Интегрированная игра "Русь загадочная"

Разделы: Внеклассная работа


Историческая игра «Русь загадочная» является внеклассным мероприятием для учащихся 10-го класса.

Цели проведения игры:

  • повышение познавательного интереса к предмету;
  • развитие логического мышления и коммуникативных способностей.

Игра проводится по технологии «Что? Где? Когда?». Класс делится на несколько команд. В центре кабинета на столе размещаются пакеты с заданиями и волчок с прикрепленной к нему стрелкой. Согласно жеребьёвке команда занимает места за столом и отвечает на вопросы, выпавшие ей по стрелке. Если команда не смогла дать правильный ответ, её место за игровым столом занимает другая команда.

Вопрос 1. Люди её искали с давних времен, но в итоге пришли к выводу: «И твоя она, и моя она, и везде она, а нигде её нет». В XI веке любой желающий мог найти её в суде.

Что искали люди?

Ответ. Правду. «Русская Правда» - законодательный свод Древней Руси.

Вопрос 2. в благородном пансионе, где учился один из величайших русских поэтов, должность эконома занимал Александр Яковлевич Дуссет – герой Отечественной войны 1812 года, Георгиевский кавалер. Этот человек, бывший превосходным рассказчиком, запал в память будущему поэту.

Скажите, как в одном из своих произведений поэт обращается к герою, прототипом которого, по мнению многих литературоведов, послужил Александр Яковлевич Дуссет?

Ответ. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» - М.Ю. Лермонтов, «Бородино».

Вопрос 3. Что, по-вашему, должен был сделать иностранец в эпоху Николая I, получив от царя в подарок табакерку?

Ответ. Покинуть Россию (табакерка – подарок к отъезду – намёк на нежелательность дальнейшего пребывания).

Вопрос 4. «Что в чёрном ящике?»

Повесть «Шемякин суд» была одной из самых любимых на Руси. По имени одного из её героев, судьи Шемяки, несправедливый суд стали называть «Шемякиным судом». В повести рассказывается о бедняке, которого обвинили в трёх преступлениях. На суде, не зная как оправдаться, бедняк показал судье узелок. Судья подумал, что это узелок с золотом и решил дело в пользу бедняка.

Что было в узелке?

Выносится черный ящик, в котором лежит камень. (Судья прислал к бедному своего слугу и велел взять узелок. Бедняк показал слуге камень и сказал: «Если бы он не по мне стал судить, я бы его тем камнем убил». Узнав об этом, судья поблагодарил Бога за то, что рассудил дело именно так, потому что иначе бедняк убил бы его).

Вопрос 5. На Руси издавна была в ходу пословица «Делу время – потехе час». Тяжелые трудовые будни чередовались с развлечениями, праздниками. Если отдыхали, то весело, с песнями, плясками, шутками, прибаутками. Однако, иногда случалось и непредвиденное. Что делали на Руси, когда в доме начиналось разгульное застолье, бестолковый гам, крик или хуже того драка?

Ответ. Из дома выносили иконы, образа (отсюда и пошло выражение – «Хоть святых вон выноси». Это же выражение применяли к тем, кто врёт не в меру).

Вопрос 6. Петр I был неприхотлив, прост в быту. Получая жалование генерала и корабельного мастера он не любил есть с золотой и даже серебряной посуды, а его коронованная супруга прилежно штопала ему чулки. Однажды царь, проработав целый день в кузнице, получил за выкованные им железные полосы 18 алтын (54 копейки), не взяв 18 золотых, предложенных хозяином кузни. Как потратил Петр I заработанные деньги?

Ответ. Купил себе башмаки. (Петр I сказал: «На эти деньги куплю я себе новые башмаки, в которых мне теперь нужда». Показывая новую обувь в собраниях, Петр обыкновенно говорил: «Вот башмаки, которые выработал я себе тяжелою работою»).

Вопрос 7. В середине 19 века военный генерал-губернатор Петербурга прославился тем, что был скор на расправу. При нём людей часто сажали за решетку, в полицейский карцер, прозванный в народе по его фамилии. Назовите фамилию генерал-губернатора.

Ответ. П.В. Кутузов, а карцер назывался кутузкой.

Вопрос 8. Како, Люди, Мыслете – так читаются буквы старого русского алфавита. Прочтите отрывок из стихотворения А.С. Пушкина и назовите четвёртую букву алфавита.

…И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Ответ. «Г» - Глаголь, означающая «слово, речь, язык», а в высоком смысле – Слово Божие и Откровение свыше. Глаголицей называлась древняя славянская азбука.

Вопрос 9. Этот напиток был очень популярен на Руси. Он не только утолял жажду, но и был основой для приготовления почти все тогдашней пищи. В голодные годы этот напиток превращался в «жидкий хлеб», благодаря тому, что в него добавляли разные травы – мяту, душицу, липовый цвет. К XV веку на Руси существовало более 500 сортов данного напитка.

Как называется этот напиток?

Ответ. Квас.

Вопрос 10. Профессор Московского университета К.Ф. Рулье писал в 1845 году: «Это была крестьянская хата с каменным полом, под которым находилась русская печь. В хату впускали молодого медведя, нагревали пол. В это время особой «козой» производился известный стук. По окончании стука медведя кормили, или лакомили хлебом, мёдом и вином». С какой целью это делали?

Ответ. Медведя учили плясать, готовили его для ярмарки.

Вопрос 11. Ивовый промысел был весьма распространен на Руси. Из ивы изготавливали дуги, полозья саней, колёса. Ивовые прутья и кора широко использовались для плетения.

Какой товар из ивы был самым ходовым?

Ответ. Розги.

Вопрос 12. В ночь с 23 на 24 июня (ст. ст.) на Руси отмечали праздник Ивана Купалы. Возле воды (речек, прудов, озёр) собирались девушки и парни, раскладывали костры, прыгали через них, пели песни, жгли березовую кору. Девушки плели венки и пускали их на воду. Нередко купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения.

Как называется это растение?

Ответ. Крапива.

Вопрос 13. Об этом императоре А.С. Пушкин писал:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щёголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой…

Назовите имя императора.

Ответ. Александр I.

Литература

  1. Балязин В.Н. Занимательная история России. М., 2001.
  2. Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. М., 1992.
  3. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. М., 2001.