Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цели урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение обучаемыми понятий “массовая культура”, “субкультура”, “контркультура”, “элитарная культура”;
  • отработать навыки ведения работы с текстом таблицы.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, приводить доказательства, вести полемику;
  • учить приводить примеры из собственной жизни

Воспитательные:

  • воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.

План

I. Массовая культура – как одно из проявлений глобализации общества.

  1. Истоки массовой культуры.
  2. Противоречия массовой культуры.
  3. Массовая культура в повседневной жизни.

II. Молодежная субкультура – одно из направлений массовой культуры.

  1. Особенности субкультуры и контркультуры.
  2. Молодежные контркультуры: их сходство и отличия.

III. Элитарная культура.

  1. Характеристика элитарной культуры.
  2. Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
  3. Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?

XX и наступивший XXI век характеризуются развитием и углублением интеграционных процессов. Одним из проявлений интеграции, а также и глобализации, является утверждение массовой культуры в масштабах всего человечества.

Эта тема весьма актуальна в связи с тем, что и мы с вами являемся одновременно, как объектами, так и субъектами М.К.

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем кроется феномен массовой культуры, какое влияние оказывает она на развитие общества и общественных отношений.

I. Сущность и противоречия массовой культуры.

Проблемный вопрос:

Почему продукция массовой культуры является столь популярной у так называемого “среднего человека”?

Учитель: Что вы знаете о массовой культуре?

Ученик: Массовая культура – это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и сформировалось это общество. Появилось понятие “индустрия культуры”, которое указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта – книг, фильмов, популярной музыки. В результате культурные тексты стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп.

1. Истоки массовой культуры.

Сообщение ученика: Термин “массовая культура” был впервые применен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной трактовки “массовой культуры” лежит, как правило, положение о влиянии на нее средств массовой информации и новых, так называемых “технических видов искусства”, в первую очередь экранных (кино, телевидения, видео).

Предпосылками развития массовой культуры являются развитие всеобщего образования, распространение радио, киноискусства, телевидения, рост доходов населения.

Первоначально, всеобщее распространение получила, так называемая, бульварная литература, дешевые развлекательные издания и комиксы. Затем, быстрыми темпами стал развиваться кинематограф, который был доступен практически всем. Ведущие позиции в нем заняли и до сих пор занимают США, которые распространяют свою кинопродукцию на весь мир, навязывая тем самым свои стандарты духовной культуры. С развитием техники звукозаписи сложилась гигантская индустрия производства популярной (эстрадной, танцевальной) музыки. Переход к массовой культуре завершился внедрением в повседневный обиход радио и телевидения.

Дополнение ученика: Массовая культура способствовала созданию целой индустрии досуга: производству аудио и видеопродукции. Большое значение, в связи с этим, приобретает реклама. Кроме информации о продукции массовой культуры, реклама дает возможность популяризировать различные товары, используя образы кумиров кино, телевидения и музыки.

Учитель: Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так и критики.

Прослушаем сообщения и заполним таблицу:

“Плюсы” массовой культуры “Минусы” массовой культуры
   

2. Противоречия массовой культуры.

Сообщение школьника: Массовая культура – явление положительное, потому что для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев. Потребители массовой культуры – это люди низкого и среднего достатка, у которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана. Такой “средний человек” хочет быть удачливым, видеть зло наказанным, иногда готов применить насилие, для ликвидации сложностей, но сдерживается из-за страха быть наказанным или благодаря воспитанию. Такой человек снимает психическое напряжение, ассоциируя себя с героями массовой видеопродукции.

Сообщение следующего ученика: Массовая культура имеет массу недостатков, множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Молодые люди, насмотревшись боевиков, могут совершить преступление по аналогии. Многие вредные привычки распространились посредством произведений массовой культуры. Кроме этого, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира. Большинство произведений массовой культуры имеют невысокую художественную ценность.

Ученик: Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы. Создатели художественных произведений массовой культуры часто обращаются к таким жанрам, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные версии жизни.

Обсуждение таблицы.

Учитель: Массовая культура – это не что-то абстрактное, далекое от нас, она перед нами каждый день, каждую минуту. Мы не только объекты массовой культуры, но и ее субъекты.

3. Массовая культура в повседневной жизни.

Беседа:

Учитель: С какими произведениями массовой культуры вы знакомы? Покажите проявление в них признаков массовой культуры.

Ученики: Фильм “Глухарь”. Главные герои похожи на настоящих милиционеров. Они обаятельны, привлекательны, хотя и имеют вредные привычки. Почти всегда они находят преступников и справедливость торжествует. Хочется на них походить. Кроме этого, в фильме присутствует определенная доля юмора, что помогает расслабиться и отдохнуть.

Приводятся другие примеры.

Учитель: Таким образом, вернемся к проблемному вопросу. Почему произведения массовой культуры столь популярны у “среднего человека”?

Ученик: Произведения массовой культуры способствуют удовлетворению многих духовных и социальных потребностей человека, не требуя больших материальных затрат.

Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из вышесказанного?

Ученик: Влияние массовой культуры на становление личности и в целом жизнь человека, весьма противоречиво. Массовая культура имеет как свои “+”, так и свои “–”. Несмотря на различие в точках зрения на ее значение, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты поведения и деятельности.

II. Молодежная субкультура

Учитель: Одним из направлений массовой культуры является молодежная субкультура. Представители молодого поколения, проявляя нигилизм и бросая вызов культуре “общества потребления”, создали и молодежные контркультуры.

Чем вызвано их появление?

– Какие признаки их объединяют?

Ученик: Субкультура – это часть локальной культуры, ограниченная форма бытия отдельной социальной группы. Культура молодежи по отношению к национальной культуре будет являться субкультурой.

Контркультура – это совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре. Некоторые культурологи считают контркультуру своеобразной разновидностью субкультуры. Контркультура – понятие, имеющее два значения. Во-первых, им определяются социально-культурные установки, противостоящие основным ценностям господствующей культуры. Во-вторых, это понятие отождествляется с молодежным культурным движением 60-х годов XX века. Молодые люди протестовали против стержневых принципов западной культуры, “отторгая культуру отцов”.

Для молодежи очень часто характерен дух отрицания, несогласия с правилами, установленными в обществе. Молодежь стремится выделиться, создать что-то свое, непохожее, а зачастую и противоречащее устоявшимся нормам. Это очень наглядно проявляется в развитии культуры.

В наши дни существует большое количество разнообразных молодежных субкультур.

Давайте проанализируем данные таблицы, находящейся перед вами.

Название Время появления Внешний вид Основы мировоззрения Отношение к другим контркультурам Символы
“Тедди-бойз”
(стиляги)
начало
1950-х
пиджак свободного покроя с бархатным воротником, брюки-дудочки, галстук-шнурок копировали стиль поведения и одежду высшего света конфликтовали с другими молодежными группами мотороллер, группа “Биттлз” и “Роллинг стоунз”
Битники 1960-е выглядели как бродяги романтика в наслаждении природой, свобода от обязательств равнодушное особое направление авангардистской музыки, бит
Хиппи 1960-е пренебрежение к нормальной одежде аполитичность, отказ от семьи и собственности, самопознание и саморазвитие не проявляли агрессии авангардистская музыка, бит, отрицание академической музыки
Рокеры середина
1960-х
кожаная куртка со значками, поношенные джинсы, грубые башмаки грубость обращения, жаргонные словечки, клички, подчеркивание мужества враждебное к тем субкультурам, где мужчины ведут себя не “мужски” мотоциклы, мастерство вождения, тяжелая музыка в стиле рок
Скинхеды конец
1960-х
бритоголовые, в одежде преобладают черные цвета приверженность идеям расизма нетерпимое отношение к представителям иных субкультур характерная только для них музыка с патриотическими текстами
Панки конец
1970-х
странные прически, окраска волос, экзотическая одежда хотят выглядеть мужественно, в ходу жаргон, пренебрежение к нормам морали отвергают пуританизм рокеров и скинхедов ирокез, музыка в стиле “панк-рок”
Яппи 1980-е деловой стиль и модная одежда ориентированы на успех, карьеру, обретение знаний равнодушны к другим культурам  
Рейверы середина
1990-х
свободная одежда “пробуждение сознания” достигается во время динамичного, самозабвенного танца равнодушны к другим культурам культура молодежных дискотек, диск-клубов

Ученик: Представителей молодежных субкультур объединяет их стремление выделиться в обществе чем-то отличающимся от мира взрослых, даже вступив в конфликт с современными устоями. Различия же часто объясняются временем появления субкультуры, социальным происхождением ее представителей, отличиями во взглядах на окружающий мир.

Учитель: Что вы встречали в СМИ о молодежных субкультурах?

Ученик: В областной газете был материал о том, как скинхеды расправились с семьей кавказской национальности.

Учитель: Ваше отношение к молодежным субкультурам?

Ученик: Мне нравятся яппи. Их образ мне импонирует.

Ученик: Мне нравятся рокеры, потому что это настоящие мужчины.

Задание: Посмотрев презентацию “Молодежные субкультуры”, определите, какие молодежные субкультуры здесь представлены.

Приложение 1

Учитель: Таким образом, мы видим, что развитие молодежной субкультуры не является каким-то далеким абстрактным явлением, это то, что непосредственным образом затрагивает современную молодежь, а также и взрослое поколение.

III. Элитарная культура.

1. Учитель: В эпоху массовой культуры сохраняет свое важное значение и элитарная культура.

Ученик: Элитарная культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.

В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита. Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”.

В рамках элитарной культуры есть своя контркультура – авангард. Представители авангардной культуры создают “трудные” произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.

Посмотрим развитие авангардного искусства на примере изобразительного искусства.

Презентация № 2 “Новые направления в развитии изобразительного искусства”.

Приложение 2

Беседа:

– Как вы лично относитесь к произведениям абстракционистов?

– Какие произведения абстракционистов вам понравились и почему? Не понравились и почему?

– Стоит ли изучать произведения абстракционистов в рамках школьной программы?

Обсуждение:

– Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?

– Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?

Учитель: Таким образом, мы рассмотрели развитие в современном обществе массовой и элитарной культуры. Кроме этого по-прежнему важные позиции сохраняет и народная культура – культура, созданная непрофессиональными авторами, включающая в себя сказки, былины, песни, мифы, предания.

Массовая культура – закономерный этап в развитии человеческой культуры. Она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения. Нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее “скудном пайке” - значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии. Нельзя пренебрегать и возможностями элитарной культуры, которая не только духовно обогащает человека, но и проникает в массовую культуру, оказывает влияние на ее развитие и глубину.

Литература:

  1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX век, М., Мнемозина.2000.
  2. Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс, М., Эксмо, 2008.
  3. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX век, М., Русское слово, 2006.
  4. Классные часы, 10–11 классы, Волгоград, Учитель, 2008.
  5. Обществознание, 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова, Волгоград, Учитель, 2008.