Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися, формирование у них навыков самоконтроля

Разделы: Начальная школа


Обязательным требованием к организации процесса обучения детей является сохранение их здоровья. Для этого необходимо снять по возможности все стрессообразующие факторы. Значит, учитель должен создать в классе спокойную, доброжелательную атмосферу; верить в силы ребёнка; не допускать перегрузок. Другими словам

Нет детей хороших и плохих, есть дети, нуждающиеся в большем внимании со стороны общества и школы. Работа со способными детьми в начальных классах сегодня ничуть не менее «больная» проблема, чем работа с неуспевающими. Как же учителю построить такой урок, чтобы всем детям – и синьным, и слабым – было интересно и комфортно?

Образовательный стандарт должен задаваться в виде некоторого пространства или области. Верхнюю границу этого пространства задают требования, следующие из «образовательного идеала». Нижняя граница – это «обязательный минимум содержания образования». Школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. При этом максимум определяется зоной ближайшего развития детей, а минимум – уровнем обязательных результатов обучения. Это единственное разумное решение  проблемы стандартов: если мы зададим только верхний уровень, значительная часть учащихся не сможет его достичь. Если же, как обычно это делается, зададим только нижний уровень, это неминуемо повлечёт за собой резкое снижение образовательной планки. Только при опоре на такой принцип мини-макса школа станет действительно адаптивной, «школой для всех». Ученик, по той или иной причине не успевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмёт всё, что ему дают, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями. И каждый ученик получит чёткую перспективу для своего личностного и познавательного развития.

К счастью, в начальной школе начали появляться учебники, позволяющие учителю реализовать принцип мини-макса. Материал учебника предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки – сильных, средних и слабых. Поэтому выполнение всех заданий из учебника не является обязательным для каждого ребёнка. Обучение ведётся в зоне ближайшего развития ребёнка. Ученик с самых первых уроков помещается в ситуацию, требующую от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Вместе с тем, высокий уровень подачи материала должен сочетаться с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлечённости, позволяющей по-настоящему раскрыться и поверить в силы каждому ученику.

Многие учителя используют приём «опережающей многолинейности». После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, они знакомят учащихся с таким материалом, который не входит в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора, формируют интерес к предмету, подготавливают дальнейшее, более глубокое изучение материала. Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых идей, поэтому они не утомляют детей. Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность не спеша отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают пищу для ума. А всё это вместе делает уроки привлекательными для всех детей – и сильных, и слабых.

Виды работ на уроке в начальной школе должны быть разнообразными. Важное место отводится самостоятельной работе с последующей самопроверкой. Учитель открывает на доске образец выполнения задания, а ученик сравнивает своё решение с образцом. Таким образом, у ребёнка формируется способность к самоконтролю. Цель этапа самоконтроля – продемонстрировать самому ученику, что материал зафиксирован в его сознании. Таким образом, ученик попадает в ситуацию успеха.

Развивающему обучению близки такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Примером может служить проектный метод. Интересно, что об этом писала ещё Крупская, критикуя тогдашнюю школу: «В современной школе всё направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сближать их. Отметки, соревнования – всё это ведёт к развитию зависти, тщеславия. Всё направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается что-либо спрашивать у соседа; никакой общей работы, которая бы требовала объединённых, совместных усилий».

Функции учителя при этом меняются: теперь он должен не передать им готовое знание, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения проблемы. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными.

В начальных классах хороший результат даёт групповая работа в парах, в четвёрках, в группах. Учащиеся договариваются о том, как создать коллективный продукт, найти решение общей проблемы. В результате происходит взаимообмен знаниями, опытом. Дети постепенно учатся принимать мнения других, отличные от их собственных, и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоречивых позициях.