Цели игры:
1) Развитие познавательного интереса к изучению физики.
2) Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
3) Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.
4) Развитие творческих способностей учащихся.
Продолжительность игры – 30-45 минут.
До игры ученики 7-го класса выполняют творческое задание: готовят кроссворды для старшеклассников, а те в, свою очередь, подготавливают картинки с физическим содержанием, загадки, приборы, оформляют класс, сочиняют песню.
Действующие лица:
- Ученики (Аня, Витя, Саша).
- Президент Страны Невыученных Уроков.
- Министр Физики.
- Молекулы (8 человек).
- Технические помощники (2 человека).
Ход игры
Ученики идут из школы домой, и говорят о своих проблемах.
А: Ну вот, опять «два» по физике поставили!
В: А за что?
А: Ну, подумаешь, скорость пешехода получила не ту!
В: А какую?
А: Да 100 км/ч.
С: Ну и что?
А: Вот и я говорю – подумаешь! Какая разница?
В: А что, мы можем за час 100 км пройти?
А: Не знаю. Ну, если в задаче получилось, значит можем.
С: А у меня тоже «два» по физике!
А: За что?
С: Да ни за что! Сказал, что в твёрдом теле молекулы бегают, как хотят.
В: И что, учитель не поверил?
С: Нет! Как будто я их видел!
А: Эх! И зачем нормальному человеку эта физика нужна?! И кто её только придумал?
В: Ну её! Пойдём лучше в футбол поиграем!
Оглядываются и видят, что идут куда-то не туда, вокруг незнакомые места. Впереди висит плакат:
«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СТРАНУ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ, ДОРОГИЕ ДВОЕЧНИКИ И ЛЕНТЯИ!
Попасть сюда легко, а вернуться домой можно ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ВЫПОЛНИТЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ. ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!»
Примечание: позвоните по телефону 911 и вам расскажут, как можно помочь самим себе.
А: Вот это да! Как же мы сюда попали?
В: И как вернуться домой?
С: Я, вообще-то, уже проголодался…
А: Придётся позвонить по 911.
Звонит по телефону. Ей отвечает Президент Страны Невыученных Уроков.
Президент: Кто говорит?
А: Это мы, Аня, Витя и Саша!
Президент: Итак, у нас в гостях Аня, Витя и Саша, ученики школы №2 г. Бронницы. Проходите, располагайтесь, получайте задание – и вперёд!
В: То есть – назад, домой?
Президент: А это как получится!
С: А, может, нам кто-нибудь поможет? Вдруг мы сами не справимся?
Президент: Хорошо, попробуйте взять помощь зала.
А: А кто у нас в зале?
Президент: А в зале – ученики 7-го класса. Они только начали изучать физику, но уже немало знают и умеют и очень стараются.
В: Ребята, поможете?
Семиклассники: Да! Поможем!
А: Мы готовы!
Министр: Итак, первое задание.
Помощники выносят оборудование.
Вы видите:
- мензурку,
- стакан (без шкалы),
- линейку,
- весы,
- сантиметровую ленту,
- термометр,
- небольшое тело неправильной формы (например, игрушку).
Нужно определить объём этого тела.
С: Ведь делали мы это на уроке! Вот только я ничего не помню!
В:Ну да, мы же тогда с тобой в морской бой играли!
А: Помогите! (Обращается к ученикам.)
Семиклассники объясняют, как сделать работу, и выполняют её.
Президент: Что же, с первым заданием вы справились. Вот вам второе задание.
Помощники выносят оборудование и показывают опыт.
Министр: Перед вами движется тележка, на ней сидит кукла. Если остановить тележку, то кукла упадёт вперёд. Почему так происходит? И где в жизни мы можем с этим встретиться?
В: Это …ну, как там?.. В учебнике ведь написано!.. Нет, не помню!
С: Или не знаешь?
А: И мне тоже ничего не приходит в голову! Ребята, помогите!
Семиклассники рассказывают об инертных свойствах тела и приводят несколько примеров (автобус при торможении и др.)
А:А, я поняла! Если бежишь и вдруг останавливаешься, то тело из-за своей инертности должно упасть вперёд, так как не сможет сразу остановиться!
В: Точно! Я так на кроссе после финиша упал прямо носом!
С: Вот! Даже на кроссе физика нас догоняет!
Министр: Я смотрю, вы сами стали думать! Это хорошо. Вот вам третье задание.
Помощники на доске записывают данные задачи.
От дома до школы 1 км. Ваня проехал это расстояние за 1,5 минуты, а Петя прошёл пешком за 12 минут. С какой скоростью ехал Ваня, и с какой скоростью шёл Петя?
С: Это просто! Делим 1 км на 1,5 минуты и получаем ~ 0,7 км/ч!
А: Нет, нужно умножить 1 км на 1,5 минуты, и будет 1,5 м/с!
В: Да…Похоже, сами мы не справимся… Помогите нам!
Семиклассники (1 или 2) выходят к доске и решают задачу для Вани.
В: Я понял, понял! Можно для Пети я посчитаю сам?
Президент: Конечно!
На доске:
Ваня: v = 1000 м ÷ 90 с = 11,1 м/с
Петя: v = 1000 м ÷ 720 с = 1,4 м/с)
С: А где же км/ч?
Семиклассники помогают перевести:
11,1 м/с = 40 км/ч
1,4 м/с = 5 км/ч
А: Вот теперь-то я поняла, что человек со скоростью 100 км/ч ходить не может!
Министр: Очень хорошо! Идём дальше. Слушайте четвёртое задание.
Выходит группа из восьми человек.
Перед вами молекулы твёрдого тела.
А: А что, молекулы такие большие?
Молекулы: Ну, нас же никто не видел!
Министр: Расположите молекулы так, как они должны находиться в твёрдом теле.
С: И как же вас построить? Нужна помощь!
Семиклассники выстраивают молекулы в определенном порядке.
Министр: А теперь покажите, как молекулы будут двигаться?
А: А как?
Семиклассники показывают, как молекулы будут совершать колебания около положения равновесия.
Молекулы: Наконец-то мы двигаемся так, как надо!
Счастливые молекулы уходят с песней «Вместе весело шагать в твёрдом теле…»
Президент: Ну что же, испытания приближаются к концу. Осталось ещё одно, пятое задание. Итак, вертолёт взлетает вертикально вверх. Какова траектория точки на краю лопасти винта для пилота в кабине и для механика на земле?
В: А что такое траектория?
Семиклассники объясняют.
А: По-моему, всё ясно: траекторией в обоих случаях будет окружность. Ведь так?
Семиклассники объясняют, что для пилота – окружность, а для механика – винтовая линия. На доске рисуют траектории.
С: Оказывается, траектория зависит от того, относительно какого тела мы её рассматриваем!
В: Да, я никогда столько о физике не думал!
А: А это даже интересно! И чего мы раньше физику не учили?
Министр: Как приятно слышать эти слова! Кажется, вы начинаете исправляться! Думаю, вас можно отпустить домой.
А, В и С: Да, да! Домой!! Учить уроки!!!
Президент: Но прежде, чем попрощаться, мы хотим дать одно задание вашим помощникам. Вот вам три конверта с разрезанными картинками. Сложите картинку и расскажите, что на ней изображено.
Помощники раздают картинки. Семиклассники вместе с Аней, Витей и Сашей складывают их и описывают.
Семиклассники: Чтобы физика стала ещё интересней, мы дарим вам кроссворды, которые составили сами. Подумайте на досуге!
В: Ого! Тут в футбол не поиграешь!
С: Ничего! Будем и то, и другое делать!
А: Во всяком случае, попробуем!
Президент: Просто замечательно! А теперь – загадки для всех.
Помощники загадывают загадки о природных и физических явлениях, семиклассники их отгадывают.
Летит – молчит, лежит – молчит.
Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Грохочет без рук, горит без огня. (Гром и молния)
Трём ладошкой о ладошку. Стало им тепло немножко. Почему?
Снеговики стоят у дорожки,
Один «нагишом», другой – в рогожке.
А ну-ка, кто угадает,
Какой снеговик самым первым растает? Почему?О свойстве тел сохранять покой,
Пока не помешает им кто-то другой,
Читали студентам лекцию,
Темой которой была… (Инерция)
Президент: Я вижу, что знания находятся в надёжных руках. Вы можете отправляться домой. Но не забывайте учить физику! Если будут трудности, у вас много помощников в седьмом классе. Желаю удачи!
А, В и С: Спасибо!
Министр: И чтобы поставить точку в этом путешествии, послушайте песню про физику, пусть она будет вам добрым напутствием на пути из Страны Невыученных Уроков в Страну Знаний.
Выходят старшеклассники и поют песню.
Ничего на свете лучше нету,
Чем учить научные предметы!
Те, кто физику отлично знают,
Никогда в беде не пропадают. (2 раза).Наши люди – Архимед, Эйнштейн.
Наш девиз: «Мы физику ferstein!»
Наша «крыша» – физики законы.
Наше счастье – ньютоны и омы. (2 раза)Физику, конечно, не забудем,
Без неё бы трудно было людям.
Программистам, байкерам, рабочим –
Физика нужна всем очень-очень! (2 раза)
Старшеклассники:До свидания! Любите ФИЗИКУ!