Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Осенний день". Работа изостудии "Вдохновение"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Тема: «Осенний день»

Цель: развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  • формирование эмоционально-целостного отношения к явлениям действительности и искусства;
  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
  • развитие способностей воспринимать произведения искусства как проявления духовной деятельности человека;
  • формирование целостного представления о национальной художественной культуре.

Оборудование: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», портрет А. Чехова,  «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка»,   «Осенние листья», Поздняя осень», «Осенний пейзаж с церковью», В. А. Серов «Портрет И. И. Левитана», диск с записью музыки П. Чайковского «Времена года», компьютер, мультимедийный проектор.

Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

Б. Пастернак

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Беседа по теме урока

В книге Дмитрия Борисовича Кабалевского есть такие слова «…русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни…».
Художник Исаак Ильич Левитан и композитор Петр Ильич Чайковский – теснейшим образом сблизили музыку с живописью.
А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Антону Павловичу Чехову, то три искусства – музыка, литература и живопись, воплощение в творчестве трех гениев, предстанет перед нами как сердечная песнь о неповторимо скромной красоте русской природы. В чем мы сегодня убедимся.
Самые мягкие и трогательные стихи, книги, картины и музыка написаны русскими поэтами, писателями, художниками и композиторами об осени.

Презентация

Слайды 1-2

Исаак Ильич Левитан также как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые краски лета, смывала дождями зелень.
Рощи становились сквозными. Темные краски    лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.
Изменялся не только цвет земли, но и сам воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

Слайд 3-4

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. В своих произведениях он воспевал красоту и величие русской природы. Удивительный дар был у Левитана, все, что рождалось под его кистью, начинало петь.

Слайд 5

Поет свою светлую, хотя и печальную песнь его «золотая осень». Когда смотришь на его картину, то можно услышать нежно звучащие тихие переливы монастырских колоколен.

Смотрим картину И. Левитана «Золотая осень». Звучат колокола.

– Как вы думаете, какой период осени изобразил художник на картине?
– Как отразил Левитан  в своем произведении состояние природы?

Слайд 6

У А.П.Чехова в повести «Степь» есть такие строки: «Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка».    Полотно «Золотая осень» это не иллюстрация к произведению Чехова. Скорее наоборот, это комментарий к  полотну Левитана. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников - друзей. Их творчество близко и по своему художественному языку – простому и ясному, правдивому и поэтическому.
Много близкого в их восприятии природы, в тех глубоких душевных движениях, которые пробуждал в них родной пейзаж и которые находили выражение в сложных поэтических образах, где в звуках радости слышались ноты печали, а печаль светлела перед разлитой вокруг красотой и гармонией природы.
Бодрое, радостное чувство пробуждает картина Левитана «Золотая осень». Празднично звучат «багрец и золото» берез на синем небе. Чист и прозрачен воздух. Холодеет в речке вода. Ярким красным костром вспыхнул прибрежный куст. А там, вдали, зеленеют всходы озимых, говоря о вечном возрождении природы.

Слайд 7

Русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу, любовался ее пейзажами, подолгу гулял по лугам, лесным тропкам, собирая лесную ягоду, грибы. Композитор сочинил много музыкальных произведений, рассказывающих о красоте природы и одно из них фортепианный цикл «Времена года», включающий в себя двенадцать пьес, каждая из которых рассказывает о каком-то месяце. 12 пьес – 12 месяцев. Одна из пьес называется «Осенняя песня» или «Октябрь».
– Ребята, а сейчас послушайте произведение и подумайте, по его звучанию, настроению, о чем оно рассказывает? Какие вызывает чувства?

Слушаем пьесу «Октябрь» из цикла «Времена года».

– Это произведение вызывает чувство грусти.
– Вы услышали только грусть и задумчивость в музыке?
– Звучала и радостная, быстрая музыка. Словно выглянуло солнышко.

Вы правильно услышали и почувствовали музыкальное произведение. Ведь у осени есть и дождливые дни и солнечные. Поэтому музыка спокойная, печальная и в тоже время светлая, нежная, как само это время – месяц октябрь.

Слайд 8

– Ребята, какие строки из стихов созвучны осенней мелодии П. И. Чайковского?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

III. Практическая работа

Задание. Выполните красками рисунки, изображающие различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, яркое солнце.

Во время практической работы делаю целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов рисования; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненных рисунков.

Физкультминутка

Я вышел в сад
Осенний сад
На ветках яблоки висят
Качает ветер ветки
Я в руки яблоки беру
Красивые как лето
Закаты на одном боку, а на другом – рассветы

IV. Итог занятия

Осень на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные, наполненные разными чувствами рисунки получились у вас. Я довольна вашим творчеством.
А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили, и состояние вашей души, вашего чувства и настроения?
Закончить наше занятие я хотела бы стихотворением Федоровской

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
– Не жалейте лета!
Посмотрите – роща в золото одета!

Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию картины, описать ее, проанализировать цветовое решение и композиционное.

Список используемых источников:

1. М.А. Абрамова.  «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М., 2004.
2. Н.А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991.
3. Дружинин С.Н. «Левитан», 1963.
4. Лободина Н.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2006.
5. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991
6. Петров В.А. «Исаак Ильич Левитан», 1993.
7. Р.М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи», М., 1992.
8. Т.Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000.