Урок математики в 1-м классе по теме "Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой. Сравнение ноля с ранее изученными цифрами"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • создать условия: для знакомства с числом ноль и соответствующей ему цифрой;
  • для развития аналитической деятельности, наблюдательности, запоминания образа цифр, геометрического воображения.

Оборудование:

  • “Математика”. 1 класс,1 часть (авторы И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина);
  • карта “Страна Математика”, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Приложение

Учитель: Ребята, мы сегодня с вами продолжаем путешествие по Стране Математика. Вы согласны?

Дети: Да.

Учитель: Назовите места, где мы с вами побывали.

Дети называют места, сопровождая показом на карте.

Учитель: Предлагаю остановиться у моря Чисел, как вы к этому относитесь?

Дети: Положительно.

Мы согласны.

2. Работа с числами

На доске

1 2 5 7 5

4 6 9 8

2 3

Учитель: Что можете сказать?

Дети: Мы видим числа, которые изучили. (Выслушиваются все возможные ответы.)

Учитель: Какую работу можете предложить?

Дети: Можно сравнить эти числа. Записать равенства и неравенства. Можно записать числа в порядке увеличения, уменьшения. Записать натуральный ряд чисел.

(Работа в парах. Запись натурального ряда чисел в тетради).

Проверка.

(На доске по очереди появляются три разных ряда чисел.)

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд неправильный, т.к. повторяется число 2 два раза, а в натуральном ряду каждое следующее число больше на один.

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 3, 4, 5, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд неправильный, т.к. повторяется число 5 два раза, а в натуральном ряду каждое следующее число больше на один.

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд правильный, т.к. каждое следующее число больше на один.

(Стирается с доски сначала первый ряд, т.к. выяснили, что он неверный, затем стирается второй ряд, на доске остается только третий ряд.)

Учитель: Вспомните, почему первый ряд был неверным.

Дети: 2 повторялось два раза.

Учитель: Если записать рядом 2 и 2, то, как правильно прочесть это число?

Дети: 22.

Учитель: Что обозначает это число.

Дети: Мы учимся в школе № 22.

Учитель: Предлагаю записать в тетрадь это число пять раз.

Учитель: Вспомните, почему второй ряд был неверным.

Дети: повторялось два раза.

Учитель: Если записать рядом 5 и 5, то, как правильно прочесть это число?

Дети: 55.

Учитель: Что обозначает это число.

Дети: У нас сегодня в школе праздник и ей исполняется 55 лет.

Учитель: Предлагаю записать в тетрадь это число пять раз.

(Дети прописывают в тетради и подчеркивают самые красивые цифры.)

3. Физминутка

Изучение нового материала

Учитель: Я предлагаю двигаться дальше. Нам предстоит открыть новое.

– Что можете сказать об изображении на доске.

(На доске изображены 3 круга в них фигуры, четвертый появляется после обсуждения трех.)

 1                     2                   3                  4

Учитель: Какие задания можете предложить?

Дети: Посчитать, сколько фигур в каждом круге. Сравнить круги, чем похожи и чем отличаются.

Учитель: Сколько фигур в первом круге?

Дети: Я считаю три. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся.)

Учитель: Сколько фигур во втором круге?

Дети: Я считаю пять.

Учитель: Сколько фигур в третьем круге?

Дети: Я считаю семь.

Учитель: Что объединяет эти три круга?

Дети: Я считаю геометрические фигуры.

Учитель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Я считаю круг, квадрат, треугольник.

Учитель: Сколько фигур в четвертом круге?

Дети: Я считаю ни одной.

Учитель: А иначе можно сказать?

Дети: Я считаю в четвертом круге ноль фигур.

Учитель: Как вы думаете, какая задача будет стоять сегодня на уроке.

Дети: Я считаю познакомиться с числом, которое ничего не обозначает, научиться писать цифру 0. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся.)

Работа с учебником с. 96 з.196 Работа в паре.

Учитель: Выяснить какое животное здесь лишнее и почему?

Дети: Лишняя белка, т.к. у нее нет крыльев. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся.)

Учитель: А можно ли сказать, что у белки “0” крыльев? Почему?

На доске.

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
С Маршак

(Чтение стихотворения хором, показ печатной и письменной цифры ноль)

Учитель: Что можете сказать о печатной и письменной цифре 0. (Выслушиваются ответы детей.)

Учитель: Я предлагаю попробовать самостоятельно записать цифру в тетради. А когда мы записываем цифры, где мы должны остановиться.

Дети: У залива Цифр. (Запись цифры в воздушной тетради, затем в тетради, подчеркивание самой красивой цифры.)

(У каждого ребенка лист с рисунком.)

Учитель: Что видите?

Дети: Рисунок. Рисунок, на котором спрятались цифры.

Учитель: Что можете предложить?

Дети: Найти цифры и записать их.

Учитель: Хочу внести корректировку, каждую цифру записать только один раз.

Дети выполняют задание самостоятельно.

2 3 5 8 4 1 9 6 7 0

Учитель: Попросите соседа прочитать то, что он нашел, попробуйте записать числа в порядке возрастания. Что получилось?

Проверка с записью на доске

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учитель: Я предлагаю 0 сравнить с другими числами. Как это сделать?

Дети: Можно записать неравенства. (Проговаривают устно какие неравенства можно записать, выражения появляются на доске.)

< ,>, =

0…1
0…2
0…3
0…4
0…5
0…6
0…7
0…8
0…9

Учитель: Предложите работу.

Дети: Необходимо поставить знак сравнения. (Выполнение работы в тетради.)

Учитель: Какой можете сделать вывод?

Дети: Число ноль меньше всех чисел, которые мы изучили.

Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята завтра мы продолжим знакомство с математикой. А что нового вы сегодня открыли для себя?

Дети: Мы познакомились с числом ноль, цифрой 0.

– Узнали что ноль самое маленькое число в числовом ряду.

– Мне понравилось работать в паре.

Учитель: Молодцы, спасибо вам. Вы сегодня были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

– У вас на столе лежит лист, выберите тот колобок, который отражает ваше настроение после урока, поставьте любой знак в облаке.

Приложение