Урок математики в 1-м классе по теме "Табличное сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательная: обобщить полученные знания и закрепить навык сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20; закрепить изученные приемы сложения и вычитания; повторить взаимосвязь между целым и частью, решение уравнений и задач.
  • Развивающая: развивать мыслительные и вычислительные навыки; творческие способности; учебно-познавательную мотивацию.
  • Воспитывающая: воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, культуры поведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к активной учебной деятельности.

1. Устный счет.

– запишите число, которое на 2 больше 10;

– какое число, при счете следует за числом 19;

– найдите сумму чисел 10 и 3;

– чему равна разность чисел 20 и 1?

– первое слагаемое – 9, второе слагаемое – 7. Чему равна сумма?

– чему равна сумма чисел 9 и 9?

– расположите ответы в порядке возрастания;

– подставьте под цифры соответствующие буквы;

12 18 13 19 16 20
А У З К Б А

– прочтите, какое слово у вас получилось. (Азбука).

2. Формулирование темы урока.

Учитель:

– Над какой темой мы с Вами работали на предыдущих уроках?

– Откройте учебники на странице 44.

– Посмотрите, какой у нас по счету урок? (Сотый.)

– Сегодня мы подведем итог: чему же мы смогли научиться за эти сто уроков.

– Прочтите задание № 1.

Дети выполняют задание устно с комментированием.

Учитель: Прочтите задание № 2.

– Исправьте ошибки в решении примеров.

– За каждое правильно выполненное задание я буду давать вам по одной букве.

(К, И, Р, И, Л, Л).

Дети выполняют задание и получают буквы.

Физкультминутка:

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И считать, друзья, начните.

III. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

1. Работа над задачей.

(Дети работают на листах с напечатанным заданием)

Блиц-турнир. Дети решают самостоятельно 3 задачи., записывают решение и ответ.

Задача 1. Лена прочла 12 книг, а Петя на 4 книги меньше. Сколько книг прочел Петя?

Задача 2. У Вовы на полке 15 книг. Из них 9 книг со сказками, а остальные с рассказами. Сколько книг с рассказами у Вовы на полке?

Задача 3. Петя написал без ошибок 14 слов, а Катя 10 слов. На сколько слов больше написал Вова, чем Катя?

Учитель проверяет решение задач, ответы записываются на доске: 864.

2. Решение уравнений.

Учитель:

Найдите значение х и у и числовые значения запишите в таблицу под соответствующие буквы.

М х + 5 = 12
Ф 15 – х = 10
 Д у – 5 = 8
И 7 + х =13
 Е 9 + у = 18
О х – 4 = 7
Й х – 10 = 10
 

 

7 9 5 11 13 6 20
М Е Ф О Д И Й

Учитель обращает внимание учеников на записи на доске (азбука, Кирилл, Мефодий, 864) и просит подумать почему именно эти слова выбраны для урока, что могут обозначать цифры. Если дети сумеют, то прочитают число (восемьсот шестьдесят четыре).

Обобщаются ответы. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки, а 864 это год ее создания. На обратной стороне листа дана икона Св. Кирилла и Мефодия.

Учитель сообщает ученикам о том, что Кирилл и Мефодий придумали способ записи чисел с помощью букв. Над каждой буквой ставился особый знак и она уже обозначала не звук, а число.

3. Решение математических выражений.

На листах учеников дается пример такой записи.

А 1 Z  7
В 2 Н 8
Г 3 О 9
Д  4 I 10
Е 5 К 20
S 6 P 100

Учитель предлагает записать детям с помощью букв следующие примеры:

4 + 9 = … 19 – 1 = … 8 + 10 = … 5 + 0 = …

– Какой пример не удалось записать? (Последний)

– Почему? (Нет буквы, которая обозначает 0).

IV. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали дети на уроке?

– Что повторили?

– О чем бы им хотелось рассказать дома?

– В круге в конце листа нарисуйте какое у вас настроение после нашего урока.

V. Информация о домашнем задании.

Творческое домашнее задание. По желанию составить математические выражения, записав их способом, который предложили Кирилл и Мефодий (выражения записать на карточках для демонстрации своим одноклассникам).

Приложение 1. Дополнительный материал к уроку.

Приложение 2. Самоанализ урока математики в 1 “В” классе.