Профилактическое занятие в 9-м классе по программе "Сталкер" (в рамках реализации проекта АСТ). Тема "СПИД"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  • повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;
  • продемонстрировать наличие мотивов, ведущих к неконструктивному поведению.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;
  • формирование умения сказать "НЕТ";
  • формирование мотивации к сохранению здоровья.

Материалы и оборудование: ватман, разноцветные маркеры, фломастеры, бумага формата А-4, ручки для каждого участника; компьютер, проектор.

Содержание занятия:

I. Вводная часть

Вводное слово.

XX век был полон событий. Но события эти не всегда носили позитивный характер. Именно в этот период наряду с открытиями и новообразованиями, появляются серьезные и неизлечимые заболевания, такие как СПИД, ВИЧ, наркомания. Самое страшное, что вместе с нами эти заболевания перешли в XXI век.

Каждый год 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом, который посвящен определенной теме, отражающей один из аспектов эпидемии.

Сегодня на занятии мы поговорим с вами о СПИДе и попытаемся выяснить "СПИД - это проблема или реальность?"

Распространение ВИЧ и СПИДа приняло в настоящее время эпидемический характер. Однако заражение ВИЧ-инфекцией еще не равнозначно смертельному приговору. Если человек перестает принимать наркотики, выполняет все рекомендации врачей, он сможет длительное время (10-15 лет) жить полноценной жизнью. В настоящее время еще нет средства, полностью излечивающего человека от ВИЧ-инфекции, хотя его создание - уже вопрос лет, а не десятилетий.

Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справиться с серьезными болезнями, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем. Садитесь.

Упражнение "Фотоальбом" (4-5 минут)

Цель: интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенными в совместную деятельность.

Для того чтобы настроиться на дальнейшую совместную деятельность и снять напряжение я предлагаю вам представить, что вы пришли в гости, а хозяева дают полистать вам альбом. Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения. Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя м делаю любое (желательно очень несложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там моя фотография. Теперь ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим простым движением, а потом добавить в альбом свою собственную фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты всех новых участников.

Завершение: обсуждение упражнения.

Участники рассказывают о том, что порадовало их в игре, что огорчило.

- Какова была атмосфера в группе?

- Почему для человека так важен звук собственного имени?

- Чьи движения вам запомнились и почему?

Принятие правил работы в группе (5 минут)

Как и на других уроках, на психологических занятиях существуют свои правила (правила записаны на доске). Давайте попробуем объяснить их значение. Как проявляется уважение к другому человеку? (уважение - это умение слушать и понимать.) Что значит правило "здесь и теперь"? (все, о чем говорят на занятии, обсуждается только здесь, в этом кабинете, не выносится за пределы. Разговор ведется в настоящем времени - теперь.) Что значит правило я - высказывание? Что значит правило "активности"? (готовность действовать, выполнять предложенные упражнения.) Помимо этого, можно обратиться к правилу СТОП (т.е. в этой игре я не участвую.) Все согласны с этими правилами? Давайте проголосуем.

II. Основная часть

Информированность (5-8 минут)

Для того, чтобы понять является ли ВИЧ/СПИД болезнью или нет и как от нее защититься мы послушаем выступления учащихся:

- показ слайдов. Приложение 1.

В большинстве случаев эта болезнь возникает при частом употреблении наркотиков. Давайте послушаем учащихся, которые расскажут нам, как появляется наркотическая зависимость и к чему она приводит:

- рассказ в картинках "Наркотическая зависимость".

Игра "Спорные утверждения" (10 минут)

Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными,  а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не знаю/не уверен".

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

Наркомания - это преступление.

Наркоман может умереть от СПИДа.

ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;

Все ВИЧ-инфицированные или зараженные от СПИда должны быть изолированы;

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

Обсуждение:

Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?

Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?

Легко ли было изменить свою точку зрения?

Игра "Сюрприз" (15 минут)

Цель: Продемонстрировать наличие мотивов, ведущих к неконструктивному поведению.

Материал: коробка, внутри предмет.

Я предлагаю вам, почувствовать, как общественное мнение может влиять на ваше поведение. Перед вами коробка, мы не знаем, что находится внутри. Один из вас будет находится возле нее, остальные разделятся на две команды. Задача первой команды отговаривать участника от того, чтобы он заглянул в коробку, ну а вторая команда наоборот, должна уговаривать, чтобы он наоборот заглянул в нее (затем можно выбрать другого участника).

Завершение игры:

Участники высказывают свое мнение об игре, кому было легче противостоять мнению большинства, а кто поддался и не смог устоять от соблазна, чтобы не заглянуть в коробку.

III. Заключительная часть.

"Дерево жизни"

Работа в группах (участники делятся на 3 группы). (6 минут)

Каждый из нас попытался выразить свое мнение, проявить свое отношение к проблеме СПИДа.

Сейчас я предлагаю вам окунуться в мир познания жизни человека. Перед вами дерево. Мы видим только его силуэт. Но без земли, солнца, воды дерево не сможет вырасти, оно погибнет. Так и человек без окружения не сможет прожить свою жизнь. Давайте заполним это дерево жизни человека.

Задача первой группы наполнить корни дерева теми близкими и значимыми людьми, которые окружают человека.

Задача второй группы наполнить ствол дерева важными событиями в жизни человека, которые помогают ему, расти и формироваться как личность.

Задача третьей группы наполнить крону дерева, тем к чему стремиться человек в жизни.

Затем участники по очереди прикрепляют карточки к дереву и высказывают свое мнение.

Приложение 2.

Обобщение полученных знаний.

- Что нового узнали на занятии? Чему научились?

- Что было самым интересным?

- Тяжело ли было противостоять давлению?

- Какие чувства и ощущения вы испытывали?

На этом наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как Вы сегодня работали. Молодцы!!!! Давайте поаплодируем друг другу. В конце занятия ведущий детям раздает буклеты. Приложение 3.

Список используемой литературы:

  1. Пережогин Л.О., Крюковский С.В. Профилактика наркомании у детей и подростков.
  2. М. Кипнис Тренинг коммуникации. Издательство "Ось-89", 2007г.
  3. Научно- производственная фирма "Амалтея". Методическое пособие "Сталкер", психопрофилактическая программа для детей и подростков, профилактика наркозависимости, С-Петербург, 2003г.
  4. Н.А. Гусева Тренинг предупреждения вредных привычек.