В современном мире, в мире технологий, большое внимание уделяется вопросам экологии.
Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Школа также ставит перед собой задачи, направленные на экологическое воспитание.
Телевидение, радио, интернет, газеты, журналы, книги являются источниками различной информации, в том числе и об экологии. Первостепенной задачей учителя является - умение найти доступную для понимания детей информацию об экологии и использовать её в учебном процессе.
Дети мало читают литературу, связанную с экологией, но им нравится рассматривать внешний вид животных, узнавать о способах выживания их в окружающей их среде.
Во время беседы с детьми можно прийти к выводу о том, что в каждой семье обязательно есть литература, которая рассказывает о животном и растительном мире Земли: энциклопедии "Природа и климат", " Моя первая энциклопедия", журналы "Свирель", "Юный натуралист", "Филя" и т.д. Но, читая эту литературу, дети не задумываются над пониманием значения слова "экология". Поэтому в процессе обучения и воспитания необходимо использовать разнообразные виды и формы работы, которые помогут детям понять насколько важно не только знать о проблемах экологии, но и уметь внести свой вклад, направленный на сохранение окружающей нас среды: посадить дерево, ухаживать за каким-либо животным, участвовать в экологических субботниках. Эта тема актуальна на данный момент, т. к. вопрос сохранения экологического равновесия на Земле, волнует всех "от мала до велика".
Одной из главных задач школы является умение доступно, опираясь на различные источники информации, раскрыть, помочь учащимся увидеть и прочувствовать возникшие перед человеческим обществом экологические проблемы, воспитывать в них чувство ответственности.Учитель рассказывает об образцах проектов утилизации отходов, о призывах и обращениях к людям спасать животных и растения от гибели, о способах помощи самих детей природе в основном на уроках "Окружающего мира", "Природоведения", во внеклассной работе.
Вопросы, связанные с экологическим воспитанием, можно решать и на уроках математики.
На уроках математики я использую различные виды работ:
- решение задач,
- использование народных загадок;
- иллюстрированные задачи;
- дидактические игры;
- экологические физкультминутки и т.д.
Хочу познакомить с ещё одним из видов работы на уроке математики - экологическими минутками.
Экологические минутки можно использовать на различных этапах урока:
- во время устного счёта;
- при изучении нового материала,
- при закреплении и обобщении изученного материала.
Главной целью использования экологических минуток на уроках математики является внесение разнообразия в урок, активизация деятельности учащихся, расширение представления об окружающем мире и словарного запаса учащихся, оказание положительного влияния на формирование таких положительных человеческих качеств личности, как заботливое отношение человека к окружающей его среде.
Свою работу по данной теме я разделила на два этапа.
Первым этапом работы является расширение кругозора при изучении экологических проблем, которые связаны с развитием промышленности, потребительского отношения человека к природе.
Экологические задания помогают осознать важность сохранения объектов окружающей среды, т.к. человек есть один из объектов этого мира.
Вторым этапом работы - решение задач экологического содержания, которые носят поисковый характер. Учащиеся не только находят способ решения задачи, но и знакомятся с фактами из жизни растительного и животного мира, человека.
Всё это способствует развитию интереса к урокам математики в целом, развивает математическую и литературную речь, мышление, память, помогает осознанно получать экологические знания.
Данная работа (создание экологических минуток) носит
- поисковый характер:
(учащиеся решают задачу, потом видят правильный ответ и изображение "найденного животного (растения)")
Например, даётся задача:
"Масса слона равна 6т, а масса льва -300кг. Во сколько раз масса льва меньше массы слона?
Выбери правильный ответ
А) в 5700 раз
Б) в 2 раза
В) в 294 раза
Г) в 50 раз
Д) в 20 раз
- познавательный характер
(при решении задания учащиеся получают новые сведения о том или ином растении, животном, человеке);
Например, необходимо найти значения выражений. По мере их решения открывается буква.
- творческий характер
(учащиеся сами составляют задания с опорой на те или иные данные, которые может дать учитель или предлагают сами учащиеся)
Например, даются данные о продолжительности жизни животных:
- Лошадь - 25 лет
- Верблюд - 40 лет
- Коршун - 40 лет
- Орёл - 104 года
- Щука - 300 лет
Составление и выполнение заданий с использованием данных помогает не только развитию математической и разговорной речи, но помогает также понять, что же влияет на продолжительность жизни растения, животного, также понять, как человек относится к природе.
Привожу примеры экологических минуток на уроках математики.
Тема: "Сложение и вычитание трёхзначных чисел".
Фронтальная работа.
Учащиеся находят значение уравнений. Когда найдено значение уравнения, по щелчку появляется ответ и буква "зашифрованного" животного.
Вместо * учащиеся вставляют пропущенные числа. Если ответ найден правильно, то по щелчку появляется ответ и буква будущего слова.
В игре-соревновании учащиеся решают примеры. Кто решит первым, тот получит ответ на вопрос. Ответ появится по щелчку.
В 1 столбике записаны примеры, а во втором - ответы и буквы. Надо соотнести пример и ответ, тогда и получим загаданное слово. Учитель по щелчку подтверждает правильный ответ учащихся.
Даются краткие сведения о медведях.
Тема: "Деление трёхзначного числа на однозначное"
1 урок "Ель".
- Учащиеся находят значение выражений и сумму двух частных. По щелчку открывается правильный ответ, указывающий на высоту ели.
- Повторяя порядок действий в выражении, учащиеся находят его значение. По щелчку появляется правильный ответ и все узнают, что можно изготовить из древесины ели.
- Даётся краткая информация о ели.
2 урок "Кого кормит ель".
- Учащиеся отгадывают загадки о зайце и белке. По щелчку открываются ответы и изображение этих животных.
- Необходимо найти значение выражения. Когда работа выполнена, по щелчку появляется название птицы и её изображение.
- Краткая информация об этой птице (клесте).
- Выполнив "цепочку" математических действий, учащиеся узнают о количестве лет сохранения тела клеста после его гибели. По щелчку появляется ответ.
Тема: "Единицы массы. Тонна. Центнер".
1. Работа с группой иллюстраций приводит к обобщению понятия: овощи.
Даётся краткая информация об овощах.
2. Учащиеся решают задачу о белуге. По щелчку открывается её решение и ответ.
Даётся краткая информация о белуге.
3. Отвечая на вопросы об единицах массы, по щелчку открывается правильный ответ.
Тема: "Величины"
Решаются задачи с величинами. По щелчку открываются ответы.
Учащимся надо вставить пропущенные единицы измерения. По щелчку появляется правильный ответ.
Составление по данным задач о животных.
Решение задачи о стрекозе появляется по щелчку, когда учащиеся предложили свой способ её решения.
Тема: "Класс миллионов и класс миллиардов".
Отвечая на вопрос "Какое озеро России можно назвать чудом?", учащиеся находят значения и по мере нахождения, по щелчку открывается ответ и буква. Затем по щелчку появляется изображение озера Байкал.
Знакомство с единицами класса миллионов.
Учащиеся решают задачу о растительном и животном мире Байкала. По щелчку открывается решение задачи и ответ.
Тема: "Единицы времени".
Задача учащихся перевести маленькие единицы времени в более крупные. По щелчку появляется правильный ответ.
Даются интересные сведения об эвкалипте, дубе.
По предоставленным данным надо составить задачи о продолжительности жизни деревьев.
Работа с календарём. Даётся задание. По щелчку открывается правильный ответ.
Тема: "Единицы времени".
Дети отгадывают загадку про чернику. По щелчку появляется правильный ответ и изображение самого растения.
Учитель контролирует решение примеров. Если ответ верный, то по щелчку появляется буква будущего слова.
При решении задач правильный ответ появляется по щелчку.
Тема: "Арифметические действия с числами от 1 до 1000. Закрепление".
Учащиеся находят закономерность в числовых рядах. По щелчку вместо вопроса появляется ответ.
Отгадывая загадку, по щелчку открывается ответ. Учащиеся узнают интересные факты из жизни павлина.
После решения задачи, по щелчку открывается её ответ.
Учащиеся, отвечая на вопрос, получают ответ и узнают, какая птица питается падалью. Ответ появляется по щелчку.
Необходимо выбрать правильный ответ, найдя значение выражения. По щелчку появляется ответ.
Краткая информация о страусе. По щелчку появляется ответ на поставленный вопрос "Чем питается страус?".
Тема: "Чтение и запись чисел.
(Устная и письменная нумерация чисел больше 1000)"
Решая примеры, учащиеся узнают о каком зверьке идёт речь Правильный ответ и буква появляются по щелчку.
Затем появляется и рисунок самого зверька.
Учащиеся читают стихи о грибах. Решают задачу. Ответ появляется по щелчку.
Решается задача. По щелчку появляется правильный ответ и дети получают краткие сведения о белке.
Рубрика "Это интересно".
Сведения о белом грибе учащиеся получают, решив логическое задание. Ответ появляется по щелчку.
Развивая математическую речь, учащиеся представляют числа в вид суммы разрядных слагаемых.
Развивая логическое мышление, учащиеся продолжают ряд чисел. После предложенных учащимися вариантов цепи питания, по щелчку появляется правильный ответ.
Тема: "Решение задач. Числа от 1 до 1000"
Находится значение выражения. По щелчку появится правильный ответ.
Краткие сведения о водных обитателях: акуле.
Решение задачи об акуле открывается по щелчку.
Выполняя мини-тест, неправильные ответы исчезают по щелчку.
Краткие сведения о синем ките.
Учащиеся решают задачу о синих китах. Щелчком открывается её решение.
Тема: "Увеличение чисел в 10, 100, 1000 раз".
Учащиеся читают стихотворение-загадку. По щелчку появляется правильный ответ.
Краткие сведения о видах водоёмов.
Учащиеся отгадывают загадки об обитателях водоёмов. Правильные ответы и рисунки появляются по щелчку.
Производя различные арифметические действия, учащиеся узнают о какой рыбе идёт речь. По щелчку появляется рисунок рыбы.
Составив выражение, по щелчку появляется правильная запись и ответ.
Учащиеся решают уравнение. По щелчку появляется правильный ответ и учащиеся узнают длину окуня.
Предлагается загадка. По щелчку открывается правильный ответ.
Предлагаются задания о соме. Правильные ответы появляются по щелчку.
Тема: "Повторение пройденного по теме "Нумерация"".
Краткие сведения о Красной книге.
Учащимся предлагается решить задачу на пропорциональное деление.
По щелчку появляется правильный ответ.
Предлагается стихотворение об охране окружающей среды.