Фрагмент рабочей тетради по теме "Реформы Петра Великого"

Разделы: История и обществознание


Фрагмент рабочей тетради по теме “Реформы Петра Великого”, ставит своей целью создание условий для развития логического мышления учащихся посредством решения заданий, направленных на формирование умения локализовать историческое явление, процесс во времени и пространстве; сопоставление процессов, событий, явлений; анализировать исторические документы, то есть на развитие мыслительного процесса.

В своей содержательной части задания фрагмента рабочей тетради не выходят за рамки рекомендованных Министерством общего и профессионального образования РФ базовых компонентов.

В соответствии с целями обучения фрагмент пособия включает вопросы и задания 4 типов:

I тип заданий – вопросы и задания для поурочного (текущего) контроля имеют разноуровневый характер, в основном соответствующий трем уровням развития познавательной деятельности учащегося.

Вопросы и задания 1-го уровня предполагают лишь воспроизведение учащимися учебной информации, полученной от учителя или учебника.

Вопросы и задания 2-го уровня рассчитаны на применение учащимся знаний и умений в знакомой учебной ситуации.

Вопросы и задания 3-го уровня предусматривают творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации (ситуационное моделирование).

II тип заданий – контроль за усвоением исторических терминов и понятий. Этот тип заданий имеет особое значение, так как зачастую учащиеся либо не знают, либо не понимают содержания основных исторических терминов и в классе складывается ситуация, когда ученик просто не понимают, о чем говорит учитель.

III тип заданий – вопросы и задания, направленные на умение анализировать, сравнивать и обобщать. Этот тип заданий необходим для формирования у учащегося умений делать выводы, находить причинно-следственные связи, общее и частное, сравнивать исторические явления, процессы и тем самым для формирования логического мышления.

IV тип – вопросы и задания для итогового контроля помогают:

– выявить умение учащихся находить взаимосвязь между изученными событиями и явлениями, показать их историческую закономерность, использовать полученные знания для выработки собственных взглядов и оценок;

– проверить умения учеников ориентироваться в исторической хронологии.

Фрагмент рабочей тетради включает в себя 4 раздела:

  1. Реформы Петра в военной сфере.
  2. Реформы Петра в государственном управлении.
  3. Преобразования в области культуры и просвещения.
  4. Итоговое обобщение.

В рамках каждого раздела, кроме последнего, предлагается по 3 задания. Это обусловлено возможностью предоставления обучающемуся некоторого выбора: если учащийся не может выполнить какое-либо задание определенного уровня сложности, он может попробовать выполнить два других.

Реформы Петра I в военной сфере

Вопросы и задания для поурочного контроля.

1 уровень

  1. Какие цели преследовала проведенная Петром I военная реформа?
  2. В чем проявилось углубление военной реформы после решающих побед над шведами?
  3. Какое значение имела военная реформа, проведенная Петром I, для дальнейшего развития Российской империи?

2 уровень

  1. Почему Петр I стал создавать армию на основе рекрутской повинности, а не использовал наемную силу, применявшуюся в Европе?
  2. Как изменилась в результате реформ русская армия?

3 уровень

  1. Из приведенного списка составьте пары. Одно явление может быть в одном случае причиной, а в другом следствием.

Введение рекрутского набора, дворянское ополчение, военные неудачи в 17000 г., создание регулярной армии, военная мощь России возросла.

Причины Следствие
   
  1. Вычеркните события, выпадающие из общей логики. Введение рекрутских наборов, строительство города в устье Невы, разработка военных уставов, подготовка офицеров, перенос мощей Александра Невского, внимание к боевой подготовке войск.

Контроль за усвоением исторических терминов и понятий

  1. Подберите к определению правильное понятие:

Человек, принятый на службу по найму – это

  • рекрут
  • доброволец
  1. На основе рекрутского набора Петром I была создана
  • добровольческая армия
  • регулярная армия
  • Красная армия

На анализ

  1. Проанализировать исторический документ, выпишите отмеченные автором недостатки русской армии.

Письмо Ивана Посошкова Петру I

“У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели: только боронились ручным боем, копиями и бердышами, и то тупыми… А если на конницу посмотреть, то не то что иностранным, но и самим нам на них смотреть зазорно: в начале у них клячи худыя, сабли тупыя, сами в нужде и безденежны и ружьем владеть никак не умелые. Истинно, государь, я видел, что иной дворянин и зарядить пищали не умеет, а не то, что ему стрелять по цели хорошенько. Того и смотрят, чтоб где во время бою за кустом притулиться”.

Цит. по: Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947. С. 124

  1. Проанализировав исторические документы, ответьте на вопросы.

“…Учиня Устаф Воинский Сухова пути ныне с помощью Божию, приступаем к Морскому, которое прежде сего начинаемо было, а именно при блаженной и вечно достойной памяти отца нашего мореплавание на Каспийском море, но того чего ради тому не исполнится и на нас это бремя возложится. Оное оставляет нужное есть государству, то ради сей Морской устаф учинили…”

Цит. по: Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. I, М., Л., 1945, с. 74

  1. О каком “отце мореплавания” идет речь?
  2. С какой целью был учинен “Морской устав”?

Реформы Петра I государственного управления

Вопросы и задания для поурочного контроля

1 уровень

  1. Какие цели преследовал Петр I, проводя реформы государственного управления?
  2. Выявите причины проведения реформ в области управления страной.
  3. Какие органы управления государством приходят на смену Боярской Думе?

2 уровень

  1. Какие принципы были положены в основу формирования коллегий?
  2. Какую роль сыграла Табель о рангах в успехах петровских преобразований?
  3. Каковы предпосылки создания петровской административной системы?

3 уровень

7. Составьте схему органов власти и управления в I четверти ХVIII века.

Контроль за историческими терминами и понятиями

  1. Из нижеперечисленных определений подберите верное к термину: коллегия
  • органы центрального управления в России ХVI–ХVIII вв., занимавшиеся отдельной сферой гос.жизни;
  • центральные учреждения в России, ведающие отдельными отраслями гос.управления.
  1. Синод – это…
  • высший орган управления, превратившийся в ХIХ в. в высший орган суда и надзора;
  • высший гос.орган, ведал делами православной церкви;
  • административно-территориальная единица.

На анализ сравнение и обобщение

  1. Составьте таблицу “Отличия коллегий и приказов”
Вопросы Коллегии Приказ
Кто возглавлял    
Функции    
Круг дел, которыми управлял    
Распространенные действия по территории    
Определялся ли законом состав и порядок работы    
  1. Прочитайте отрывок из указа, написанного Петром I Сенату вскоре после его учреждения, и распределите указания царя по двум колонкам:
    в первой – конкретные дела, которые надо было решить во время отъезда Петра, а во второй – долговременные задачи Сената.

Указ, что по отбытии нашем делать.

  1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; тож и ябедникам…
  2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять.
  3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны.
  4. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры…
  5. Вексели исправить и держать в одном месте.
  6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать.
  7. О соли стараться отдать на откуп…
  8. Торг китайский, сделав компанию добрую, отдать.
  9. Персидский торг умножить.
1 2
   

Преобразования в области культуры и просвещения

Вопросы и задания для поурочного контроля

1 уровень

  1. Почему Петр I уделял огромное влияние просвещению своих подданных?
  2. Почему Петр I начал преобразование в области культуры по европейскому образцу?
  3. Чем были вызваны реформы Петра I в области образования и культуры?

2 уровень

  1. Почему преобразования в быту, осуществляемые Петром I коснулись только дворянства, и практически не затронули ни только крестьян, но даже ни купцов и горожан?
  2. Почему большинство служителей церкви были против преобразований в области просвещения?
  3. Распределите по колонкам следующие явления (некоторые из них можно поместить сразу в несколько колонок)

цифирные школы, Морская академия, “Ведомости”, Кунсткамера, “Лексиконы”, публичная библиотека, ассамблеи, 1 января, открытие полезных ископаемых, история Северной войны, “Бородовые знаки”, горные училища, “Юности честное зерцало”, гарнизонные школы, издание карт, изобретение новых токарных станков, Академия наук.

Образование Книгоиздательство Наука и техника Европейские обычаи
       

3 уровень

  1. Какие новые черты культуры, появившиеся в ХVII в., получили свое дальнейшее развитие в культуре в ХVIII в.?
  2. В чем состояло влияние культуры ХVIII в. на экономическое и политическое развитие России?

Контроль за усвоением исторических терминов и понятий

Дайте определение понятий:

Просвещенный абсолютизм –

Ассамблея –

Цифирная школа –

Кунсткамера –

Парковая архитектура –

На анализ

  1. Чем отличались петровские ассамблеи от традиционных русских пиров?
Петровские ассамблеи Русские пиры
   

Какие изменения они внесли в жизнь российского высшего общества?

  1. Какие стили преобладали в архитектуре ХVIII в.? Сравните в этом отношении Москву и Петербург.
Московская архитектура Петербургская архитектура
   

Вопросы и задания для итогового контроля

  1. Дайте определения понятиям:
    – “Потешное войско” –
    – Рекрутская повинность –
    – Сенат –
    – Коллегия –
    – Губерния –
    – “Табель о рангах” –
    – Фискал –
    – Подушная подать –
    – Ассамблея –
    – Абсолютная монархия –
  2. Какое значение имела военная реформа, проведенная Петром I, для последующего развития Российской империи? __________________
  3. Как изменилась в результате реформ Петра I российская армия? _______________________
  4. Как изменилась система управления государством в результате проведенных преобразований? Что осталось от старого государственного аппарата? ____________________
  5. К каким результатам привели реформы Петра I в области образования и культуры? _____________________________
  6. Объясните, почему реформы Петра I рассматриваются как решающие, поворотные в ходе развития Российской империи? Ответ аргументируйте. _________________________________
  7. Объясните, почему Петра I иногда называют “революционером на троне”? согласны ли вы с этой оценкой? _______________________
  8. Соотнесите последствия реформ для различных слоев населения:
  9. – дворянство _____________________________________________________________________
    – боярство _______________________________________________________________________
    – служилые люди _________________________________________________________________
    – крестьянство ___________________________________________________________________
  10. Какая точка зрения (из нижеприведенных) на реформы Петра I и его неординарную личность вам ближе? Ответ обоснуйте.

1) “Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени… Часто размышляю я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горям и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божество постигнуть не могут!.. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю”.
Цит. по: Ломоносов М.В. Полн.собр. соч. Т. 8., м., Л., 1959. С. 611

2) “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для гражданских добродетелей. К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта… и захотел сделать Россию Голландией.

… Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить – как хорошее, так и дурное делает он навеки. Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине!…”
Цит. по: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России… М., 1991., С. 32-34

3) Обозревая царствование императора Петра Великого… Невольно чувствуешь трепет, падаешь духом и не знаешь с чего начать, что сказать и что умолчать. Сколько созданий! Сколько разрушений, преобразований!.. Все делают разное, мечутся беспрестанно из угла в угол, но никто не мешает друг другу… какой же всемогущий чародей управляет всею совокупностью этих многочисленных, разных действий? Нет, не чародей, а гений Петр”.
Цит. по: Погодин М.Н. Петр Великий. Историко-критические отрывки. М., 1846, Т. I. С. 335–345

4) “Петр не был вовсе славолюбцем – завоевателем… Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации”.
Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1993. Кн. IХ. Т. 18. С. 532–534

10. Вставьте пропущенные слова:

1) война пробует войска – это породило первую заботу правительства … реформа чтобы обеспечить армии постоянный прилив сил … повинность.

2) обеспечение постоянного и правильного поступления в казну налогов и податей требует новых органов управления … реформа.

3) военное дело, управление, экономическое благосостояние страны требовали знания, опытных людей