Проект "Колыбельные" как метод гражданско–патриотического воспитания в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Основная идея проекта: воспитание активного гражданина и патриота своей Родины. Возрождение духовности, нравственности и патриотизма в наше время не вызывает сомнений. Может ли эта проблема решиться по нашему требованию? Конечно, нет. Дети начальных классов, как губка, впитывают всё, что прочувствуют в эти годы. То, что мы в них вложим, останется с ними на всю жизнь.

Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Учитель начальных классов имеет большие возможности активизировать общение детей со своими родителями, бабушками, дедушками.

Творческое изучение культуры своего народа помогает воспитывать активного гражданина и патриота. Исследовательская работа развивает информационные и коммуникативные компетенции. Назрела необходимость использования активных форм обучения в начальной школе. Это отвечает требованиям времени. В учебниках мало информации о колыбельных. Проектная деятельность позволяет больше узнать о том, какие колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни, почему их поют. Дети приобщаются к семейным традициям, к культуре села. Реализация проекта даёт возможность объединить усилия школы и семьи по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся.

При изучении произведений устного народного творчества на уроках литературного чтения мы познакомились с колыбельными песнями. Ребят очень заинтересовала эта тема. Захотелось больше узнать о том, какие колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни, зачем их поют. Это и стало целью детского проекта. Решили обратиться за помощью к мамам, к бабушкам, к библиотекарям. Найденную информацию проанализировали и создали тематический альбом, который можно использовать и учителю, и ученику. Проект коллективный, но у каждого ребёнка была возможность проявить свою индивидуальность: одни нашли сведения о колыбельных, другие - сами песни, третьи рисовали героев колыбельных песен. Проект "Колыбельные" можно реализовать по любому УМК начальной школы. Используется часть уроков литературного чтения, часть уроков по основам жизненного самоопределения, внеурочное время. Очень удобно сделать этот проект долгосрочным. Ниже представлена основная часть детского проекта. Под руководством учителя работу выполняли: Греков М., Ермолаев Н., Кантемиров В., Маркелова О., Новикова А., Свистунова М., Семак А., Яровой Ж., Яшпарова Д. Проект в 2008 году был заявлен на Всероссийский фестиваль-конкурс "Святые символы России". На областном этапе работа заняла 3 место в номинации "Культурология".

Информационный, долгосрочный проект: "Колыбельные".

Цель: узнать больше о колыбельных песнях

:Ляжешь ты, малыш, сейчас,
Будешь слушать мой рассказ
Про чудесный рай святой,
Где струится золотой,
Очень добрый нежный свет,
Где ни тьмы, ни злобы нет
:[ 1 ]

Колыбель - это детская кроватка. Подвесная люлька или качающаяся на округлых опорах.

Колыбельная песня - песня, которой убаюкивают ребёнка. Это небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение: [ 2 ]

Колыбельная песенка
Берёзонька скрип, скрип
Моя доченька спит, спит:
Моя доченька уснёт -
Её сон унесёт.
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в рот попадёт.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит:

Устная народная литература потому и называется устной, что веками, из поколения в поколение передавалась из уст в уста, хранилась лишь в памяти народа.

Но фольклор - это не только одна из форм литературы. Фольклор - основа воспитания детей. Фольклор - это художественная педагогика!

В фольклоре первые месяцы и первые годы жизни ребёнка имеют значение едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Как утверждают специалисты, "происходит решающая закладка звуковой информации".

Древнерусское слово "баять" означает не только "говорить", но и "заговаривать". Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить:

А, баю, баю, баю,
Сидит ворон на краю
И играет во трубу.
Звонко трубушка играет,
Сон и Дрёму нагоняет.
Спи, доченька, усни,
Угомон тебя возьми.

С первых минут земного бытия ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные настраивают на определённый гармоничный музыкально-поэтический лад. В детских колыбельных песнях сохранилось детство самого человечества. [ 3 ]

Вот такую колыбельную пела Мучкаева Е.В. своей внучке Ирине:

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
А то серенький Волчок
Придёт, схватит за бочок
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Закопает под кусток.
А там бабушка живёт,
Пирожки она печёт.
Пирожки горячи,
Три копейки сдачи.
Один мальчик прибегал,
Себе пальчик обжигал.
Он упал на пенёк,
Стал кудрявый паренёк.
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю.

Все взрослые - бывшие дети, а все дети - будущие взрослые. Важно, чтобы они пели своим детям проверенные временем и полезные для детской психики колыбельные, а не сиюминутные телехиты. То, что закладывается в детстве, остаётся с человеком и человеке на всю жизнь. Сейчас много появилось изданий, посвящённых воспитанию детей. Однако только их малая часть основана на народных традициях, на фольклоре.

Колыбельные песни существовали во все времена. Их только в России несколько сотен.

Не случайно в колыбельных часто упоминается кот. Он быстро определит самое благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Конечно, и тёплая шёрстка, и ласковое мурлыканье тоже сыграли свою роль. Чтобы детки сладко спали, иногда кота клали в колыбель:

Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
- Приди, котик, ночевать,
Сына Ванюшку качать.
А я серому коту
За работу заплачу:
Дам я мяса кусок,
Молочка туесок.
Баю, бай, баю, бай,
Поскорее засыпай
! [ 4 ]

Оказывается, звуки тоже несут в себе информацию, которая определяет отношение ребёнка к языку, к мелодии, к произношению. Вероятно, не случайно на протяжении столетий отбирались именно такие слова. Запев "люли" наиболее благоприятно, успокаивающе воздействует на дитя:

Ой, люли, люленьки,
К нам летели гуленьки.
Мы на них глядели.
Летели, летели,
На берёзку сели.
А берёзонька скрип ,скрип,
А наш Ваня спит, спит.
[ 4 ]

Колыбельные входят в нашу жизнь с первым словом матери. Они наполнены любовью. Эти песни спокойные, добрые. Они похожи на сказку. Колыбельные просты. Каждая мама поёт песню по-своему.

Колыбельные бывают народные и авторские. Собиратели устного народного творчества ходили, ездили по стране, слушали, эаписывали. Прежде чем напечатать, часто их обрабатывали. Вот поэтому в книгах есть пометки, которые указывают, кто пересказал. Колыбельные песни сочиняли и поэты. Вот такое произведение М. Ю. Лермонтова:

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою,
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю!
[ 5 ]

Подарила всем детям интересную колыбельную, похожую на рассказ, А. Л. Барто:

Колыбельная
Старший брат сестру баюкал:
- Баюшки-баю!
Унесём отсюда кукол,
Баюшки-баю.
Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год!):
- Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лёд.
Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь-
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал:
- Ну не купим мяч.
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой,
Спать пора давно:
Ты пойми - я папу с мамой
Отпустил в кино.

Ирина Гурина свою песню назвала "Зимняя колыбельная":

По сугробам снежно-белым
Ночка шагом шла несмелым,
Снег белее молока
Под ногой скрипит слегка.
Ночь качает колыбель,
За окном метёт метель.
Спят усталые ежата,
Спят в берлоге медвежата.
Свив из веточек постель,
Спит весёлый свиристель,
Рыжий хитренький лисёнок
Сыто тявкает спросонок..
В шали толстой изо льда
Спит холодная вода.
Звёзды, словно фонари,
В темном небе ждут зари.
Ночь сугроб пышнее взбила
Да позёмку постелила.
Лес усталый накрывало
Из снежинок одеяло
.

Любовь бабушки к своему внуку выражена в колыбельной учителя Волковой Т.А.:

Ели ветви снежные
Опускают донизу.
Спи, мой внучек маленький,
Этой ночкой звёздною.
Звёздочки-лампадочки
Украшают небушко,
А луна-проказница
Как краюшка хлебушка.
Вьюга в ветках ельника
Словно филин ухает.
И тебя, цветочек мой,
Ласково баюкает.
Спи, мой ангел маленький,
Набирайся силушки,.
Будь здоровым, славненький,
Будь счастливым, миленький.
Я прошу у Господа
Дать тебе здоровьица,
Пусть всегда тебя хранит
Святая Богородица.

Мамы сами тоже придумывают песенки и поют мальчикам:

А баю, баю, баю,
Колотушек надаю,
Колотушек 25,
Будет Женя крепко спать:

Оценка результатов:

Цель достигнута. Мы узнали много нового и интересного о колыбельных песнях. Информацию получили от мам, бабушек, из книг. Нам понравилось изучать культуру своего народа. Всего собрали несколько десятков колыбельных песен, создали тематический альбом, дополнили его рисунками. Наш альбом можно использовать на уроках литературного чтения, на классных часах.

Планируем продолжить сбор колыбельных нашего края.

Используемая литература:

  1. Газета "ПедСовет" №8 за 2006 год.
  2. Толковый словарь С.И.Ожегова
  3. Книга "Фольклор народов России" том 1. Автор: В.И.Калугин
  4. Сборник "Затеи для мам и детей". Автор: И.Панкеев.
  5. Учебник "Литературное чтение" для 2 класса. Автор: Л.А.Ефросинина