Серия уроков русского языка для 8-го класса на основе произведений И.А. Бунина "Односоставные предложения. Основные группы"

Разделы: Русский язык


Урок 1

Тема урока: Односоставные предложения. Основные группы.

Цель урока: формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Задачи урока:

1. Повторить состав простого предложения, подвести к пониманию термина «односоставное предложение».
2. Научить отличать двусоставные предложения от односоставных предложений.
3. Формировать культуру речи учащихся.
4. Совершенствовать умения анализировать текст.
5. Приобщать к творчеству И.А.Бунина.

Оборудование урока: портрет И.А.Бунина, эпиграф урока, схема основных групп односоставных предложений (Приложение 1); слайды по этапам урока (Приложение 2); учебник «Русский язык 8-й класс», «Просвещение» 2006 год.

Методические приёмы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения; самостоятельная работа.

Структура урока:

1. Организационный момент урока.
2. Повторение ранее изученного.
3. Знакомство с темой урока.
4. Упражнения на закрепление изученного.
5. Упражнения творческого и развивающего уровня.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений» (Слайд № 1)

Ребята, вы знаете, что новый материал мы изучаем на примере произведений одного поэта или писателя. Односоставные предложения мы будем изучать на произведениях И.Бунина.

Поэзия и проза Бунина — это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы. Редкостно выразителен бунинский язык. Бунин – знаток души каждого слова. (Слайд №1)

Подумайте и скажите, какие задачи мы будем преследовать в течение нашего урока? (Ответы детей, после чего на слайде № 2 появляются задачи урока.)

2. Повторение изученного

Работу мы начнём с синтаксической разминки. Внимательно прочитайте стихотворение И.Бунина. (Слайд № 3)

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала.
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Каждое произведение Бунина — это раздумье писателя, раздумье о жизни, о мире, обо всем, чем живет человек, и, конечно, о России. Бунин — необыкновенный мастер пейзажа. Внимательно прочитайте ещё раз текст стихотворения.

  • Найдите эпитеты. (Ответы детей)
  • В чём особенность употребляемых поэтом глаголов? (Ответы детей)
  • Выполните синтаксический разбор последнего предложения из стихотворения «Первый снег» И.А.Бунина

3. Изучение новой темы

Подлежащее и сказуемое мы называем основой предложения, его главными членами. Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее? Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое? Если один из главных членов предложения отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения? (Краткое обсуждение.) Решить спор нам поможет стихотворение Ивана Алексеевича Бунина. (На слайде № 4 появляется текст стихотворения «Апрель» и учитель читает его вслух.)

АПРЕЛЬ

Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши,
Шум мельницы, далекий лай собак,
Таинственный зигзаг летучей мыши.
А в старом палисаднике темно,
Свежо и сладко пахнет можжевельник,
И сонно, сонно светится сквозь ельник
Серпа зеленоватое пятно.

Обратите внимание, каким языком описывает Бунин И.А. картину апреля. Какие языковые средства использует поэт? Какое общее впечатление создаётся от «картины» Бунина И.А.

Рассмотрим первое предложение. Найдём главные члены предложения. (Сложное предложение, состоящее из 6-ти простых предложений, где в грамматической основе присутствует только подлежащее.) Понятен ли смыл первого предложения? (Ответы детей.)

Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), называются односоставными.

Физминутка (момент релаксации под музыку)

Закрепление по учебнику (п.20, стр.93). (Слайд № 5)

Прочитайте правило на странице 93.

Что нового вы узнали из правила? (Односоставные предложения могут быть как распространёнными так и нераспространёнными.) Определите распространённость предложений в стихотворении «Апрель».

4. Упражнения для закрепления

I. Работа с текстом. Прочитайте внимательно отрывок из произведения И.Бунина «Сосны» (Текст на индивидуальных карточках и на слайде № 6. Для сильных учащихся на карточках пропущены буквы, для слабых – текст записан полностью.)

1) Воздух по-прежнему был резок и морозен, и миллионы м..льчайших игл и крестиков тускло поблескивали на солнце, кружась в воздухе. Бор и воздух слегка затуман..вались, — только на г..ризонте к югу ясно и зелено было ледя..ое небо. Снег пел и визжал под санями, когда я бежал на лыжах в село. Там я долго мерз на паперти... Отв..рили дверь в церковь, откуда вместе с зап..хом воска тоже пахнуло холодом. («Сосны».)

- В чём особенность описания природы у Бунина в рассказе «Сосны». Какие языковые средства использует писатель?

2) Остановимся поподробнее на предложениях с главным членом предложения сказуемым. Вспомним сначала, какие формы имеет глагол, какими средствами выражаются его формы и какое значение они имеют. (Ответы детей.)

Наклонения глагола:

- изъявительное …
- условное …
- повелительное …

Выпишите односоставное предложение и подчеркните главные члены предложения, обозначив наклонение глагола. (При проверке учащиеся объясняют написание пропущенных букв.)

3) Запишите под диктовку миниатюру «Петухи». Подчеркните односоставные предложения, укажите их вид. Найдите все орфографические и пунктуационные трудности.

ПЕТУХИ

На охотничьем ночлеге, с папиросой на пороге избы, после ужина. Тихо, темно, на деревне поют петухи. Выглянула из окошечка сидевшая под ним, в темной избе, хозяйка, послушала, помолчала. Потом негромко, подавляя приятный зевок:

— Что ж это вы, барин, не спите? И уж не рано, петухи опевают ночь...

Как вы понимаете последнее предложение? В чём особенность слова «опевают»?Приведите слова с приставкой о-, которая вносила бы то же значение.

4) А. Твардовский к сборнику стихотворений И. Бунина в серии «Поэтическая Россия» написал такие слова (Слайд № 7):

«Целый рассказ (пусть небольшой по объему) Бунин мог написать ради одного слова. Так, рассказ «Петухи» написан ради слова «опевают» (петухи опевают ночь). Зато какого слова! Попробуйте перевести его на иностранный язык. Как бы хорошо вы ни знали этот язык, в переводе все равно получится «воспевают», «поют», «славят», но не «опевают». Ведь опевают — это как бы обводят песенной каймой. Попробуйте сказать это в одном слове! Тут та последняя точность, последняя близость с языком, которая бывает только у больших художников слова».

5) Упражнения творческого характера. «Нарисуйте» свою картину по типу бунинской.

* * *
Бледнеет ночь... Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.

Еще усадьба спит... В саду еще темно,
Недвижим тополь матово-зеленый,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоенный...

Уж близок день, прошел короткий сон -
И, в доме тишины не нарушая,
Неслышно выхожу из двери на балкон
И тихо светлого восхода ожидаю... (1888)

5. Итог урока

Вернёмся к началу урока. Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой? Смогли ли мы реализовать поставленные задачи? Что узнали нового на уроке? Ещё раз объясните смысл высказывания М.Горького (на примерах изученных произведений).

6. Домашнее задание

1. Стр. 93, правило, упр. 203;

2. Во время изучения темы «Односоставные предложения» (5 уроков) учащимся даётся задание составить творческий альбом стихов поэта. (Выбрать несколько стихотворений И. А. Бунина, собрать их в сборник и поместить вступительную статью.)

Уроки 2-6 представлены в Приложении 3.