Урок русского языка. 7-й класс. Повторение по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык

Класс: 7


(Приложение 1. Слайд 1)

Цель урока:

  • закрепить знания учащихся, полученные ранее:
  • грамматические признаки причастия;
  • отличие причастия от прилагательного;
  • причастный оборот, его место по отношению к определяемому слову, правила его выделения запятыми;
  • правописание   суффиксов причастий краткой и полной формы,
  • развивать речь учащихся, активизировать самостоятельную работу детей.

Оборудование: тетради, учебники, схемы, таблицы, карточки.

ХОД УРОКА

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков.

I. Постановка целей и задач урока

II. Работа с эпиграфом к уроку (чтение эпиграфа – загадки) (Приложение 1. Слайд 2)

– Ребята, я думаю, вы поняли о какой части речи говорит в своем четверостишии П.Чесноков? (О причастии)
– И в течение урока мы будем раскрывать все свойства причастия, которые вы уже знаете, используя для этого различные задания.

III. Работа по основной теме урока.

– Для начала обратимся к словам А.С.Пушкина (Приложение 1.Слайд 3):«Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и прочее – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

– Докажите справедливость высказывания А.С.Пушкина. (Рассуждения учащихся)

– Какие основные признаки причастия вы можете назвать? (1) самостоятельная часть речи; 2) обозначает признак предмета по действию; 3) совершенного и несовершенного вида; 4) бывают настоящего и прошедшего вида; 5) изменяются по родам, числам и падежам; 6) бывают действительными и страдательными и др.)

– На столах у вас картинки с надписями, давайте попробуем образовать от них причастия (по цепочке каждый ученик у доски). (Картинки могут быть разнопланового характера). Выделите суффиксы.

Который изучает – изучающий, который рассказывает – рассказывающий,
который смеется – смеющийся, который думает – думающий,
который читает – читающий, который танцует – танцующий,
который ускакал – ускакавший, который убежал – убежавший,
который ушел – ушедший, который замолчал – замолчавший,
который устал – уставший.

– Какие причастия не были упомянуты в этом задании? (Страдательные)
– Чем они отличаются от действительных? (Испытывают на себе действия)
– Приведите примеры I(Колеблемый, слышимый, убитый, нарисованный)
– Итак, мы рассмотрели один из признаков причастия.
– Обратим внимание на доску.

– Объясните, что это за схема.
– Что вы знаете о причастном обороте?
– Приведите примеры предложений с причастными оборотами. (Листья, пожелтевшие на этой неделе, опали.)
– Для того чтобы вспомнить, что же такое причастный оборот, как он выделяется на письме, мы обратимся к игре «Корректор».
– Нам на уроках был доставлен необычный документ. (Приложение 1. Слайд 4) Прочитаем его.

Начальнику отдела «Грамотность»
бригадира грузчиков
                                                                                                             Недосмотрова И.И.

объяснительная.

      При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

                                            21.11.06г.

Подпись:                                         Недосмотров И.И 

– Ребята, нам необходимо исправить эти предложения. Они перед вами на доске, исправьте их и запишите в исправленном виде. (Приложение 1. Слайд 5)

  • Дети, растущие в саду, будут подвергнуты наказанию.
  • Цветы, играющие во время урока, красивы.
  • Ухажер, купленный в зоомагазине, не пришел на встречу.
  • Попугай, назначивший свидание даме, оказался говорящим.

(Чтение верных ответов)

– Запишем одно из предложений на доске, выделяя графически причастный оборот, объясняя знаки препинания.

Например: Цветы, растущие в саду, красивы.

– Итак, что же такое причастный оборот? (Это причастие с зависимым словом)
– Ребята, мы с вами уже отмечали, что причастия сходны с прилагательными, причастия могут терять глагольные признаки и переходить в прилагательные, такие прилагательные будут иметь переносное значение.

– Следующая работа такого характера.
– Перед вами  пары словосочетаний с причастиями и прилагательными. Необходимо выписать словосочетание с причастием, обозначая суффикс и объясняя почему выбрано именно это словосочетание. (Коллективно)

(Приложение 1. Слайд 6)   

Открытый урок, открытое окно; замкнутый юноша, замкнутая дверь; жареный картофель, жаренное мамой мясо; плачущий ребенок, плачущая ива; висячие часы, висящая картина; соленые огурцы, соленные в бочке помидоры.

– Итак, мы с вами видим, что причастие сходно с прилагательным, но чтобы их отличать надо знать и значение слова.

– Совсем недавно мы с вами изучали орфограмму: «Правописание н и нн в суффиксах причастий». Тема, конечно, трудная и необычная. Вспомним с вами, что мы знаем о правописании этой орфограммы. (Ответы учащихся)

– Запишем словосочетания с отглагольными  прилагательными, а затем заменим их причастиями.

Работа по вариантам:

– добавить приставку (1 вариант)
– распространить зависимыми словами (2 вариант)

Печеные яблоки, вязаный шарф, вареный картофель, квашеная капуста, соленые огурцы, крашеные волосы, плетеный коврик, стриженый мальчик, глаженая рубашка, кованые кони, груженые повозки. (Приложение 1.Слайд 7)

Ответы:

1 вариант (Приложение 1. Слайд 8): запеченные яблоки, связанный шарф, отваренный картофель, заквашенная капуста, посоленные огурцы, выкрашенные волосы, сплетенный коврик, постриженный мальчик, отглаженная рубашка, подкованные кони, погруженные повозки.
2 вариант (Приложение 1. Слайд 9):печенные в духовке яблоки, вязанный бабушкой шарф, варенный в кастрюле картофель, квашенная осенью капуста, соленые в банке огурцы, крашенные парикмахером волосы, плетенный вручную коврик, стриженный  вчера мальчик, глаженная мамой рубашка, кованные в конюшне кони, груженные краном повозки.

– Что изменилось в некоторых словосочетаниях, когда были образованы причастия? (Ударение)

IV. Подведение итогов урока

– Да, ребята, тема «Причастие» сложная и необычная. Необходимо много знать и уметь, и, конечно же, многое зависит от вас – учеников. В течение урока мы закрепляли знания о причастии, я думаю, этот урок не пройдет для вас бесследно. Человек, знающий возможности родного языка, – это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. (Выставление оценок)

V. Домашнее задание

– Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нем используются полные и краткие причастия и прилагательные. (Стихотворение раздаётся каждому ученику)

Заморожен__ы продукты,
Законсервирован__ы фрукты
И закуплен__ы конфеты.
И расставлен__ы столы.
Будет бал у детворы.
Для нашей Татьяны
Почищен__ы бананы,
Для маленькой Аси
Порезан__ы ананасы.
А юн__ая Лара любит
Сушен__ые кальмары…
Прошел торжествен__ый обед.
Обрадован__ы все. Привет!
Порезан__ы вязан__ые салфетки.
Испуган__ая кошка затаилась у соседки.
Клеен__ые обои разорван__ы.
Парчовые шторы сорван__ы.
Полирован__ый столик поцарапан__.
Рассерженно смотрит папа.
Искусствен__ые цветы подстрижен__ы.
Мама плачет обиженно.
Гости разошлись восторжен__ые.
Хозяева остались встревожен__ые.