Классный час с элементами ролевой игры "Курить или жить?"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познавательная – расширение знаний о вреде курения.
  • Развивающая – развитие умения выступать перед аудиторией своих сверстников, отстаивать свою точку зрения.
  • Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению.

Информация к размышлению: Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. (Оноре де Бальзак)

Подготовительный этап: классному часу может предшествовать конкурс рисунков, плакатов о вреде курения.

Оборудование: плакаты с антиникотиновым содержанием

Ход классного часа

Учитель: Французский писатель Оноре де Бальзак сказал: “Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации”. Так ли это? Сегодня на классном часе мы попробуем в этом разобраться и ответить на главный вопрос, в котором и скрывается тема нашего мероприятия “Курить или жить?”

  • Проблема курения стоит перед человечеством уже многие сотни лет и если вслушаться в статистические данные, то последствия курения очень ужасающие. Вот послушайте: – из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
  • из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
  • из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
  • каждый 7-й длительно курящий человек страдает тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;
  • если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
  • выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 1000 раз превышает санитарные нормы;
  • 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.

Учитель: А теперь, давайте послушаем историческую справку о том, как европейцы приобщились к курению

Из истории приобщения европейцев к курению:

Ученица: Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.

Жители Кубы, где Колумб высадился 27 октября 1492 г., называли траву для курения “сига-ро”. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.

В Англии, в эпоху Елизаветы I, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

В России во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра 1, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.

Учитель: Итак, давайте разберёмся в причинах распространения курения среди подростков и обсудим отрывок из книги М. Твена “Приключения Тома Сойера”, в котором автор очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:

“После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

– Да это совсем легко! Знай, я это раньше, я уж давно научился бы.

– И я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий”.

Учитель: Объясните, пожалуйста, что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак (обсуждение)

Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.

Подумайте над вопросом: “Почему подростки начинают курить?”

Возможные ответы учащихся:

– из любопытства;
– за компанию;
– стремление показать себя “крутым” и взрослым;
– слабая воля;
– нечем занять досуг;
– непонимание опасности курения;
– “покурю и смогу бросить”;
– не занимаюсь спортом;
– влияние рекламы, кино, телевидения;
– наличие карманных денег и т.д.

Учитель: А теперь об этом и о другом в сценке из школьной жизни

Сценка

Ученица:

Что случилось в нашем классе?
Почему огонь и дым?

1 мальчик (выглядывая из-за ширмы):

Это мы сигару курим,
Повзрослеть скорей хотим.

Ученица:

Вы не знаете, что такое курение?
Это же заблуждение: вы не повзрослеете,
А отравитесь и заболеете! От курения не взрослеют,
А болеют и стареют. Не пройдёт и пары лет,
Станешь ты, как старый дед.

2 мальчик: У меня головокружение, прекратить пора курение.

1 мальчик: Пожелтели наши лица…Мы же не самоубийцы!

Ученица: Как противен этот дым!

1 и 2 мальчики (хором, бросая сигареты): Курить больше не хотим!

Курильщик (выходит под музыку имитируя курение)::

Вы – сплошная малышня, не пример вы для меня,
Испугались наставления. Продолжаю я курение.
Я – не хлюпик, не сопляк, буду я курить табак! (Пускает дым и падает в обморок.)

Ученица:

Эх, не слушал ты меня, не протянешь ты и дня,
Смерть его уж стережёт, только врач его спасёт.
Доктор, доктор! (Звучит сигнал скорой помощи)

1 мальчик: Дайте, доктор, нам ответ, будет, жить он или нет?

Доктор: Может, ноги не протянет, только инвалидом станет…

Гл. Курильщик (в изумлении поднимается):: Объясните, что со мной? Неужели я больной?

Доктор: Что за глупые вопросы? Это всё от папиросы!

2 мальчик: Так что же такое курение?

Доктор:

Это дым из носа и рта.… А в лёгких – сажа, грязнота.
Зачем вы себя засоряете, и жизнь свою сокращаете?

Ученица:

Курильщикам разум надо иметь,
Неплохо бы им поскорей поумнеть!

Выходят 4 учащихся изображая органы.

Сердце:

Работаю как вол, стучу не прекращая,
Чтобы хозяин ел, гулял, кино смотрел.
Работал и ходил, короче, чтобы жил.
А он вместо заботы – пробежек по субботам,
Прогулок и зарядки дымит лишь без оглядки.

Лёгкие:

Вам скажем по секрету, рак лёгких мимо пробегал.
Себе он жертву новую искал, но в этот раз
Нас, к счастью, не заметил!
Его коварных лап сумели избежать,
А год пройдёт иль пять, совсем хозяин ослабеет
От сигарет, от табака, а вместе с ним – и мы.
Эх, знал бы он, как страшно умирать в руках болезни этой жуткой,
Курить бы сразу бросил.

Желудок:

Ой, как больно, нету сил,
А ведь мозг его просил,
Чтоб голодный не курил.
Помню это как сейчас,
Закурил хозяин раз,
Так котлета заявила:
“Мне тут неприятно!”
А компот так разозлился,
В едкий уксус превратился
И давай наружу рваться.
Как же тут не испугаться!
Словом, он меня не любит!
Никотином тихо губит!

Мозг:

Я – Мозг! Я бедный, несчастный, обкуренный мозг.
Ведь он понимает, что никотином травится,
Но ничего не может поделать
И только, бедняга, мается.
Учиться стал еле-еле, и со здоровьем плохо.
Не может бросить, духом слаб.
Ведь он уже 5 лет как раб.
Как же можно было так себя травить,
Как же можно себя так не любить!

Курильщик: Да, ерунда всё это. Миллионы людей курят во всём мире. Я слышал по телеку, что женщины курят, что бы не полнеть. А жёлтые зубы, запах изо рта, сморщенная кожа – не беда, кому не нравится пусть не смотрит. А ещё сигарета зимой помогает согреться.

Учитель: Ребята, а давайте покажем, чем же опасна сигарета нашему курильщику.

Игра “Пачка сигарет” (из бумаги делаются макеты сигарет и упаковываются в пачку. Внутри каждой сигареты пишутся последствия курения (болезни). Учащиеся вытягивают сигарету и читают вслух содержимое).

Учитель: Возникает вопрос: может ли человечество жить без сигареты? Ответ однозначный – может. До открытия Америки табак не был известен в Европе, и позабыть его – вот лучшее, что можно придумать для человека.

Учитель: Действительно, в тканях лёгких и бронхах при курении накапливается грязь и гной. Если вскрыть грудную клетку курильщика, то нежно-розовые лёгкие будут иметь цвет сажи и разрушатся при первом же прикосновении, как сгоревшая бумага. Давайте проведём опыт и наглядно в этом убедимся.

Опыт “Курящая кукла”

Оборудование: пластиковая бутылка среднего размера, резиновая трубочка, кусок ваты, сигарета с фильтром, спички.

Поместите кусочек ваты в пластиковую бутылку. Закрутите крышку. Проделайте в ней отверстие и установите в него герметично резиновую трубку. В резиновую трубку вставьте тлеющую сигарету. Сожмите бутылку и продуйте воздух (“выкурите: сигарету”). Не спешите с окончанием опыта, так как эффект может быть не столь наглядным. “Выкурив” таким образом, одну сигарету, обратите внимание детей, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Извлеките вату из трубочки, разверните и покажите ее изменившийся цвет. Акцентируйте внимание детей, что осевшие на вате (“легких” куклы) вещества – те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.

Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату (это способствует усилению воздействия на учащихся).

Легкие:

Курить иль не курить
У вас готов ответ?
Что ж, вы решайте сами.
Пусть на минуту тихо станет в зале
Подумайте, чего хотите вы?
Прислушайтесь, что сердце скажет
И разум ваш, какой вам даст совет?
Силен ты или слаб?
Свободен или раб?

Доктор (курильщику):

Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
“Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!”

Курильщик: Ладно, ладно убедили. С сегодняшнего дня бросаю курить. Но знаете, когда тебе предлагают покурить за компанию, бывает очень трудно сказать “нет”.

Учитель: Вот по этому давайте сейчас проведём парный тренинг “ Да и нет”

Парный тренинг “Да и нет”

Один участник тренинга предлагает закурить, другой отказывается, причём нужно это делать, не произнося слова “нет”

– Давай покурим!

– Мне нельзя!

– Почему?

– Родители увидят!

– А мы за угол отойдём!

– Сказал, не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!

– Давай подымим?

– Спасибо, мне и так хорошо!

– Да мы одну на двоих

– Я недавно болел и по этому не буду!

Учитель: Так почему мы отказываемся от курения и выбираем жизнь?

Курильщик: Да потому, что:

Мои аргументы против курения

  1. Курение разрушает организм.
  2. Курение приводит к неизлечимым болезням.
  3. Курение снижает физическую активность.
  4. Курение портит цвет кожи.
  5. Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.

Учитель:

Недаром гласят народные мудрости:
Кто курит табак – тот сам себе враг
Табак уму не товарищ
Курильщик – сам себе могильщик.

И повторю слова нашего милого доктора:

“Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!”
Так что мы выбираем курить или жить?

Мы выбираем жизнь!