностных функций, связанных с эмоционально-волевой средой восприятия.
  • развитие имитационных способностей, сочинительство.
  • воспитание у ребёнка чувства себя, как личности.

В работе с детьми я ориентируюсь на личностные возможности каждого ребёнка и их непрерывное наращивание. Пришлось отказаться от авторитарного, инструктивно- репродуктивного обучения в пользу поисково-творческого. Процесс обучения строю таким образом, чтобы развивать воображение, творчество, чтобы ребёнок был на позиции исследователя. Лучшим средством стимулирования осознания самооценки является одобрение.

Очень сложно подобрать “ключик” к каждому ребёнку, вызвать в нём доверие, в этом помогает личностно-ориентированный подход. В каждой группе есть застенчивые, робкие, нерешительные дети, и я стараюсь расположить их к себе, чаще использую положительные оценки, поощрения в их адрес. Стараюсь никогда не прибегать к сравнению отстающего ребёнка с другими детьми, не противопоставлять их друг другу. Избегаю негативных высказываний в адрес одних и тех же детей, и стараюсь, чтобы положительные оценки были услышаны всеми. Своё заинтересованное отношение к каждому ребёнку пытаюсь дать почувствовать, не только словами, но и тоном, действиями, жестом взглядом. Ребёнок только тогда раскроется, сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе и детей, и взрослых. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желания детей, быть не похожими на других, разбудить их фантазию, пытаться максимально реализовать их способности.

Важно заметить и развить всё лучшее, заложенное от природы. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из основных применяемых методов (наглядный, словесный, практический) должны применяться в проблемной форме с нарастанием проблемности. Например, занятия приобретают характер проблемности, когда я показываю детям не один вариант выполнения, а два или несколько; часто используя разные виды искусства - поэзию, живопись, где тоже создаются проблемные ситуации. Например: дети выбирают из двух картин одну, соответствующую по настроению музыки или из двух музыкальных произведений одно близкое по настроению к картине.

Обязательно обсуждаем с детьми, какие картины наиболее соответствуют характеру музыки и почему. Так они приучаются мыслить, искать, начинают верить в свои силы. Иногда, детям предлагаю выполнить рисунок, передающий характер музыки. Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета. Злого колдуна большинство рисуют тёмными красками, а добрую Золушку - яркими и светлыми.

Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему. И если ребёнок находит ответ на поставленный вопрос, то эти знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельнее мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирует творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.

Используя личностно-ориентированный подход, позволило мне развить слабых, сделать сильными средних и развить творческий потенциал перспективных детей.

Опыт показал, что используя личностный подход, позволяет развить творческую личность ребёнка, повышает его интеллектуальный уровень, наряду с музыкальными способностями развивает и общие способности.

Опыт работы позволил сделать выводы:

  1. Занятия детям доставляют радость.
  2. Легко усваивают теоретический материал.
  3. Развивается творческий потенциал ребёнка.
  4. Развиваются музыкально-слуховые представления.
  5. Ребёнок раскован, свободен, имеет свою точку зрения.
  6. Наглядные пособия создают ощущения праздника на занятии.

Хочется привести слова А.И. Герцена: “ Жизнь, лишённая красоты, не освещённая светилом искусства, превращается в нечто унылое, бесцветное, механическое”.

Приложение к статье. Музыкальное занятие