Интегрированный урок (биология + физика) в 8-м классе по теме "Орган зрения и зрительный анализ"

Разделы: Физика, Биология


Цели урока:

Обучающая - формирование знаний о строении и функциях глаза и его частей, их взаимосвязи на конструктивном уровне;

Развивающая - введение новых терминов и понятий: (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно, близорукость, дальнозоркость);

Воспитательная - формирование умения согласовано работать в парах.

Тип урока: урок изложения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Урок начинается с предварительной организации. Он позволяет почувствовать пульс класса, подготовить учащихся к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.

Приветствие. На этом этапе определяется характер взаимоотношений учителя и ученика.

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания.

(презентация - Приложение 1)

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель сообщает тему изучаемого материала, показывает значимость нового материала, мотивируя тем самым учащихся к его усвоению.

III. Этап усвоения новых знаний 1. Значение зрения

Беседа с учащимися, в ходе которой учитель подводит итог о том, что орган зрения - глаз, важнейший из органов чувств. Он воспринимает до 90% всей поступающей в организм информации. Зрение дает человеку возможность точно ориентироваться, овладевать грамотой, наукой и искусством, совершать трудовые операции.

2. Расположение глаз

Беседа.

3. Строение глаза

- Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Из глазного яблока выходит зрительный нерв, соединяющий его с мозгом.

Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных образований, слезного и двигательного аппарата.

а) Защитные образования глаза.

- К защитным образованиям относятся брови, ресницы, веки.

Вопрос учащимся: Каково их значение? (Брови предохраняют от попадания пота в глаза. Ресницы защищают глаза от пыли, снега, дождя. Веки защищают глаза во время сна, предохраняют от влияния яркого света, пыли и повреждений).

б) Слезный аппарат.

- Слезный аппарат представлен слезной железой и слезовыводящими каналами. Слезная железа располагается в костном углублении верхне-наружной стенки орбиты. Секрет слюнной железы - слеза, которая омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Избыток жидкости по системе каналов поступает в полость носа. Состав слезы: около 99% воды, NaCl, лизоцим.

Вопрос учащимся: Какое значение имеет лизоцим? (Обладает бактерицидным действием).

в) Двигательный аппарат глаза.

- Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Проведем эксперимент

Глазные мышцы обеспечивают разнообразные произвольные движения глазного яблока и действуют таким образом, что оба глаза перемещаются совместно и направлены в одну и ту же точку.

Глазное яблоко

- Глазное яблоко имеет форму шара, но более выпуклого спереди. Состоит из внутреннего ядра и трех оболочек.

1. Оболочки глаза.

Наружная волокнистая.

- Задний отдел наружной оболочки представляет собой капсулу цвета вареного белка - белочная оболочка (склера).

Вопрос учащимся: Какова ее функция? (Защитная, сохраняет форму)

- Передний отдел наружной оболочки - выпуклая прозрачная роговица, которая обеспечивает проникновению солнечного света.

Средняя сосудистая.

- Эта оболочка богата сосудами, отсюда и название. В ней выделяют три части: радужка, ресничное тело, собственно-сосудистая оболочка.
Передняя радужка имеет вид плоского кольца и располагается непосредственно под роговицей. Так как роговица прозрачна, то мы видим расположенную под ней радужку.

Вопрос учащимся: Какова цвета радужка у вас? (Учащиеся отвечают.)

- Почему радужка получила такое название? (Так как может быть разных цветов.)

Далее учитель говорит, что радужка может быть разных цветов, отсюда и название. А цвет глаз зависит от пигментов, расположенных в радужной оболочке. Луч света же проникает внутрь глаза через зрачок, который расположен в середине радужной оболочки. Проведем эксперимент.

Расширяется зрачок под влиянием света, а суживается под влиянием темноты. Величина зрачка регулируется специальными глазными мышцами, расположенными в радужке.
Средняя часть сосудистой оболочки ресничное тело. Ресничное тело это круговой валик, в котором заложена ресничная мышца, сокращение которой передается на хрусталик, меняющий при этом свою кривизну.

Собственно сосудистая оболочка содержит черный пигмент, который поглощает свет и богата кровеносными сосудами.

Внутренняя оболочка глаза.

Сетчатка - светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам. Он образован зрительными рецепторами - палочками и колбочками. В сетчатке насчитывается около 7 млн колбочек и примерно 130 млн палочек. Более чувствительны к свету палочки - их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения.

Решение экспериментальной задачи

- Колбочки и палочки распределены на сетчатке неравномерно. Вы днем видите все предметы в цвете. Наступил вечер. Освещения нет. Вы идете по темной улице. В каком цвете вы видите? (сумеречное). Вы подходите к фонарю. А как теперь вы видите? (цветное). Попробуйте ответить на вопрос: Как распределены колбочки и палочки на сетчатке?

Учитель обобщает высказывания учащихся. На дне глаза, напротив зрачка, находится желтое пятно - место наилучшего видения. Здесь располагаются только колбочки. По направлению к периферии количество колбочек уменьшается, а палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.

Недалеко от желтого пятна ближе к носу расположено слепое пятно (место выхода зрительного нерва), в нем нет фоторецепторов. Проведем эксперимент.

Эксперимент № 3

Цель работы: обнаружение пробела в поле зрения.

- Наличие пробела в поле зрения легко доказать с помощью опыта Мариотта. Если закрыть левый глаз, а правым пристально рассматривать нарисованный на бумаге крестик, медленно приближая рисунок к глазу, то можно заметить, что при определенном расстоянии белый круг, изображенный на рисунке исчезает.

2. Внутреннее ядро.

Внутреннее ядро составляет хрусталик, стекловидное тело, водянистое содержимое передней и задней камер.

Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Он прозрачен и эластичен, расположен позади зрачка. Хрусталик преломляет входящие в глаз лучи и фокусирует их на сетчатке. В этом ему помогают роговица и внутриглазные жидкости. При помощи ресничной мышцы хрусталик меняет свою кривизну. Он может принимать форму то для дальнего видения - плоский, то для ближнего видения - выпуклый.

Большая часть полости глазного яблока выполнена прозрачным коллоидным веществом - стекловидным телом. Стекловидное тело содержит 98,5% воды и 1,5% твердого остатка.

Роговица, камерная, хрусталик, стекловидное тело - преломляющие среды глаза.

3. Оптическая система глаза

- Адекватным раздражителем для глаза является видимый свет. Видимый свет от предметов проходит через роговицу, переднюю камеру, зрачок. Заднюю камеру, хрусталик он преломляется.

Демонстрационный опыт

Собирающая линза и экран.

3. Зрительный анализатор

Вопрос к учащимся: Что такое анализатор? Кто впервые применил это название? (Рецептор, путь по которому проводится возбуждение и специальная зона коры больших полушарий.)

- Зрительный анализатор: рецептор - колбочки и палочки сетчатки; путь - зрительный нерв; зона больших полушарий - затылочная.

IV. Этап подведения итогов

История медицины в поселке.

На этом этапе подводится итог урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктажа о его выполнении.