Биологические диктанты и опорные сигналы в обучении биологии

Разделы: Биология


1. Об использовании диктантов при обучении школьников ботаники и зоологии.

Мой опыт обучения учащихся 6-7 классов показал, что они лучше овладевают базовыми знаниями по вопросам морфологии растений и животных, если наряду с традиционными формами проверки знаний использовать биологический диктант.

Лучше применять диктанты на разных этапах урока. Это позволяет своевременно обнаружить затруднения, возникающие у учащихся, а также формировать у них умение различать характер вопросов и отвечать в соответствии с ним.

Первоначально необходимо освоить механизм составления текстов биологических диктантов. Сначала анализируем учебный материал, основное внимание уделяем определениям понятий, сравнительной характеристике морфологических особенностей объектов, овладение которыми предусмотрено учебной программой.

Затем, ориентируясь на перечень ЗУН приведенный в разделе "Основные требования к знаниям и умениям учащихся" ныне действующей программы, отбираем из учебника сведения для составления текста диктанта.

Далее в зависимости от дидактических целей использования отобранного материала составляем текст диктанта, записываем его на карточку.

В своей практике я применяю три типа биологических диктантов.

Диктанты первого типа представляют собой ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины, вставить эти слова должны сами учащиеся.

Содержание диктантов второго типа составляет ряд вопросов, ответы на которые должны дать школьники.

Диктанты третьего типа содержат перечень признаков и условий обитания двух живых организмов, назвать которые должны учащиеся.

Рассмотрим подробнее все типы диктантов.

Приведем пример диктанта первого типа:

К уроку "Строение цветка" 6 класс

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых :::::(цветоножкой).
Все части цветка размещаются на :: :(цветоложе).
Главными частями цветка являются :: :::::..(пестик и тычинка).
Тычинка состоит из :: ::.(тычиночной нити и пыльника).
Пестик состоит из ::: :...(рыльца, столбика и завязи).
Плод развивается из :: ::...(завязи пестика).
Лепестки цветка образуют: ::::(венчик).
Чашечка состоит из ::: ::.(чашелистиков).

Диктанты такого типа я провожу с целью закрепления новых знаний (в приведенном примере - знания главных и вспомогательных частей цветка, последовательности их расположения на цветке) и обучения школьников грамотности в написании биологических терминов.

Необходимо предварительно знакомить ребят с целью проведения данного диктанта, объяснять им, что сначала следует записывать порядковый номер диктуемого предложения, а затем необходимые по смыслу слова.

В случае, если кто-то будет испытывать затруднения в ответе, предлагаю оставить свободное место, а при самопроверке задания заполнить его.

При проверки всегда читаю вслух полный ответ (или поручаю читать одному из школьников), причем начинаю предложение с пропущенного в тексте диктанта слова.

Например, "Цветоножкой называют тонкий стебель, на котором развиваются цветки многих растений" или "На цветоложе размещаются все части цветка" и т.д.

Такая вариативность благоприятствует запоминанию названий частей цветка и грамотному употреблению этих названий в устной речи.

А теперь рассмотрим один вариантов диктанта второго типа:

К уроку "Внутреннее строение стебля" 6 класс

Какие слои различимы невооруженным глазом на пне спиленного дерева? (кора, древесина, сердцевина).

Какое строение имеет древесная кора? (кожица, пробка, лубяные волокна, ситовидные трубки).

В какой части стебля располагаются сосуды? (в древесине).

Какие вещества передвигаются по сосудам стебля? (вода и минеральные соли).

Как называется слой клеток, расположенный между корой и древесиной? (камбий).

Какую роль в жизни древесного растения выполняет камбий? (осуществляет рост стебля в толщину).

Какую роль в жизни древесного растения выполняет сердцевина стебля? (в ней откладываются в запас питательные вещества).

На уроке я зачитываю вопрос, а учащиеся в тетрадях записывают его порядковый номер и краткий ответ.

Диктанты такого типа провожу после изучения нового материала на заключительном этапе урока, чтобы выяснить все ли ребята усвоили новый материал на уроке.

Предлагаю учащимся в течение 5 минут подготовиться к биологическому диктанту. За это время, как правило, школьники успевают просмотреть соответствующий материал в учебнике и рабочей тетради.

Подобные диктанты целесообразно проводить при изучении внутреннего строения органов и систем органов растительных и животных организмов.

Более сложными являются диктанты третьего типа:

К уроку "Жгутиковые. Зеленая эвглена. Вольвокс"

7 класс

  1. Форма тела непостоянная.
  2. Обязательно присутствуют хлоропласты.
  3. Передвигается с помощью ложноножек.
  4. Форма тела постоянная.
  5. Питается бактериями, водорослями, простейшими.
  6. Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза.
  7. Есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль.
  8. Дышит растворенным в воде кислородом.
  9. Избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль.
  10. Есть чувствительный к свету глазок.
  11. Образует цисту.

Как видим, для их выполнения требуются знания биологических особенностей ранее изученных объектов живой природы и умение их сравнивать.

Текст диктанта - перечень признаков двух или более объектов, зачитываю вслух.

Школьники, руководствуясь знаниями об этих объектах, определяют и отмечают в рабочих тетрадях, для какого животного характерен тот или иной признак.

На уроках, где проводится изучение нового объекта, такой вид диктанта позволяет привлечь внимание учащихся к тем биологическим особенностям, которые отличают данный объект от ранее изученного.

Диктант, текст которого был представлен выше я проводжу после изучения биологических особенностей зеленой эвглены с целью выяснения характерных признаков типичных представителей классов корненожек и жгутиковых.

Предварительно объясняю ребятам, что с целью экономии времени урока им следует записывать только порядковый номер признака, называемого мной вслух, и рядом с ним ставить первую букву названия простейшего - обладателя того или иного признака (а- амеба, э-эвглена).

Запись ответов в тетрадях учеников будет иметь следующий вид.

Ответы: 1-а; 2-э; 3-а; 4-э; 5-а; 6-э; 7-э; 8-а; 9-а,э; 10-э; 11-а,э.

Заканчивая работу с диктантом, читаю текст вслух, чтобы ребята могли сами проверить свои записи.

Опыт показал, что для учащихся 6-7 классов целесообразно включать в текст диктанта 5-10 предложений, чтобы время их выполнения и проверки не превышали 15 минут.

Формы проверки диктантов могут быть различными: выборочная проверка тетрадей учащихся с выставлением отметки, заслушивание ответов 3-4 учеников, самоконтроль и др.

Таким образом, в сочетании с другими формами оценки знаний и умений учащихся биологические диктанты способствуют более глубокому усвоению программного материала, приучают учащихся правильно использовать биологические термины, грамотно записывать их.

2. Применение опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении биологии.

Задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе вызвали необходимость поиска учителем новых форм и методических приемов обучения.

Опыт моей работы в этом направлении показал высокую эффективность применения рисуночного письма в процессе обучения школьников, в частности при изучении курсов зоология и общая биология.

При использовании рисуночного письма учащиеся достаточно успешно усваивают и могут почти дословно пересказать ранее изученный на уроке учебный материал. С такой же подробностью они воспроизводят полученные знания и в последующем, даже не имея перед собой рисунков-сигналов.

Эффект применения рисуночного письма связан с тем, что учащиеся легко запечатлевают изображаемые учителем сигналы, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего рассказа и источника определенной информации.

Наблюдаемое явление согласуется с данными психологии, свидетельствующими о том, что с самого раннего детства необходимо тренировать работу всех анализаторов: введение информации (преднамеренное или непреднамеренное) только через какой - либо один анализатор, как правило, приводит к тому, что системы головного мозга, связанные с другими органами чувств, переходят в нерабочее, заторможенное состояние.

Отображение основного содержания материала последовательным рядом рисунков, так называемое рисуночное письмо - один из древних способов передачи и закрепления знаний.

В наше время в процессе обучения оно используется, к сожалению мало. Однако с различными рисунками-сигналами учащиеся встречаются в учебниках, в повседневной жизни.

На мой взгляд, сигналы облегчают поиск необходимых сведений, увеличивают информационную емкость учебного материала, дают возможность учащимся легко ориентироваться в нем.

Рисунки-сигналы обычно я использую на обобщающих уроках, после изучения тех или иных крупных тем, например систематических групп животных.

Следует помнить, что частое применение рисуночного письма, как показала наша практика, ведет к снижению интереса учащихся к данному виду работы.

Рисунки-сигналы целесообразно вводить в ходе беседы при составлении характеристики изученной группы животных. Сигналы могут изображаться нами на классной доске или демонстрироваться в виде готовых рисунков на отдельных листах бумаги. Можно сочетать и то и другое.

Следует помнить, что заранее подготовленный дидактический материал должен отвечать определенным требованиям. Целесообразно, чтобы формат бумаги был равен половине ватманского листа бумаги. Различные рисунки-сигналы следует изображать на разном фоне: сигналы экологического содержания - на голубом, сигналы, отображающие анатомо-морфологические сведения о пищеварительной системе,- на зеленом, о кровеносной - на красном и т.п. (фон бумаги желательно должен соответствовать цвету, которым обозначена та или иная система органов на схематических рисунках учебника биологии).

Сами сигналы-рисунки лучше изображать белой водоэмульсионной краской или вырезать из белой бумаги и наклеивать на соответствующий фон.

Рисунок, выполненный белой краской, лучше заметен для учащихся, чем рисунок, сделанный черной тушью.

К тому же он имитирует меловой рисунок на классной доске.

После подведения итогов работы обычно предлагаю учащимся мысленно проговорить характеристику изученной группы животных или биологическому процессу по опорным сигналам, а затем вызываю двух учеников к доске для выявления результатов проведенной работы. В последующем, при проверке знаний учащихся рисунки-сигналы использовать на наш взгляд не целесообразно.

Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на классной доске (и в рабочих тетрадях) в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.

Важно, чтобы часть сигналов могла быть использована при составлении характеристики нескольких систематических групп животных или целого ряда биологических процессов и позволяла нам вносить в них некоторые изменения, отражающие особенности той или иной систематической группы, например "класс млекопитающие".

Сигнал, отражающий информацию о распространенности животных можно использовать применительно к членистоногим, птицам, млекопитающим (он условно обозначает степень распространения той или иной группы организмов на Земле).

Сигнал, отражающий сведения о средах жизни животных, также может быть "подвижным": если речь идет о типе или классе животных, заселивших в основном водную среду, изображение сигнала начинается с обозначения большого участка суши.

Рассмотрим некоторые рисунки-сигналы, которые я использую в своей практике:

Сигнал для отображения уровня организации животных типа или класса представлен тремя прямыми - две взаимно перпендикулярные и одна, делящая образуемый угол пополам.

При составлении характеристики животных, имеющих высокую степень организации, стрелка обозначается на свободном конце вертикальной прямой (как в нашем случае). В характеристике животных сравнительно невысокой организации - на свободном конце средней прямой, низкой организации - на конце горизонтальной прямой;

Удачны, на мой взгляд, рисунки-сигналы, помогающие школьникам запомнить особенности покровов тела позвоночных животных. Кожа тонкая, богатая железами, выделяющими слизь, обозначена нами отрезком прямой и схематическим изображением под ней нескольких желез. Для отражения особенностей кожный покров пресмыкающихся, птиц, зверей на прямой сверху условно обозначаются соответственно роговая чешуя, перья, волосы.

Увеличивается информационная емкость сигнала и двумя стрелками над изображением кожи (одна стрелка обращена острием вниз, другая - вверх). Эти стрелки сигнализируют о том, что через кожу осуществляется газообмен, а если они перечеркнуты то это свидетельствует об отсутствии газообмена через покровы тела. Стрелка, направленная вниз от изображения перьев или волос (в нашем случае волос), обозначает периодическую смену покровов (линьку);

Сигналом явления регенерации мы избрали условное изображение плоского червя планарии с двумя головами, развившимися после продольного рассечения передней части тела;

Лучевую симметрию тела представляем в виде небольшого круга, через центр которого проводим несколько взаимно перпендикулярных линий, а двустороннюю симметрию - в виде схематизированной планарии с линией, проходящей вдоль ее тела;

В характеристику систематической группы животных можно ввести сведения об особенностях их местообитания и обозначить посредством соответствующих сигналов. Так, если животные обитают в лесах, то можно изобразить схематично лиственное или хвойное дерево, в горах - силуэт горы и т.д. При разработке сигналов такого характера можно воспользоваться условными обозначениями, применяемыми в школьных атласах по географии;

Сигналами можно отобразить образ жизни животных: сумеречный и ночной полудиском Луны, дневной образ жизни - Солнцем;

Системы органов животных отобразить в виде обобщенных рисунков-сигналов несколько труднее, так как их строение нельзя чрезмерно упрощать. Поэтому чаще приходится ограничиваться схематическим изображением отдельных органов и других анатомических структур. Например, кровеносная система незамкнутого типа может быть изображена сплошным и прерывистым полукольцами; кровеносная система замкнутого типа с двумя кругами кровообращения - двумя разными по величине кольцами, соединенными между собой;

Развитие животного без превращений (прямое развитие) можно показывать схемой: "маленький треугольник- стрелка- большой треугольник". Например, развитие пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Развитие с превращениями (непрямое развитие) представляем схематично "маленький треугольник- стрелка- большой квадрат". Например, развитие комнатной мухи или бабочки крапивницы.

Особую ценность рисунков-сигналов подчеркивают обобщающие уроки, уроки семинары, уроки зачеты, уроки изучения нового материала.

Например, обобщающий урок в 7 классе по теме "Тип Членистоногие" после целеполагания целесообразно начать с системой вопросов для учащихся:

  • какие среды жизни они заселили?
  • в чем заключается специфика покровов тела?
  • каковы особенности анатомического строения?
  • характер размножения и развития?

После ответа на каждый из вопросов я подвожу итог, даю краткую конечную формулировку ответа и изображаю на классной доске, а учащиеся у себя в тетрадях соответствующий сигнал.

Таким образом, к концу урока у каждого школьника в тетради вырисовывается система взаимосвязанных сигналов раскрывающих основное содержание всей крупной темы "Тип Членистоногие".