Сценарий мероприятия "Один день в старшей школе" для учащихся 4-го класса

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Переход из начальной в основную школу связан с необходимостью социальной адаптации учащихся к новым условиям обучения. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Выпускник начальной школы может переживать эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых педагогов, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Преодолеть возможный эмоциональный дискомфорт и тем самым подготовить бесконфликтный переход детей в основную школу, сделать его легким и естественным можно и нужно. Очень большая работа ведется педагогическим коллективом непосредственно в адаптационный период , но при этом не стоит упускать возможности начать работу непосредственно по завершении курса начального образования.

“Один день в старшей школе” – традиционное мероприятие, которое проводится в конце учебного года. Предложенная форма мероприятия поможет отчасти снять у учащихся тревожные ожидания, связанные с необходимостью перехода в пятый класс. По нашему мнению, оно способствует не только снижению уровня тревожности учащихся, но и повышению уровня мотивации к процессу обучения. Данное мероприятие также “работает” на сокращение сроков адаптационного периода будущих пятиклассников.

Проведению мероприятия предшествует следующая работа:

  1. Проведение классно-обобщающего контроля в 4-м классе.
  2. Организация посещений учителями-предметниками основной школы уроков в 4-м классе.
  3. Проведение анкеты для оценки уровня школьной мотивации учащихся.
  4. Проведение срезовых работ.
  5. Посещение уроков в 4 классе администрацией школы.
  6. Проведение анкеты “Что я жду от 5 класса?”.
  7. Творческое выражение своих чувств в рисунке “Я и мой класс”.
  8. Анкетирование родителей.

В апреле–мае, в период проведения классно-обобщающего контроля , организуется посещение уроков будущими учителями-предметниками и классным руководителем. Их задача – знакомство с детьми, определение качества подготовки, уровня активности класса, слаженности коллектива. Они беседуют с ребятами, наблюдают за особенностями их поведения. План такого наблюдения может быть следующим:

  • активность каждого ребенка и класса в целом на каждом этапе урока;
  • интерес к определенным предметам;
  • особенности поведения на уроке и на переменах;
  • внешний вид, опрятность;
  • развитие монологической речи учащихся ;
  • особенности стиля общения со взрослыми и сверстниками;
  • проявление индивидуальности детей;
  • сплоченность коллектива.

Другая немаловажная задача – знакомство с методами, приемами и формами работы , использующимися при работе с детьми данного класса.

После проведения основной деятельности по изучению готовности учащихся к обучению в средней школе проводится анализ всех материалов, изучаются проблемы, волнующие будущих пятиклассников, их уровень тревожности, уверенности в своих силах и способностях.

“Один день в старшей школе” - это праздник не только для учащихся 4 класса, значимость этого дня осознают все участники образовательного процесса. Это мероприятие становится общешкольным.

Цель проведения:

  • создание организационно-содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе с первой на вторую ступень общего образования;
  • повышение уровня мотивации выпускников начальной школы к изучению новых предметов;
  • создание условий для снижения тревожности и стресса у будущих пятиклассников.

Организаторы мероприятия:

  • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
  • Заместитель директора по воспитательной работе.
  • Классный руководитель 4-го класса, учителя-предметники основной школы.
  • Будущий классный руководитель 5-го класса.
  • Учащиеся 11-го класса.

Для организации необходимо провести следующую подготовительную работу:

  • подготовить сценарий праздничной линейки;
  • составить расписание уроков для учащихся 4 класса;
  • изготовить штандарт с надписью “5 класс”;
  • приготовить бейджики “Будущий пятиклассник”;
  • подготовить “Вручительную грамоту” для будущего классного руководителя;
  • подготовить экскурсию по кабинетам для учащихся 4 класса;
  • подготовить “путеводители”;
  • подготовить памятные подарки (по возможности).

День начинаем с праздничной линейки.

На линейку выстраивается вся школа. Звучат позывные.

Ведущий: Сегодня в нашей школе снова праздник, праздник особенный. Мы принимаем в большую дружную семью, которую называем средним звеном, новичков - будущих пятиклассников. Сегодня они узнают , что такое кабинетная система, как нужно ориентироваться по школьному расписанию, познакомятся с новыми для них учителями. А сейчас вас приветствуют пятиклассники, те, кто не понаслышке знают о том, “как там в пятом?”

Выступают учащиеся 5-го класса.

1-й ученик.

Сегодня день у вас такой:
Торжественный , веселый.
Знакомитесь сегодня вы
Со средней , старшей школой.

2-й ученик.

Вас немножечко пугает
Ощущенье новизны:
Думаете, как же будем
Без (имя классного руководителя 4 кл.) мы?

3-й ученик.

Как же вам не волноваться
Ведь сегодня важный день?
Вы закончили, ребята,
Школы первую ступень.

4-й ученик.

Прошла пора побед и неудач,
Вы выросли, окрепли, повзрослели,
Решили много непростых задач.
Умеете , что раньше не умели.

5-й ученик.

Желаем вам к знаньям стремиться,
Еще, обязательно, лучше учиться,
Быть добрым и честным, природу хранить
И край свой родной очень сильно любить.

6-й ученик.

Вершину любую, наметив,
Ты смело иди покорять!
Мы верим: ты сможешь!
Мы верим: ты будешь
Все в жизни делать на “ПЯТЬ”! (Хором.)

Пятиклассники вручают виновникам торжества бейджики. Приложение 1

Ведущий: Совсем скоро среднюю школу покинут ребята 11-го класса. А им на смену придет 4-й класс. Слово для посвящения предоставляется выпускникам.

Выпускники говорят приветственные слова и предлагают ребятам 4 класса произнести клятву.

Выпускник 1.

Сегодня школа первый раз
Вас примет под крыло большое.
Примите поздравление от нас,
Вступая на ступени старшей школы.

Выпускник 2.

Здесь вас научат множеству премудростей:
Решать задачи, логарифмы брать,
Научат не бояться трудностей,
Законы Кеплера и Ома познавать.

Выпускник 3.

Еще вчера в начальной школе
С учительницей первою своей
Вы постигали мудрые науки
И старше стать стремились поскорей.

Выпускник 4.

Теперь забот, наверное, прибавится:
Уроков больше, материал сложней.
Но сообща вам с ними надо справиться-
Мы в трудностях становимся дружней.

Выпускник 5.

Смелее в путь! Идите к новым знаньям!
Сегодня стали вы еще чуть-чуть взрослей.
Когда же вас оценят за старания,
Вы первых вспомните учителей.

Выпускник 6.

Пусть цифра “5”, в который раз,
Вам принесет удачу:
Диктанты пишутся на “5”,
Решаются задачи.

Выпускник 7.

Пусть в школе будет хорошо,
И на любом предмете
Пусть открываются для вас
Все чудеса на свете!

Клятва.

Мы, принимающие школьную эстафету у выпускников, клянемся:

  • Прибегать в школу к первому уроку с горящими от жажды знаний глазами.
    Клянемся!
  • С аппетитом поглощать знания.
    Клянемся!
  • Клянемся поддерживать огонь любви к учителям.
    Клянемся!
  • Клянемся никогда не прикуривать от этого огня на переменах.
    Клянемся!
  • Клянемся поддерживать и сохранять добрые традиции нашей школы.
    Клянемся!
  • Клянемся с достоинством донести звание “Учащийся (название школы)” до окончания учебы!
    Клянемся !
    Клянемся!
    Клянемся!

В завершение выступления учащиеся 11-го класса вручают 4-му классу “гранит науки”, который им предстоит “грызть” на протяжении многих лет учебы в школе, а чтобы при этом не испортить зубы, – вручают зубную пасту.

Далее слово предоставляется администрации школы:

Завуч: Вот и состоялось ваше посвящение в будущие пятиклассники, но вас ждет еще много важных дел в начальной школе. И чтобы вы видели перед собой цель в завершении учебного года, мы вручаем вам штандарт с надписью “5 класс”, который будет находиться в вашем кабинете и служить для вас маяком.

Чтобы сегодняшний день прошел организованно, и вы могли легко ориентироваться по учебным кабинетам школы, вам вручаются “путеводители”. Они содержат информацию о необходимых учебных принадлежностях, которые понадобятся вам в 5 классе по всем предметам.

Приложение 2

Ведущий: Слово предоставляется директору школы.

Директор школы знакомит учеников с будущим классным руководителем 5 класса и вручает ему “Вверительную грамоту”.

Приложение 3

Ведущий: В среднем звене школы у нас работает дружная , энергичная , творческая детско-юношеская организация “Надежда”, членом которой вы тоже можете стать. Дети “Надежды” являются организаторами многих интересных дел в школе. Сегодня вас приветствуют активисты организации.

1-й ученик.

Сегодня повод для радости есть,
Тому, что мы снова собрались все здесь,
Тому, что за год мы все повзрослели,
Выросли, сил набрались, поумнели.

2-й ученик.

В звено наше старшее дети приходят,
В 4-м своем уж итоги подводят.
Мы рады принять их в большую семью,
Задор и фантазию дарим свою.

3-й ученик.

Теперь же позвольте мне обратиться,
К тем, кто с нами будет учиться.
Вас, будущих пятиклассников, поздравляю,
Отличных успехов в учебе желаю!

4-й ученик.

Желаю найти среди старших друзей,
И здесь провести много радостных дней.
Дружите со школой и учителями,
И скоро поймете, как здорово с нами!

Школа провожает виновников торжества с линейки громкими пожеланиями.

Учащиеся 4-го класса вместе с классным руководителем идут по кабинетам школы на экскурсию, которую проводят учащиеся 11-го класса. Далее начинается учебный день по особому расписанию, составленному из предметов учебного плана для 5 класса. Уроки проводят учителя – предметники основной школы в своих кабинетах.

Приложение 4

Рекомендации:

  • О проведении этого праздника детей информируем заранее. Дети должны ощутить торжественность праздника.
  • В расписание уроков можно включать классный час, который проводит будущий классный руководитель.
  • Учитель начальной школы присутствует на уроках вместе с детьми и сопровождает их, помогая ориентироваться в кабинетной системе.
  • Желательно, чтобы на уроках была организована практическая деятельность, по завершении которой у ученика был на руках готовый продукт. Это позволит заинтересовать детей предметом, а также оставить приятные воспоминания от встреч с учителями.
  • Можно пригласить в этот день родителей 4 класса, чтобы придать празднику значительность и важность не только для учеников, но и для их родителей.

В конце учебного дня учитель (их классный руководитель) проводит рефлексию в форме анкеты или творческого задания, чтобы узнать эмоциональное состояние ребят после проведения такого дня.

При подготовке сценария линейки использовались

  1. Фрагменты материалов ежемесячной газеты “Педсовет”. № 7, 2003.
  2. С.Афанасьев. Праздники в школе. – М., “АСТ-ПРЕСС КНИГА”, 2004.