Взаимо обратные числа

Разделы: Математика


Тема: «Взаимно обратные числа» (Приложение 1. Слайд 1)

Цели урока: (Приложение 1. Слайд 2)

  • ввести понятие взаимно обратных чисел;
  • сформировать умение находить взаимно обратные числа при решении упражнений;
  • повторить правило умножения дробей, сокращение дробей, развивать логическое мышление учащихся.

Оборудование: компьютер.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний (Приложение 1. Слайд 3)

Учитель: Повторим ранее изученный материал.

1. Как умножить дробь на натуральное число?
2. Как выполнить умножение двух дробей?
3. Как выполнить умножение смешанных чисел?

II. Устная работа  (Приложение 1. Слайд 4)

№ 1.  Представить в виде неправильной дроби:

           .

№ 2.  Выполните умножение: (Приложение 1. Слайд 5)

а)   • ;       б)    • .

III. Изучение нового материала (Приложение 1. Слайд 6)

Учитель: Зная правила, умножение двух дробей, умножение дроби на натуральное число,  умножение смешанных чисел, вы самостоятельно узнаете, какие числа называются взаимно обратными, научитесь их находить.

Самостоятельная работа

(Приложение 1. Слайд 7)

1.  Найдите произведение:

1)   •;    2)    • ;    3)    • ;   4)   0,2 • 5;    5)   2,5 • 0,4.

Учитель: Если не ошиблись в вычислениях, то получили ответ: значение каждого из этих произведений равно 1.
(Приложение 1. Слайд 8)

2. Запомните: два числа, произведение которых равно единице, называются взаимно обратными числами.

 =  = ,    при , .

(Приложение 1. Слайд 9)

3. Укажите пары чисел, в которых числа взаимно обратны:

1)     2)      3)      4)   и ;   5)       6)   и    7)    .

Учитель: При правильных вычислениях ты нашел пять пар, в которых числа взаимно обратные.

(Правильный ответ:  1, 2, 5, 6, 7.)

Учитель: А какие пары не являются взаимно обратными числами? Проверим.

4. Найди число, обратное данному: (Приложение 1. Слайд 10)

1)  ;   2)  ;  3)  ;   4)    5)    6)  9.

Учитель: Подумайте, как найти число: 1) обратное обыкновенной дроби; 

2) обратное натуральному числу.

– Сделаем вывод: (Приложение 1. Слайд 11)

1) чтобы найти число, обратное обыкновенной дроби, нужно числитель и знаменатель дроби поменять местами;
2) число, обратное натуральному, – это дробь, числитель которой 1, а знаменатель – само натуральное число.

IV. Закрепление изученного (Приложение 1. Слайд12)

  • Решить №577(а, г, д); №578(а, е)
  • Верно ли, что:
    • каждому числу найдется обратное;
    • существуют числа, у которых нет обратного;
    • существуют числа, которые являются обратными сами себе;
    • ни одно число не является обратным самому себе?

V. Итог урока

1. Какие числа называют взаимно обратными? (Приложение 1. Слайд 13)

2. Как записать число обратное дроби ? (Приложение 1. Слайд 14)

3. Как записать число, обратное натуральному числу? (Приложение 1. Слайд 15)

4. Как записать число, обратное смешанному числу? (Приложение 1. Слайд 16)

5. Привести свои примеры.

VI. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 17)

п. 16, №591 (а), №592 (а, в), №595 (а).