Интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 3-м классе. "Дмитрий Кедрин. «Все мне мерещится»"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Показать неразрывную связь поэзии и музыки.
  2. Способствовать воссозданию образной картины прошлого, чарующей атмосферы детства.
  3. Помочь детям обнаружить песенность поэтического произведения.
  4. Продолжить работу над формированием навыка выразительного чтения, расширением словарного запаса.
  5. Способствовать формированию чувства любви к родному краю.

Оборудование:

  • М/ф. “Стойкий оловянный солдатик”;
  • А/з. С. Беликов “ Деревня”, А. Пугачева “Куда уходит детство”;
  • А/з. Абазов, романс на стихи И. Тургенева “Утро туманное;
  • распечатка 1-го четверостишия стихотворения И. Тургенева;
  • толковый словарь Ожегова;
  • таблички со словарными словами, ватман, маркер.

Учебник В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова “Литературное чтение”.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодня мне будут помогать эксперты (выбирается группа помощников).

2. Фиксирование изученного материала.

– Над какой большой темой мы работаем на уроках чтения?

(Такой хрупкий и такой прочный мир чувств).

– Какой вопрос для себя поставили? (Почему мир человеческих чувств называют и хрупким, и прочным?)

– Над каким произведением вы работали дома? (Авторская сказка Г.Х.Андерсена “Стойкий оловянный солдатик”)

– Посмотрите на экран. К какой части сказки относится данный сюжет? (К финалу – концовке – сказки.)

– Давайте еще раз перечитаем финальную сцену этого произведения. (Дети читают отрывок со слов “… В печке ярко пылали дрова…).

– Как вы понимаете смысл этих строчек:

“…Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви, – он и сам не знал…” И еще: “…Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику…”

(С одной стороны – солдатик сгорел от огня, а танцовщица попала в печку из-за того, что подул ветер; с другой стороны – у игрушек тоже есть внутренний мир, душа, поэтому солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; а танцовщица попадает в огонь, чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком).

– О каком чувстве идет речь в сказке? ( О любви).

– Мы можем назвать это чувство прочным? Докажите.

(О.С. так любит свою танцовщицу, что не боится никаких испытаний: в минуты опасности и даже в последние мгновения жизни он думает о своей возлюбленной, а она о нем).

– А можно ли сказать, что любовь хрупкое чувство?

(Наверное, можно. Мир чувств очень хрупкий, человек раним, его легко обидеть, даже сломать).

– На примере этой сказки видно, что любовь разрушена, сломлена?

Или здесь говорится о физической хрупкости?

(В сказке говорится о гибели солдатика и танцовщицы, но не подразумевается, что погибает само чувство).

– На примере этой сказки мы смогли ответить на наш вопрос?

(Нет, будем разбираться дальше).

3. Открытие нового знания.

а) Беседа.

– А что заключает в себе само понятие “любовь”?

– Скажите, ребята, любовь – это чувство, которое возникает только между мужчиной и женщиной? (Нет, бывает любовь к Родине, любовь родителей к детям…)

– Человеку свойственно только одно чувство – любовь? Какие еще чувства вам знакомы?

Табл. ЧУВСТВА
           /     /    \    \

б) Прослушивание песни.

– Сейчас вы прослушаете песню, которую написал и исполнил композитор С.Беликов. Подумайте, какое чувство выражено в этой песне.

(Прослушивание песни “Деревня”)

– О чем думает лирический герой этой песни?

– Кто знает, как называется то чувство, которое охватывает лирического героя?

НОСТАЛЬГИЯ

– Объясните лексическое значение этого слова. (Понятие заносится в схему “Чувства”.)

– Кто помнит, какой вопрос мы для себя поставили?

– На примере какого чувства, мы будем решать эту проблему?

в) Работа над стихотворением Д. Кедрина.

Первичное восприятие текста.

– Вам понравилось стихотворение?

– Какие образы вы представили?

– Какое настроение оно у вас вызывает?

Словарная работа.

– Прочитайте стихотворение про себя, найдите устаревшие слова.

(Кляча, скирда, чубарый, гумно – на доске)

– Объясните лексическое значение этих слов. Что скажут наши эксперты? Все ли теперь понятно?

Повторное чтение текста учителем.

– А теперь прослушайте это произведение еще раз и попробуйте определить, какое чувство испытывает герой этого стихотворения?

(Чувство ностальгии по прошлому).

г) Работа над содержанием текста.

– О каком именно прошлом вспоминает герой? (О детстве.)

– Какая именно строчка в тексте помогает ответить на этот вопрос? (“…Детство мое вспоминается мне…”)

– Какой прием использует Дмитрий Кедрин в своем стихотворении? (Прием повтора.)

– В каком жанре литературы часто использовался повтор? (В сказках.)

– А для чего автор использует именно этот прием? (Чтобы воссоздать картину детства.)

– Герою этого стихотворения было уютно в своем далеком прошлом? Докажите это строчками из текста.

– Докажите это строчками из текста.

Дом маленький.
Утро ясное-ясное, тихое-тихое
Детство милое– милое
Церковь-церковка
Мама поет колыбельную песню.

– Прочтите еще раз это стихотворение и определите его жанр.

(Стихотворение лирическое, т.к. в нем отражаются чувства, мысли и переживания героя).

д) Работа над ритмическим рисунком стихотворения.

– Прочтите 1 строфу стихотворения про себя. Отметьте ударные слоги, подчеркните безударные слоги. Что у нас получилось? (Ритмический рисунок).

Ударение расставляется в схеме на доске (ватман)
/                 /              /             /
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __

– Попробуем хлопками показать чередование ударных и безударных слогов. (Ударный слог – хлопаем в ладоши, безударные – по коленкам.)

е) Работа над стихотворением “ Утро туманное…”

– А сейчас я прочту вам первую строфу одного очень известного произведения, которое написал классик русской литературы Иван Тургенев. Это стихотворение написано для взрослых, но я думаю, его содержание и настроение будет понятно и вам.

– О чем это стихотворение? (О воспоминаниях.)

– Возьмите карандаш и расставьте ударение на карточках, которые лежат на ваших столах.

Карточка:

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

(Учитель читает стихотворение, дети расставляют ударение).

– Совпадает ли ритм этого произведения и стихотворение Д. Кедрина? (Он совпадает.)

ж) Прослушивание романса “Утро туманное”.

– Стихи И. Тургенева очень понравились русскому композитору Абызову и он написал музыку. Получился замечательный романс, который мы с вами сейчас прослушаем в исполнении замечательного тенора нашего времени Соломона Хромченко.

(Прослушивание).

– О чем поется в романсе? Какова роль музыки в этом произведении?

(Музыка усиливает содержание стихотворение).

з) Определение песенного характера стихотворение Д.Кедрина.

– Как вы думаете, можно ли напеть строчки из стихотворения Кедрина?

– Какие строчки роднят его с песней? (Мама поет печальную колыбельную песню.)

– А что еще определяет песенность этого произведения? Из каких частей, обычно, состоит песня? (Куплет, припев.)

– Какую нагрузку несет на себе куплет? (Он определяет основное содержание песни.)

– А припев – что это такое? (Та часть песни, которая обычно повторяется.)

е) Работа в группах.

– Можем ли мы условно разделить текст стихотворения на куплеты и припев?

-Попробуйте это сделать. Что у вас получилось?

– Почему вы выделили 2 последние строки каждой строфы как припев? (Они очень похожи по содержанию. Здесь автор говорит о том, что ему чудится, мерещится, вспоминается.)

– Вспомните, чем отличается песня от марша или танца? (Напевностью.).

– Можем ли мы жестами передать напевность произведения? (Мы можем продирижировать произведение.)

– Пожалуйста, встаньте. Попробуем показать напевность стихотворения дирижерскими жестами на 2 четверти.

– А теперь выделите активным, более широким жестом куплет и мягким, сдержанным жестом – припев.

– Укладывается это стихотворение в дирижерскую схему?

ж) Работа над содержанием стихотворения.

– А теперь вернемся к содержанию стихотворения. Какие глаголы использует автор? Почему он пользуется такими словами? (Все эти глаголы обозначают хрупкий и призрачный мир воспоминаний.)

– Какое настроение лирического героя отражается в стихотворении? (Он с грустью вспоминает давно минувшее детство: здесь и любовь к отчему дому, родному краю. А грусть оттого, что все это уже ушло и никогда не повторится.)

4. Подведение итога урока.

а) – Знаете, ребята, я скажу вам по секрету, что все взрослые люди часто испытывают чувство ностальгии по своему детству и мечтают снова хоть на минуточку стать детьми. Как раз об этом поет в песне “ Куда уходит детство” А. Пугачева.

б) Прослушивание.

в) Заключительная беседа.

– Вспомните, в какой главе “живет” стихотворение, с которым мы сегодня познакомились. Почему его сюда поместили? (Оно повествует о воспоминаниях лирического героя.)

– На какой вопрос мы пытались ответить?

– Воспоминания, ностальгия – мир хрупкий или прочный? (Воспоминания – мир хрупкий, т.к. они со временем стираются. Но в то же время, они очень прочны, т.к. всегда живут в душе и мы в любую минуту мысленно можем вернуться в свое прошлое.)

– Мы ответили на наш вопрос? (Нет. Мир чувств очень разный и невозможно сразу решить – хрупкий он или прочный.)

5. Оценивание.

6. Домашнее задание (по выбору).

– выучить стихотворения наизусть;

– сочинить музыку к стихотворению;

– попробовать уложить его в дирижерскую сетку.