Программа подготовительного курса для детей 6–летнего возраста "Ступенька детства"

Разделы: Работа с дошкольниками


Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Принципы программы "Ступеньки детства"

  1. Оптимальный учёт функциональных возможностей и естественных законов развития ребёнка при организации различных видов деятельности.
  2. Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счёт оптимизации педагогического процесса.
  3. Создание каждому ребёнку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.
  4. Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.
  5. Включение опыта ребёнка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.
  6. Приоритет самостоятельной деятельности ребёнка в процессе обучения.
  7. Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).
  8. Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми на всех ступенях. Отсутствие нацеленности на работу по определённому учебно-методическому комплекту в школе.

Основные задачи программы "Ступеньки детства"

  1. Укрепление психофизиологического здоровья детей, создание предпосылок к духовно - нравственному саморазвитию личности.
  2. Развитие любознательности, стремления к расширению знаний.
  3. Развитие инициативности, самостоятельности, активности.
  4. Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) и умственных действий.
  5. Формирование приёмов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль).
  6. Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
  7. Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять полноценное развитие ребёнка с сохранением его физического и психического здоровья и в тесной взаимосвязи с естественными потребностями и законами.
  8. Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребёнка положительный эмоциональный атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческой потенциал. [ 3]
  9. В основе подготовительного курса лежит программа "Ступеньки детства", (составитель Н.М.Конышева).

Данная программа состоит из разделов:

  1. "Подготовка к чтению и письму" (автор - О.И. Бадулина)-28ч;
  2. "Сохрани своё здоровье сам!" (автор - М.В.Зверева)-14 ч;
  3. "Математическая подготовка" (автор -Н.Б.Истомина)-28 ч;
  4. "Окружающий мир" (автор -О.Т. Поглазова)-14ч ;
  5. "Художественно - конструкторская деятельность" (автор -Н.М.Конышева)- 28 ч.

Основные задачи учебно-методического комплекта:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Развитие любознательности и стремления к расширению знаний.
  3. Формирование коммуникативных умений, умений взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
  4. Развитие самостоятельности, инициативности, активности.
  5. Развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, мышление, воображение, память).
  6. Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании, определение действий, необходимых для его выполнения, самоконтроль).
  7. Методическая поддержка педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Практически все занятия в каждой предметной области носят комплексный характер, позволяющий:

  1. За счёт переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей.
  2. Повысить сознательность выполняемых видов работы.
  3. Максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приёмов умственной деятельности.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.

На это направлены обследования педагога - психолога, а также его консультации родителей будущих первоклассников.

Результаты диагностик и обследования ребёнка заносятся в "Психолого - педагогическую карту".

В ходе работы выявляются дети ,недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Организация занятий по данной программе осуществляется в соответствии с Положением о "Школе раннего развития ребёнка":

Организация образовательного процесса в школе развития регламентируется расписанием занятий, утверждённым заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, ответственным за её работу .

Продолжительность академического часа занятий в школе развития может составлять 25-30 минут, 2 раза в неделю по 2 занятия в день.

Наполняемость учебных групп в школе развития устанавливается в количестве 10-12 обучающихся.

Тематическое планирование по программе "Ступеньки детства"

Подготовка к чтению и письму

28 часов

Данный раздел программы нацелен на развитие речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию.

Математическая подготовка

28 часов

Данный раздел программы направлен на развитие умений: наблюдать, сравнивать объекты (в том числе геометрические фигуры), выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер и т.д.); понимать относительность свойств объекта; делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
  • различать свойства предметов(цвет, форма, размер и т.д.);
  • соотносить цифру с числом предметов;
  • присчитывать и отсчитывать по единице;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Художественно - конструкторская деятельность

28 часов

Данный раздел программы направлен на расширение и обогащение чувственного опыта дошкольников, их знаний и представлений об объектах окружающего мира; развитие познавательных процессов и приёмов познавательной деятельности (умственной и практической) в ходе художественной конструкторской деятельности; ознакомление с природными материалами; развитие любознательности, формирование положительной мотивации учения.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен:

  • воспринимать различные конструкции предметов;
  • знать виды соединений и способы крепления деталей;
  • уметь пользоваться правилами безопасной работы ручными инструментами.

Сохрани своё здоровье сам!

14 часов

В курсе "Сохрани своё здоровье сам!" интересно и доступно для детей даются простейшие сведения об устройстве и жизнедеятельности организма человека, а также советы о том, как беречь и укреплять своё здоровье.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

  • как устроен человек;
  • какие органы помогают человеку воспринимать мир;
  • как беречь и укреплять своё здоровье;
  • о правильном питании;
  • о важности выполнения режима дня;
  • ядовитые и лекарственные растения.

Окружающий мир

14 часов

Раздел программы основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

  • распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
  • называть основные признаки времён года;
  • уметь различать диких и домашних животных;
  • распознавать обитателей суши, водоёмов, морей.

Рекомендуемая литература:

  1. Дедова О.Ю., Яшина Н.Ю.Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования. Нижний Новгород, 2006
  2. Истомина Н.Б.Методика обучения математике. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2005.
  3. Конышева Н.М. Программа-концепция. Смоленск, "Ассоциация XXI век", 2007.
  4. Сорокоумова Е.А. Готовим детей к школе. Нижний Новгород, 1995.
  5. Яшина Н.Ю. Готовим детей к школе. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1996.

Приложение.