Задачи:
- Разработать план работы по выбранным детьми направлениям.
- Продолжить обучение учащихся проведению классных собраний.
Оборудование и инструменты:
- Штурвал-колесо “С любовью к городу”;
- таблички с названиями направлений движения;
- выставка книг по теме;
- план пришкольного участка;
- эскиз клумбы, закладки для первоклассников (образец).
Подготовительная работа:
Вспомнить правила организации и проведения классного собрания для учителя.
1. Подготовка собрания (для справки).
– Определить тему или повестку дня, то есть вопросы для обсуждения.
– Определить докладчика: им может быть староста класса, член актива, отвечающий, например, за дежурство и т.д. Может в роли докладчика выступить и классный руководитель (поставить перед ребятами проблему).
– Подготовить проект решения.
2. Проведение собрания.
– Открытие собрания. Ученическое собрание открывает лидер класса. Он сообщает собранию о количестве присутствующих, о причинах отсутствия остальных и предлагает начать собрание.
– Избрание председателя и секретаря. Открыв собрание, лидер предлагает для ведения собрания избрать председателя и секретаря. Пока опыта у ребят нет, надо готовить эти кандидатуры заранее (до собрания), объяснив им обязанности (председатель ведет собрание, а секретарь кратко записывает принимаемые собранием решения: что сделать, когда, кто ответственный). За избрание председателя и секретаря надо проголосовать (им доверяется важное дело).
– Утверждение повестки дня. Председательствующий сообщает предлагаемую для обсуждения тему (повестку дня), спрашивает, нет ли возражений, ставит на голосование.
– Утверждение порядка работы. Председательствующий сообщает о предлагаемом порядке работы (если это требуется): регламент собрания, порядок выступлений и т.п.
– Обсуждение и решение вопросов. По каждому из вопросов, включенных в повестку дня, должны быть проведены (как правило) следующие процедуры: сообщение докладчика и его ответы на вопросы по теме сообщения; обсуждение вопроса (все желающие выступить поднимают руку, председатель дает слово, выступающий говорит свое мнение и вносит свои предложения к решению; принятие решения (председатель формулирует текст предлагаемого решения с учетом подготовленного проекта и предложений, выступивших на собрании, вносит поправки, если они предлагаются, и ставит проект на голосование). Важно, чтобы принимаемые решения были реальны (выполнимы) и конкретны (т.е. содержали в себе намечаемые реальные действия, сроки и ответственных за исполнение).
– Закрытие собрания. Когда повестка дня исчерпана, председатель дает возможность участникам собрания высказать свое мнение по ведению собрания, а затем объявляет собрание закрытым. После этого может быть продолжено “неформальное общение” по любому вопросу между теми, кто захочет этого.
Классный руководитель может выступать на собрании, попросив слово у председательствующего, в любое время. Но тональность высказываний должна быть демократичной, не “командной”. На собрании учитель – гость, а не хозяин.
В конце собрания, перед его закрытием, классный руководитель может высказать свое мнение о том, как прошло собрание, поддержать ребят и высказать свои предложения на будущее.
3. Провести классное собрание на тему “Детское движение”.
4. Прочитать книгу А. Гайдара “Тимур и его команда”.
5. Работа в группах по направлениям:
Я – природа
Я – сам
Я – младший
Я – старший
Я – друг
6. Организовать разведку интересных дел.
7. Разработать и провести викторину по произведению А. Гайдара “Тимур и его команда”.
Ход собрания
(Собрание ведет командир класса)
Командир класса:
– Сегодня мы с вами собрались на классное собрание. Для того, чтобы начать, мы выберем секретаря, который будет записывать ход нашего собрания и его решение. Также мы выберем комиссию по выработке решения. Я предлагаю выбрать из каждой группы по одному человеку. (Выбирается комиссия и секретарь).
– Итак, секретарем на нашем собрании является ______.
членами комиссии __________.
Сегодня на собрании мы рассмотрим следующие вопросы:
- Отчет о выполнении решения предыдущего классного собрания.
- Подвести итоги викторины по прочитанной книге Аркадия Гайдара “Тимур и его команда”
- Познакомиться с результатами работы групп по выбранным на прошлом собрании направлениям, рассмотрим предложения этих групп.
- Составить план работы по направлениям до конца мая 200 ….года.
– Есть вопросы по повестке собрания?
- Я попрошу секретаря зачитать предыдущее решение.
- Как вы считаете, выполнено решение предыдущего собрания? Тогда переходим ко второму вопросу.
Мы все прочитали книгу Аркадия Гайдара, кто хочет поделиться своими впечатлениями?
– Чему научила нас эта книга?
– Что мы решили, прочитав эту книгу?
Подведение итогов викторины.
3. Переходим к третьему вопросу нашего собрания.
– У каждой группы лежит листок с вопросами, которые помогут систематизировать ту работу, которую вы провели перед собранием в своих группах, через пять минут мы заслушаем представителей каждой группы. Если кому-то нужна будет помощь, они могут обратиться к учителю
(Работа в группах, к каждой группе закреплен учитель или старшеклассник).
Вопросы к группам.
- По какому направлению работали?
- Что узнали?
- Что будем делать в этом направлении?
- Для кого это будет делаться?
- Чья помощь потребуется? (Взрослые).
- Нужно ли ребятам нашего класса предложенное вами дело?
- Когда мы будем это делать?
– Если все готовы, я прошу комиссию по выработке решения занять свое место и приглашаю первую группу для выступления.
(Выступление первой группы).
– Есть ли вопросы к группе? Я прошу членов комиссии записать данные предложения в проект решения.
(Так же проходит выступление следующих групп).
4. Мы выслушали предложения каждой группы, которые записали в проект решения. Сейчас я попрошу членов комиссии зачитать этот проект, чтобы мы могли принять решение о том. как мы будем работать по выбранным направлениям до конца мая 200…года. (Зачитывается проект решения)
– Есть ли дополнения или другие предложения по данному решению?
(Если есть предложения, их надо занести в проект решения).
– Предлагаю проголосовать за предложенное решение.
(Зачитывается решение собрания от 03.03.200.. года).
– Решение принято.......................
– Я попрошу редколлегию оформить это решение в классный уголок.
– На этом наше классное собрание заканчивается. Спасибо всем за работу.