Цель: научиться разбираться в многообразии минеральной воды и делать правильный выбор в зависимости от цели использования.
Задачи:
- узнать что такое минеральная вода, как и где она образуется в природе;
- научиться определять минерализацию воды по этикетке, разделять воду на слабо-, средне- и сильноминерализованную;
- учиться самому и учить других выбирать и правильно использовать минеральную воду.
Оборудование: бутылочки с образцами минеральной воды без этикеток под номерами (образцы должны иметь разную минерализацию), одноразовые стаканчики, этикетки от бутылок с минеральной водой (по 5–6 на группу), презентация «Минеральная вода», для каждого учащегося «Журнал дегустатора», физическая карта России (и (или) карта своего региона), листы формата А3, фломастеры.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организация класса. Мотивация. |
Приветствие, настрой на плодотворную работу. 1. Сегодня мы будем участниками программы «Контрольная закупка». (Приложение 2,Слайд 1). Тема программы: «Эта уникальная минеральная вода». |
Приветствие учителя. 1. Осмысление темы и задач урока. |
2. Посмотрите, какой богатый выбор минеральной воды в наших магазинах! (Приложение 2, Слайд 2) |
2. Высказываются. |
|
2. Изучение нового материала. |
1. Начнём. Сейчас мы поучаствуем в «народном голосовании», будем выбирать минеральную воду для повседневного употребления из трёх предложенных образцов. После дегустации группы сообщат распределение голосов между образцами, объяснят свой выбор. (Учитель фиксирует на доске результаты «народного голосования». Например так:
Отборочный этап закончен, определён лидер «народного голосования». Благодарю дегустаторов за работу. Какая именно вода и почему стала победителем, мы узнаем позже. Изучение темы поможет нам с научной точки зрения объяснить сделанный выбор. |
1. Дегустируют три образца минеральной воды, выбирают воду для повседневного употребления, обосновывают свой выбор. |
2. Что же такое минеральная вода, как и где она образуется в природе? Что вы об этом знаете? |
2. Высказывают свои предположения, делятся знаниями. |
|
3. Заслушивание ответов. Учитель подводит итог: Вода – хороший растворитель. Просачиваясь сквозь горные породы, она растворяет некоторые из них. Так в воде накапливаются растворённые вещества (соли) и она минерализуется. В воде могут быть растворены не только минеральные вещества, но и газы (углекислый газ, сероводород) и органические вещества. Подземные воды, содержащие большое количество солей и газов, называют минеральными [1]. (Приложение 2, Слайд 3). |
3. Слушают ответы товарищей, учителя, записывают определение в «Журнале дегустатора». |
|
Давайте найдём на ваших этикетках информацию о том, какие вещества содержатся в минеральной воде. Запишем определение на 1 странице в «Журнале дегустации». (Приложение 1, стр. 1). |
Находят нужную информацию на этикетках и зачитывают. |
|
Минеральные воды обладают целебными свойствами. Разные по составу минеральные воды лечат разные заболевания. (Приложение 2, Слайды 4, 5, 6). |
Возможны комментарии детей по лечению минеральными водами. |
|
Вернёмся к этикеткам. Прочитайте, какие заболевания можно лечить вашей минеральной водой. |
Находят, читают. |
|
4. На карте России, я отметила наиболее известные минеральные источники нашей страны. Посмотрите, как их много! Есть такие источники и в нашей Удмуртии: в Ижевске, на Уве, в Алнашском районе. (На карте России можно звёздочками отметить места расположения источников минеральной воды). И в нашем родном городе есть источник минеральной воды. Он находится на территории ООО «Пищекомбинат». Давайте посмотрим, как появляется на свет Можгинская минеральная вода. (Приложение 2, Слайды 6, 7, 8). |
4. Изучают карту, комментируют. |
|
5. Теперь мы знаем, как и где образуется минеральная вода в природе. Вспомним дегустацию. Вы отметили различный вкус воды. От чего он может зависеть? Верно, от количества веществ («солей»), растворённых в подземной воде. Это количество растворённых веществ называется «минерализацией». |
5. Обсуждают в группах, отвечают. |
|
Откроем вторую страницу в нашем «Журнале дегустатора» и прочитаем определение. (Приложение 1, стр. 2). |
Читают определение в «Журнале дегустации», обсуждают с учителем. |
|
6. Рассмотрим приготовленные вами этикетки. Какая минерализация указана на них? В чём она измеряется? Мы выяснили, что минерализация бывает разной. В зависимости от количества веществ, растворённых в 1 литре воды, минералку делят на 3 группы [2, 3]. |
6. Определяют минерализацию по этикеткам, называют единицы измерения. |
|
Найдите в «Журнале дегустатора» на какие. Давайте прочитаем, как и когда можно употреблять воду разной минерализации. (Приложение 1, стр. 3). |
Находят, читают. |
|
3. Закрепление изученного. 3а. Работа в группах. |
1. Сейчас мы поработаем экспертами. Перед вами на столах этикетки от бутылок с минеральной водой. Вы будете тщательно изучать их и заносить результаты в таблицу на 3-й странице «Журнала дегустатора». (Приложение 1, стр. 4). |
1. Получают инструкции, изучают этикетки, заполняют таблицу. |
2. Легко ли было работать? Вся ли информация имеется на этикетке? От того насколько полная информация имеется на этикетке, зависит качество воды. Учитывайте этот момент при выборе воды в магазине. |
2. Делятся впечатлениями. |
|
3б. выступление групп. |
3. Вы разделили ваши этикетки на три группы. Давайте приведём примеры воды с разной минерализацией и вспомним, как правильно нужно её употреблять. |
3. По группам приводят примеры. Рассказывают о правилах употребления. |
4. Вернёмся к результатам «народного голосования». Раскроем секреты. (Учитель вывешивает на доску названия образцов минеральной воды). Почему именно так распределились голоса между образцами? Попробуем объяснить ваш выбор с научной точки зрения? Теперь мы имеем достаточно знаний для этого. |
4. Обсуждают в группах, объясняют на основе полученных знаний и результатов (экспертизы) – изучения этикеток. |
|
3в. Рефлексия. |
5. Перед вами на столах чистые листы и фломастеры. Ваша задача написать эсэмэску маме. Она стоит в магазине и выбирает минеральную воду. 1 группа даёт краткую инструкцию по выбору лечебной минеральной воды; 2 – лечебно- столовой; 3 и 4 – столовой. Давайте зачитаем, что у нас получилось. (Учитель кратко комментирует). Хочу отметить, что вы действительно узнали, что такое минеральная вода, как и где она образуется в природе. Теперь вы сможете разобраться в изобилии минеральной воды в наших магазинах! |
5. Пишут эсэмэску, зачитывают. |
4. Выбор домашнего задания. |
Составить список образцов минеральной воды (3–5 примеров), которую можно использовать для: |
Читают задание, обсуждают в группе, делают выбор. Выполнение задания возможно как в группе, так и индивидуально. |
Список литературы.
- География. Справочные материалы / Под ред. В. П. Максаковского. – М.: Просвещение, 1989. – 400 с.
- Энциклопедия для детей. Геология. Том 4. – М.: «Аванта +», 1995. – 621 с.
- Газета «Комсомольская правда», от 20 августа 2002.