Сценарий деловой игры "За выборами наше будущее!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование активной гражданской позиции учащихся через организацию разнообразных видов деятельности.

Задачи:

  • Создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин.
  • Способствовать формированию электоральной культуры молодежи.
  • Развивать навыки гражданственности, выбора собственной позиции.

Оборудование: запись Гимна России, презентация "За выборами наше будущее!", стенд "Я бы в избиратели пошел, пусть меня научат!", бланки протокола хода игры, рабочие блокноты, ручки, задания на карточках.

Оформление зала: на стенах - шары, ленты, газеты и плакаты, урна и кабина для голосования.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Движение России по пути к правовому государству и гражданскому обществу связано с формированием правового сознания граждан. Для этого необходимы не только знания, но и общественная практика применения этих знаний, опыт гражданского участия. Составляющей частью правового сознания являются знания об избирательной системе государства, умение и желание граждан реализовывать своё активное и пассивное избирательное право. А для того, чтобы вы, дорогие участники, став совершеннолетними, осознанно могли принимать участие в политической жизни страны, мы и проводим деловую игру "За выборами наше будущее!" ( Звучит гимн) (Слайд №1)

В нашей игре принимают участие следующие команды:

  • "МИР" (молодые избиратели России)
  • "Новое поколение"
  • "Молодежь Приамурья"
  • "Наш выбор"

А также сборная команда учителей, которая носит гордое название "Мудрые совы". Наблюдать за ходом игры будет компетентное жюри: (представление жюри)

Ведущий: Сегодня всех интересует тема выборов, даже сказочных героев:

Сказка "Колобок"

Рассказчик: Жили-были дед и баба. Вот и говорит дед бабе:

Дед: Бабка, испеки мне колобок.

Бабка: Из чего испечь-то? Мука закончилась, выборы-то давно прошли. А до новых ещё далеко:

Дед: А ты поскреби, оставшиеся обещания собери, может, что и получится.

Рассказчик.: Уселся дед у окна газетку почитать, о выборах новости узнать. Вот испекла бабка колобок и поставила его на окно остывать, а сама пошла к соседке на минутку, последние новости узнать. Слышит Колобок, вокруг только о выборах говорят, решил узнать, что это такое. Покатился он по предвыборным митингам и встречам кандидатов с лесным народом. Катится Колобок, катится, видит, зайцы митингуют, а на пне "храбрый" заяц кулачком машет.

Заяц:

Тихо, тихо, не шумите!
Ну-ка дружно помолчите!
С нашей властью чудо ждёт.
Жизнь, как сказка, оживёт.
Из своей медведь берлоги
Пусть уносит быстро ноги.
В тех хоромах зайцы станут жить!
Будет не о чем тужить!

Зайц.:

Выберем тебя! Выберем тебя!
Будем жить красиво
С завтрашнего дня!

Колобок:

Где это видано,
Где это слыхано,
Чтобы зайцы в берлогах жили?
Нет, покачусь я дальше.
Я - колобок, колобок
На обещаниях мешен.
По тропинке я качусь
И политике учусь.

Рассказчик: Выкатился Колобок на полянку, а там: стая волков свою политическую линию гнёт.

Вожак:

Страну в обиду не дадим!
Все Франции опередим!
В свои руки власть возьмём
И порядок наведём!
Будут все нас уважать,
Если чуть нам поднажать!
Жизнь пойдет на новый лад:
Будем лохов обирать,
Пить текилу и мускат!

Стая:

Мы согласны властью стать!
Будем мы голосовать.
Голосуем все за волка!
Будет больше в стране толка!

Колобок.:

Что за толк?
Депутатом будет волк?
Что за мафия такая?
Это все меня пугает.
Он печётся о себе,
О себе, не о стране!
Пойду лучше медведя послушаю.

Медведь:

Будем мы зимою спать,
Лапу все во сне сосать.

Рассказчик.:

Вся толпа сидит и мрёт,
Ах, как складно Мишка врёт
А медведь не унимался
И всё больше распалялся.

Медведь:

Пчёлы будут мёд носить,
А мы чай с их мёдом пить!
Ни забот и ни хлопот
Не узнает наш народ.

Рассказчик: Ну не хочет Колобок лапу сосать, тем более их у него нет. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему лиса и говорит так сладко, чуть дыша.

Лиса:

Дружок, послушай не спеша:
Кандидатуру выдвигаю -
Депутатом стать мечтаю.
Будет сладкой жизнь твоя,
Если выберешь меня.
Пирогами и блинами
Будет сыта вся страна!

Рассказчик:

Она ещё не договорила -
Колобка как будто смыло!
Понял наш дружок,
Что он тоже пирожок!
Гнал по тропке, что есть мочи.
Без оглядки, между прочим!
Вдруг навстречу друг Федот,
Что радеет за народ.
Колобок его спросил.

Колобок:

У кого же хватит сил
Навести в стране порядок?

Федот:

Тут решать нам без подсказки.
Но никак нельзя, дружок,
Чтоб лиса, медведь и волк
Навели свои порядки.
Мы ж должны с умом дружить.
И, конечно, нам решить:
За кого голосовать,
Кому голос свой отдать?

1 этап(Слайд №2)

Ведущий: Каждый гражданин сам решает для себя вопрос: участвовать или не участвовать в выборах. К счастью, есть граждане, чьи жизненные гражданские принципы строятся не на пассивном ожидании социальных изменений, а на действии, на активном участии. И такие ребята собрались в нашем зале. Предоставим возможность лидерам команд обосновать необходимость реализации активного избирательного права. Жюри оценивает оригинальность, аргументированность, владение аудиторией. По окончанию выступлений мы дадим возможность команде "Мудрые совы" задать по одному вопросу лидерам команд.

2 этап

Ведущий: "Люди могут быть рождены со склонностью к личной свободе, но они не рождаются со знанием социальных и политических приспособлений, делающих свободу возможной и прочной как для них самих, так и для их детей.:Такие вещи должны быть приобретены. Им надо научиться". (Честер И. Финн-младший) (Слайд №3) И мы будем учиться на втором этапе, где продолжим знакомство с мудрыми мыслями великих людей(Слайд №4)

Задание: Из данного набора слов составьте высказывание и выскажите свое мнение относительно одной из предложенных мудрых мыслей.

"Голосуй меньше человека который меньше всех, будешь всех за обещает разочарован". (Барух)

"Неосведомлённость ущерб одного в демократическом избирателя обществе наносит безопасности всех".(Дж. Кеннеди)

"Там, ежегодные заканчиваются где рабство выборы, начинается" (Джон Адамс)

"Управление мудрых подбора зависит от государством людей" (Конфуций)

3 этап. (Слайд №5)

Ведущий: Марку Твену принадлежат слова: "Если не знаешь, куда идешь, обязательно окажешься не в том месте!" (Слайд №6) Эти слова легко применимы к любой жизненной ситуации. Мудрость Твена нужна и для определения маршрутов в рамках избирательных компаний различного уровня. Здесь тоже важно знать, куда идёшь! И это "знать" не берётся из ниоткуда. У него есть свои истоки - грамотность избирателя.

Проверить свою грамотность избирателя вы можете, внимательно просмотрев сценки, которые разыграются на нашем импровизированном избирательном участке.

Задание: проанализировать с позиции закона, что допустимо, что нет, свои ответы записать и сдать жюри.

Сценка "Выборы"

Действующие лица:

Ведущий

Член комиссии

1-ый избиратель

2-ый избиратель

3-ий избиратель

Другой избиратель

Петр Сергеевич Иванов

Дарья Ниловна Крамская

Ведущий:

Солнца свет и музыка везде
С раннего утра она слышна
Ведь сегодня необычный день
Нынче голосует вся страна.

1-ый избиратель:

О, Иван Пеликанович, здравствуйте!

Вы сегодня у нас в комиссии!

Член комиссии:

Да, сегодня доверили мне
Эту почетную миссию!
Как живете? А как Ольга Львовна?
Мы давненько уже не виделись.

1-ый избиратель:

Все прекрасно! Она здорова.
Ну, а вы не заходите что ж?
Вы на нас ни за что не обиделись?

Другой избиратель:

Зря людей - то не держите.
Если встретитесь не здесь,
Вот тогда наговоритесь,
Зная то, что время есть.

Член комиссии:

Ну, увидимся. Бывайте.
Бюллетень свой заберите.
Вы про нас не забывайте,
К нам во вторник заходите.

2-ой избиратель

Я сюда с дежурства прямо.
Так устала, нету силы.
В заполнении случайно
Я ошибку допустила.
Бюллетенчик поменяйте,
Замените на другой.
Только время не теряйте.
Мне пора уже домой.

Член комиссии:

Да ведь права нет такого,
Извините у меня.
Не могу вам дать другого
Хоть не спали б вы три дня.

2-ой избиратель:

Думаю, что Вы не правы.
Что ж мне не голосовать?
Но ведь я имею право
Голос свой стране отдать.
Вы же знаете, что люди
Всё равно не все придут.
Бланков чистых много будет
И, конечно пропадут.
Ну, я горю желаньем
Кандидата поддержать.
Лишь ему я доверяю.
Как теперь мне поступать?

Член комиссии:

Петр Сергеевич Иванов.
Улица Лесная, тридцать.
Бюллетень для Вас готов.
В добрый час, не ошибитесь.

Петр Сергеевич Иванов:

Извините, но жена
Нынче к вам придти не может.
На работе всем нужна.
Медсестра она в больнице.
Кто ж больным она поможет?
За неё отдать свой голос попросила Аллочка.
Так что мне ещё один
Бюллетень, пожалуйста.

Член комиссии: Паспорт Аллочки.

Петр Сергеевич Иванов: Он тут.

Член комиссии:

Ну, тогда второй возьмите.
И в кабиночку, вон ту,
В третью проходите.

Член комиссии:

Дарья Ниловна Крамская.
Правила вы знаете.
Но ведь вы же дорогая,
Здесь не проживаете.
Вам в своем Курган - Петровске
Нужно проголосовать.

Дарья Ниловна Крамская:

Но я здесь в командировке.
Не могу туда слетать.

Член комиссии:

Открепительный талончик
Просто надо было взять

Дарья Ниловна Крамская:

У меня он здесь, с собою.

Член комиссии:

Ну, тогда другое дело.
Вот. Возьмите. Проходите.
Отдавайте голос смело.
Бюллетень и паспорт ваш
Вот в кабинку проходите.
Там найдете карандаш.
И, пожалуйста, учтите:
Ничего не исправлять.
Не зачеркивать. Иначе.
Все неверно будет тут.
А испортите бумагу -
Вам другую не дадут.

Дарья Ниловна Крамская:

Не волнуйтесь. Я все знаю.
Я же здесь не в первый раз.
Все заполню, заверяю.
Без ошибок.
В добрый час.

3-ий избиратель:

Балалайкин? Тот ростом не вышел.
Мы совсем не знаем Качалкина.
А Кричалкин: уж больно сердитый.

Член комиссии:

Голосуйте за Обещалкина.
Он нужду народа знает.
Он таким и должен быть.
Обещалкин обещает
Обещанья не забыть.

3-ий избиратель:

Обещает? Ну кто ж его знает?
Нечто всё, что сулил, выполняет?

Член комиссии:

Голосуйте! Там будет видно.
Недоверие - очень обидно.
Обещалкин - фигура видная.

3-ий избиратель:

Скоро жизнь у нас будет завидная.
Голосую. И горя мало.
Где же наша не пропадала?

А что касается вышеупомянутой мудрости, то у неё есть ещё один перевод: "Если не знаешь, куда идёшь, ни один ветер не будет попутным!" Попутного ветра, дорогие ребята, на следующем этапе игры.

4 этап. Блиц. (Слайд №7)

1задание: Каждая команда выбирает цифру от одного до шести. (Слайд №8)

Как каждое число соотносится с темой выборов?

2 задание: Закончите фразу. (Слайд№9)

3 задание: Обязанности гражданина (по принципу "да - нет") (Слайд№10)

4 задание: Обмен вопросами "Ты мне - я тебе".

5 этап. Защита лозунгов по теме игры. (Слайд №11)

Ведущий: В период предвыборной кампании большое внимание уделяется агитации, которая должна быть понятной и убедительной для каждого избирателя, а самый короткий и наглядный путь - это лозунги.

6 этап Памятка для избирателя. (Слайд №12)

Ведущий: От обилия лозунгов кружится голова. Трудно простому избирателю в них разобраться. Ведь делая свой выбор, он должен помнить о том, что, занимая активную позицию в обществе, он имеет возможность принять участие в государственных делах.

Давайте поможем нашему избирателю. (Команды дают советы избирателям, обмениваются памятками. Команда "МИР" предложила следующие советы:

Ролики о выборах на всех ТВ каналах,

Чтоб программы партий всех
Мы слышали и знали.
Все обещают много нам.
Конечно же, при этом
Даются избирателям
Полезные советы.
Необходимо довести
До всех людей, до каждого,
Что на выборы пойти -
Это дело важное.
Если ж в стороне остался,
Без меня, мол, изберут,
Чтоб потом не удивлялся
Ценам, что опять растут.

Примадонна Пугачёва
В мыслях не запуталась.
Поддержать она готова
Лишь команду Путина.

И чтоб зря не тратить силы
И не встать на полпути,
За "Единою Россией
Всем советует пойти.

Чтоб законы выполнялись,
Чтоб деревня поднялась,
Чтоб с твоей страной считались,
Пусть надёжной будет власть.

Ошибаться мы не можем.
Надо правильно решить
Ведь от нас зависит тоже,
Как мы завтра будем жить.

Заключительное слово:

Высшим непосредственным выражением народного волеизъявления являются демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления, а также выражение своего мнения по наиболее важным проблемам жизни государства на всенародном голосовании - референдуме.

Выборы и референдумы во всем мире стали самой массовой формой участия граждан в управлении делами государства и общества, и этот опыт гармонично вошел в нашу жизнь. Вы показали, что из вас в будущем получатся достойные и ответственные участники избирательного процесса. Молодцы! (слово жюри)

Приятно, что звезды в России зажигаются не только на эстраде, но и в общественной жизни. Желаем и в дальнейшем всегда и во всем занимать активную жизненную позицию. Для вас звучит песня "Зажигай!"

Литература:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Москва 1999 год.
  3. Федеральный Закон "О выборах президента Российской Федерации". Москва Центральная Избирательная Комиссия РФ 2003 год.
  4. Материалы рубрики "Избирательное право", Автор М. Шкроба, "Учительская газета"2007.
  5. В.М. Зотова. Зачет - дискуссия по теме "Политические лидеры и их роль в современном обществе. Журнал "Преподавание истории и обществознания в школе" №1, 2002 год.
  6. Е.А. Певцова. Формирование правовой активности субъектов образовательного права. Журнал "Преподавание истории и обществознания в школе" №8, 2003 год
  7. С.А. Букинич. Деловые игры со старшеклассниками. Материалы рубрики "Экономика и право в школе" Журнал "Преподавание истории и обществознания в школе" №4, 2005 год

Приложение.