Коллективные методы обучения на уроках литературы

Разделы: Литература


Целью современного урока литературы является создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, для развития литературоведческих навыков, формирования монологической речи, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.

В любом учебно-воспитательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, характеризующимися различными способностями, возможностями, мотивами, особенностями темперамента, свойствами мышления и памяти. Обучение всех детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждому ребенку. Поэтому мы считаем, что главным принципом современного урока должно стать сотрудничество – сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество учащихся друг с другом. И коллективная работа на уроке как нельзя лучше способствует этому.

Можно выделить следующие признаки коллективной работы:

  • наличие у всех ее участников единой цели;
  • разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
  • налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
  • осознанный общественно-полезный характер всех и каждого ученика в отдельности;
  • культивация заботы всех о каждом и каждом обо всех; достижение равенства объективных условий для каждого.

Преимущества технологии коллективного обучения : 1) решается проблема перегрузки учащегося при максимальном использовании его возможностей; 2) акцентируется внимание учителя на работе с различными категориями детей; 3) достигается базовый уровень всеми учащимися; 4) учитель ориентируется на особенности субъектного опыта школьников. Снимается отрицательная направленность учащихся к образовательному процессу.

При использовании такой формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации:

  1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих “ритуалов” взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные – свободные и творческие формы совместной работы учащихся.
  2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Учитель вместе с одним-двумя детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?”, “Почему ты так думаешь?”). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль;
    при оценке работы группы следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие качества : терпеливость, доброжелательность, дружелюбие. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.
  3. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
  4. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:
    – недопустима пара из двух “слабых” учеников;
    – детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, в этот день нельзя принуждать работать вместе (это можно предложить сделать на следующий день);
    – если кто-то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему отсесть и не позволять себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
    – нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. Полезен звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (например, колокольчик);
    – овладение умением учащихся работать в группе необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью.

В средних классах, когда дети только учатся работать в группе, поэтому мы предлагаем им заполнить анкету по итогам урока:

Как я сотрудничаю сегодня в группе?

Имя__________________________________________________

Я помогал своей группе:_________________________________

дополняя идеи, ответы других____________________________

поддерживая, подбадривая своих товарищей________________

обобщая различные высказывания, мнения___________________

разъясняя, объясняя своим товарищам______________________

Чем я буду заниматься в следующий раз?____________________

Научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общения в парах и группах сменного состава.

Нами предлагается конспект урока по рассказу И.А.Бунина “Легкое дыхание”.

1. Слово учителя.

А) История создания сборника “Темные аллеи”, особенности бунинского восприятия любви .

* Любовь, по Бунину, – трагический поединок. Смерть и любовь, по мысли Бунина, всегда идут рядом.

Б) Вспомните, какие произведения Бунина вам известны? В каком возрасте вы с ними познакомились?

* Для многих родителей становится открытием, что произведения Бунина о любви изучаются в школе. И многие дети с удовольствием читают после изучения программных произведений другие бунинские книги.

2. Чтение рассказа учителем.

3. Создание проблемной ситуации :

– Какие вопросы возникли у вас после чтения рассказа? (Вопросы предлагаются группами, самые удачные записываются).

4. Работа в группах

1 группа. История гимназической жизни Оли Мещерской.

2 группа. История Оли и Малютина.

3 группа. Трагическая смерть героини.

5. Обобщение полученных знаний.

– Почему Оля рассказала историю своей связи с Малютиным директрисе гимназии?

– Почему свою историю героиня доверила только дневнику, а не матери, например?

– Почему девушка дала прочесть свой дневник казачьему офицеру?

– Как избежать подобных ситуаций в жизни7

– Чему учит учителей, юношей и девушек, родителей рассказ Бунина?

– Можно ли считать рассказ Бунина актуальным в наше время?

На выполнение задания учащимся дается 15 минут. В процессе подготовки выступления учащиеся пользуются текстом произведения, составляют опорные конспекты, план или тезисы выступления с использованием цитат, выводов по теме. Данная работа позволяет обобщить полученные в ходе изучения произведения знания и подготовиться к итоговому сочинению по роману. Работа выполняется на альбомном листе. Выступает от группы один человек или несколько. Право выбора выступающего – за членами групп.

6. Вывод.

Рассказы Бунина, многим , к сожалению, неизвестные, по-прежнему остаются одними из лучших образцов произведений о любви. Именно И.А.Бунин одним из первых в русской литературе заговорил о многообразии любви, о странном порой сочетании любви духовной и физической, которая очень часто не совпадает. Именно Бунин сумел впервые заговорил о любви как о стихии, не всегда подвластной человеческому разуму. Именно Бунин впервые внес в литературу элементы эротические, не пошлое изображение физиологии, а красоту столь разнообразных человеческих отношений. И именно поэтому столь велик оказывается интерес молодого читателя к творчеству великого русского писателя. Ведь это замечательно, когда ответы на многие волнующи вопросы наши юные получают из уст истинного мастера, человека, умеющего любить и рассказывать о великой любви.

7. Домашнее задание.

Написать эссе “Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина

“Легкое дыхание”?”

Вывод.

Коллективные методы обучения помогают слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным.

Работа учащихся в группах и парах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создать благоприятные условия для созревания и развития.

При такой форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

В развитии самостоятельности при организации групповых занятий большое значение имеет интерес в общении, который проявляется разносторонне. Это интерес к учению, к тому, что ребенок знает, как настроен, как выражает свои мысли, суждения, как действует.

Общение у группах содействует обмену опытом и знаниями; устанавливает коммутативные связи с участниками учебной деятельности; содействует стимуляции любой деятельности; влияет и оказывает влияние на становление благоприятных отношений между участниками учебной деятельности. Также при работе по разноуровневой технологии на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, значительно возрастает познавательная активность учащихся на уроках, чем при фронтальной работе.

На уроках, проводимых по данной технологии, детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается – двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаясь разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Несомненно, такой способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.