Урок математики в 9-м классе по теме "Нахождение нескольких процентов числа"

Разделы: Математика


Цель урока: Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов.

Задачи урока:

1) Способствовать: грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов; отработке практических навыков в вычислении процентов.
2) Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни  «Жить или курить?»
3) Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении умений вычислять проценты числа.
4) Развить у учащихся потребность в творческой деятельности.

Оборудование урока:

1) таблицы – схемы;
2) таблицы – алгоритмы;
3) дидактический материал для фронтальной работы с классом;
4) карточки – опоры для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

Упражнение способствует созданию положительного эмоционального настроя.

- Добрый день, дети! Я предлагаю начать урок с пожелания хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь соседу по парте. Я также рада видеть вас и желаю вам творческой работы на уроке.

2. Определение темы урока

На этом этапе деятельность учителя направлена на организацию принятия учебного материала.

Математическая грамматика

Задание на развитие внимания и мышления.

- Прочитайте слово: Просо-со+центнер-нер. (Процент).

Вводная беседа

Вопросы на воспроизведение учебного материала, задаваемые учителем, способствуют развитию мотивации учения в целом.

- С каким новым понятием вы познакомились на прошлых уроках?

- Что вы научились делать на прошлом уроке?

- Посмотрите, пожалуйста, в Календарь изучения темы (Приложение №1) и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Нахождение нескольких процентов числа.)

Процесс обучения должен быть прозрачным для учащихся. Детям важно знать, сколько уроков уйдет на изучение темы, каковы этапы изучения, в какой день – контрольная работа, в течение, какого времени можно ликвидировать пробелы в знаниях.

- Ребята, это математическая тема. К этой теме я предлагаю добавить еще одну. А определите вы ее сами.

Постановка проблемы. Работа в парах

Задания направлены на создание мотивации самостоятельного поиска интересной дополнительной информации, на постановку вопроса. Задания смоделированных ситуаций способствуют развитию анализа, синтеза.

- Сейчас каждый получит карточку с заданием. После выполнения и обсуждения в парах сформулируем тему для обсуждения.

Карточка ученику, сидящему справа. Закончи предложение, используя слово из скобок так, чтобы поставленный вопрос содержал проблему.

Жить или…? (учиться, умереть, курить, радоваться)

Карточка ученику, сидящему слева. Вставь предлог так, чтобы сформулированный вопрос содержал проблему.

Жить ... курить? (и, а, но, или)

После совместного обсуждения дети формулируют проблему – Жить или курить?

- Молодцы, дети! Правильно сформулировали вопрос. Итак, у нас сегодня необычный урок, так как проведем мы его, обсуждая проблему для человечества - наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка-курение. Обсуждение будет проведено на основе темы «Проценты».

3. Постановка цели урока

- Какая цель соответствует теме нашего урока?

Заслушиваются ответы учеников, формулируется общая цель: Научиться находить проценты любого числа и исследовать влияние курения на организм человека.

4. Планирование деятельности на уроке

Развитие мотивации способов учения.

- Перечислите те действия, которые приведут к цели научиться находить проценты числа.

В результате совместного обсуждения, перечисляются следующие действия:

  • знать правила;
  • уметь пользоваться правилами;
  • тренироваться в вычислении нескольких процентов числа.

- Какой учебный материал поможет в овладении умениями находить проценты числа?

Обобщая ответы учащихся, составляется следующий перечень:

  • задачи;
  • тренировочные упражнения.

Перечень действий и перечень учебного материала учитель готовит заранее и после выводов учащихся располагает их на доске в определенном месте.

- Какую проблему будем обсуждать на уроке?

- Как вы думаете, почему я ставлю эту проблему перед вами? (Главное - помочь детям осознать, сформулировать и зафиксировать возникшую проблему.)

Поиск решения проблемы

Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу о том, что курение - опасный враг для здоровья и жизни человека. Почему?

Подбери пару

Задание на развитие мышления.

- Среди перечисленных слов: гореть, курить, греть, подобрать слово, обозначающее: дым, смрад, чад.

- Молодцы! Дети, вы, правильно выполнили задание. Добавлю, что слово курить - слово древне - славянского происхождения. Произошло оно от слова курь, означающее дым, смрад, чад.

- Сформулируйте алгоритм решения на поставленную проблему.

Заслушиваются предложения детей. Затем делается обобщение.

- Чтобы решить проблему «Жить или курить?», надо попытаться отыскать то, что в курении есть польза и что вред. (На доске отводится специальное место, куда дети будут записывать свои выводы о пользе и вреде после выполнения заданий.)

- В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. В вашем классе курят большинство мальчиков и многие девочки. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»

На этот вопрос мы попытаемся ответить, решая задачи на нахождение процентов числа.

5. Проверка домашнего задания

(Содержание домашнего задания представлено в Приложении №2)

Процесс проверки домашнего задания организован таким образом, что все дети участвуют в нем. Учитель помогает детям «удерживать» учебную цель и понять логику развития предметного содержания.

- Какие действия отрабатывали при выполнении домашнего задания?

- Определите тип учебного материала домашнего задания.

- Помогли ли эти задания вам в овладении умениями находить проценты числа?

- Правильность выполнения домашнего задания проверим следующим образом. Вы ответите на мои вопросы.

- Сконцентрируйте свое внимание на ответах.

- Сгруппируйте целые числа в порядке возрастания. Назовите ответ. (32, 351, 882)

- Найдите наибольшую десятичную дробь. (47,7)

- Как получилась эта дробь? (47,70=47,7)

- Определите вид применяемого преобразования. (Сокращение десятичных дробей.)

- В каких еще примерах использовалось сокращение дробей? (1,800=1,8; 351,0=351; 32,00=32)

- Назовите число, в котором количество разрядов целой части совпадает с количеством разрядов в десятичных долях. (40,32)

Задания на воспроизведение учебного материала дают учителю возможность выявить уровень овладения темой «Десятичная дробь» и, при необходимости, скорректировать полученные умения, навыки. Внимание учащихся акцентируется на этой теме, так как она тесно связана с темой «Проценты».

6. Устный счет

Нахождение нескольких процентов числа тесно связано с делением чисел на 100, поэтому в устный счет включены задания на закрепление умений выполнять деление на 100. Внимание учащихся акцентируется на местоположение запятой в частном.

- Каждое из указанных чисел разделить на 100: 200; 4,5; 0,03; 7; 25; 6841.

7. Физкультминутка

Упражнение для глаз. Развитие слуховых анализаторов. Профилактика зрительного утомления.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево - вверх, направо - вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

8. Актуализация опорных знаний

Проверяется степень овладения понятием «Проценты» для планирования дальнейшей работы по коррекции знаний, умений по этой теме.

Теоретическая разминка. Ответы детей короткие. Если ученик ответил правильно, все дети один раз хлопают в ладоши. Если неправильно - один раз топают ногами. Очень хорошо слышно, кто не знает ответа на вопрос. Опрос происходит в быстром темпе, весело, активизирует весь класс, так как эта форма работы заставляет детей мыслить быстро, внимательно слушать вопросы.

Закончи предложение.

- Процентом называется ... (сотая часть числа).

- Как называются дроби, знаменатель которых есть числа 10, 100, 1000? (десятичными)

- Как называется часть числа, стоящая справа от запятой? (знаменателем)

- Какое число можно разделить на 100? (любое)

- Веришь ли ты, что:

1%=1? (Нет);

46%=0,46? (Да);

12,5%=0,125? (Да);

907%=0,907? (Нет);

3=300%? (Да);

0,02=20%? (Нет);

1,08=1080%? (Нет);

2,7=270%? (Да);

2% от 1000=20 (Да);

30% от 5=150? (Нет).

После формулировки ответов проводится разбор и исправление ошибок, если таковые были. В процессе обсуждения по мере необходимости используются схемы-алгоритмы. (Приложение №3)

Самостоятельная работа. Задание выполняется по вариантам. Детям с низкими учебными возможностями даются дополнительно карточки - опоры.

В-1

1. Выбери правильный ответ: 0,4 = (4%; 0,4%; 40%; 20%).
2. Выбери правильный ответ: 10% от числа 58 = (0,58; 0,058; 5,8; 58).
3. Выбери правильный ответ, выразив в виде десятичной дроби 225% (0,225; 2,25; 22,5; 225).

В-2

1. Выбери правильный ответ: 0,73 = (7,3%; 73%; 730%; 0,73%).
2. Выбери правильный ответ: 50% от 100 = (50; 0.2; 2; 0,5).
3. Выбери правильный ответ, выразив в виде десятичной дроби 150% (0,15; 1,5; 15; 150).

Обобщение

- Ребята, что вы сейчас делали? (Выполняли тренировочные упражнения.)

- Чем пользовались при выполнении этих заданий? (Правилами.)

- Определите тип этих правил. (Замена чисел процентами, замена процентов дробями, нахождение нескольких процентов от числа, сокращение десятичных дробей, умножение и деление чисел на 100.)

- Оцените свои действия согласно установленного нами перечня действий. (Заслушиваются ответы детей с оценкой собственной деятельности.)

9. Физкультминутка

Детям предоставляется возможность подвигаться, изменить эмоциональный настрой, восстановить силы, снять стресс.

Упражнение №1

- Я показываю несколько пальцев. В классе должно встать столько учеников, сколько я покажу пальцев. Каждому из учеников нужно быстро сориентироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше, и он сам стоит, то непременно сесть.

Упражнение №2. (Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.)

- Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

10. Закрепление умений

- Ребята, готовы ли вы к решению задач на вычисление процентов числа? (Да.)

- Что вы должны будете оценить при решении задач? (Сделать вывод  о пользе или вреде курения.)

Решение задач

Основное обучающее воздействие на данном этапе принадлежит дидактическому материалу, вопросам - проблемам, которые, вовлекая учеников в обсуждение, в решение конкретного вопроса на примерах решения задач, ведут учебный процесс, направляя активность в нужное русло. Дети решают несколько задач на вычисление процентов числа. В задачах отражены различные жизненные ситуации. В учебную деятельность вносится элемент заинтересованности в здоровом образе жизни. Создаются условия для проявления самостоятельной, мыслительной активности при решении вопроса и принятии верного решения. Дети получают моральное и умственное удовлетворение.

Задача №1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм: никотин, синильная кислота, табачный деготь, окись углерода, полоний. Никотина в одной сигарете - 2%. Определите % содержание остальных ядовитых веществ в одной сигарете, если синильная кислота составляет одну вторую часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет три пятых от количества табачного дегтя, полоний составляет две третьих от количества окиси углерода.

У доски ученик делает краткую запись условия, выполняет вычисления. Ребята обсуждают коллективно и делают вывод о % содержании ядовитых веществ: синильная кислота – 1%; табачного дегтя  - 15%; окись углерода – 9%; полоний – 6%.

- Определите общее содержание этих веществ в одной сигарете. (33%)

- Итак, третья часть состава сигареты – яд. Яд всегда разрушающе действует на человека. Курильщики страдают от различных заболеваний. Например? (Ученики приводят примеры заболеваний легких, сердца, печени, болезни ног.)

Обобщающее слово учителя

- Никотин - вещество, крайне вредно действующее на сердечно-сосудистую систему. Установлено, что 75% молодых женщин, перенесших инфаркт миокарда, курили. Вероятность инфаркта миокарда у курящих в 12 раз выше, чем у некурящих. Никотин активно разрушает витамины, без которых человеческий организм не может нормально работать. Одна сигарета уносит 25мг витамина С. Столько витамина С содержится в одном апельсине. От дегтярных смол страдают легкие. Курильщики чаще болеют бронхитом и туберкулезом легких, 95% всех случаев рака легких приходится на курильщиков. Курильщики чаще страдают язвой желудка. Среди больных этой болезнью курящие составляют 98%. Не все знают о том, что жертвой табака становятся почки и мочевой пузырь. Почки - орган выделения, и почти вся «грязная работа» по удалению из организма ядов приходится на их долю. По данным исследователей, курильщик подвергается действию радиации, так как полоний - радиоактивный элемент. 20 выкуренных за день сигарет по влиянию радиации равносильны 300 флюорографиям, сделанным в течение года.

- Итак, какой вывод можно сделать по данным задачи №1? (В список о вреде курения вносится первый аргумент - увеличение риска заболеваний внутренних органов).

- Невольно возникает вопрос: «Почему же все-таки люди курят?»

Из ответов учеников делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».

- Когда же чаще начинают курить? (Ученики предъявляют свою информацию.)

- Статистика показывает, что чаще всего начинают курить в подростковом возрасте. И 82% курящих несовершеннолетних начинали свою карьеру курильщика, просто за компанию, чтобы казаться взрослыми. И совсем не знают о том, что многие взрослые мечтают избавиться от этой пагубной привычки, проклиная тот день, когда они, как говорится, за компанию выкурили первую сигарету, чтобы казаться солиднее.

- Ребята, следующие задачи будете решать самостоятельно по вариантам: В-1-задача №2, В-2-задача №3, В-3-задача №4, В-4-задача №5. У доски будут решать задачи соответственно 4 ученика. После решения не забудьте сделать вывод о пользе или вреде курения. Затем совместно обсудим полученные результаты.

Задача №2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, а девочек – 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.

Задача №3. Проверили состояние здоровья учеников со стажем курения 3-5 лет. Обследовали группу учеников школы из 20 человек. Обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию. Определите, сколько учеников этой группы имеют по два  заболевания и сколько по одному?

Задача №4. Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей. Если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.

Задача №5. Средний вес новорожденного ребенка – 3кг300г. Если у ребенка курит отец, то его вес уменьшается на 3%. Если курит мать, то вес уменьшается на 9%. Определите вес новорожденного, если: а) курит папа; б) курит мама.

По окончании решения задач ответы сравниваются, сверяются с тем, что решено у доски.

Дети делают выводы о влиянии курения: почти половина учеников школы не задумывается о своем состоянии; среди курящих нет ни одного здорового; сокращается продолжительность жизни; ухудшается здоровье новорожденных детей.

- Ребята, как вы думаете, полученные выводы говорят о пользе или вреде курения?

- Уточните, пожалуйста, данные о вреде курения. (Дети дополняют данные о вреде курения: ухудшается внешность; начинают портиться зубы; появляется неприятный запах изо рта; ухудшается зрение, слух; развиваются болезни внутренних органов; появляется раздражительность, неуравновешенность, утомляемость; ухудшается успеваемость.)

После обсуждения  список о вреде курения дополняется новыми аргументами: рождение ослабленного потомства; нарушение взаимоотношений между людьми; преждевременная смерть.

- Ну и как вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?

- Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведет доводы полезности? (К положительным последствиям курения ученики могут отнести, например, то, что оно помогает выглядеть «как надо», и другие «мифы о пользе курения»).

- Так вот, во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример.

Задача №6. Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице?

Задачу решают самостоятельно. Затем осуществляют взаимопроверку.

- Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 метров от дымящей сигареты. Токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных автомобильных газов. При выкуривании 20 сигарет человек фактически дышит воздухом, загрязнение которого в 580-1100 раз превышает гигиенические нормы. Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание легких - рак. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.

Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах.

Всемирная Организация Здравоохранения выдвинула тезис: «Право не курящих на чистый воздух выше права курящих на курение.»

Не пора ли и нам задуматься над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас. Обратите еще раз внимание на те выводы, которые мы с вами сделали сегодня на уроке.

11. Инструктаж домашнего задания

- Домашнее задание будет следующим: стр. 85, задача №439. (Задание дается из учебника.) Прочитайте, пожалуйста, задачу.

Рабочий получает зарплату 2500 р. Помимо этого выплачивается премия в размере 40 % оклада за выполнение плана. Сколько может заработать рабочий, если план будет выполнен?

- Дополните задачу еще одним вопросом: « Сколько денег истратит этот рабочий за год на сигареты, если за месяц он «прокуривает» 11% своего заработка?»

С детьми разбирается ход решения задачи.

12. Рефлексия

- Опиши те ситуации, в которых ты использовал знание процентов.
- Что нового ты узнал, чему научился?
- Есть ли ошибки, которых ты бы мог избежать? Что для этого нужно сделать?
- Доволен ли ты результатом своей работы на уроке?
- Сравни свое мнение с тем, что было раньше. Что изменилось?

13. Выставление оценок с комментированием

14. Итог урока

-На этом у нас все задания закончились, мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на процентные соотношения. Осталось сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А все-таки - жить или курить?»

- Всем спасибо за урок!