Интегрированный урок окружающего мира и математики на темы "Разнообразие растений", "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомить учащихся с основной классификацией растений.
  • Рассмотреть особенности каждой группы растений на примере растений Адыгеи.
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края, любви к малой Родине.
  • Закреплять умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.
  • Пробуждать интерес к предмету через игру.

Оборудование: интерактивная доска, рисунки растений, произрастающих на территории Адыгеи, плакат "Разнообразие растений", аудиозапись мелодии Фауста Попетти "Эммануэль", сборник детских песен, магнитная доска, карточка с новым термином "споры", прикрепленная на доске.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение.

Прогноз погоды.

Под музыку Фауста Попетти " Эммануэль" (Приложение 1, слайд 1.), ученица сообщает прогноз погоды.

Здравствуйте, дорогие ребята! Позвольте познакомить вас с прогнозом погоды на 24 октября. Температура воздуха днем составит 10-12 градусов тепла, ночью столбик термометра опустится до отметки +4 градуса, ветер восточный, слабый, осадков не ожидается.

Осень преподносит нам свои сюрпризы, поэтому я вам советую теплее одеваться, чтобы не заболеть и не пропускать занятия.

Далее вы совершите увлекательное путешествие в мир природы. Оставайтесь с нами. До новых встреч.

3. Постановка темы и цели урока.

Тема нашего путешествия " Разнообразие растений", " Решение задач". (Приложение 1, слайд 2).

Мы познакомимся с разнообразием растительного мира на примерах растений, произрастающих на территории Адыгеи, закрепим вычислительные навыки, умение решать задачи. (Приложение 1, слайд 3).

Сегодня мы отправимся в гости к царице всех растений Ее Величеству Флоре. В царство Флоры добраться нелегко, поэтому мы воспользуемся ковром-самолетом. Итак, в путь!

Перед нами раскинулись бескрайние поля с многообразием трав, цветов; величественные леса с многовековыми деревьями, кустарниками, грибами, ягодами; великолепные озера, реки, моря с их растительным и животным миром. Велико царство Флоры. А вот и ее замок! (Приложение 1, слайды 4-8).

На воротах стоят стражи. Чтобы нас пропустили через первые ворота, надо ответить на вопросы.

- Какая наука изучает живую природу? (Биология).

- На какие царства делят биологи природу? (Царство бактерий, грибов, растений, животных).

- Как называется наука, изучающая животный мир? (Зоология).

- Как называется наука, изучающая растительный мир? (Ботаника).

Молодцы! Стражники вторых ворот задают следующий вопрос:

Растет на полянке
Березка, рябинка,
А рядом в сторонке
Трепещет осинка.

Рябинка повыше осинки немножко,
И хоть не намного, но ниже березки.
Какое же дерево выше всех, дети?
Какое всех ниже? Кто быстро ответит?

(Береза всех выше, осинка всех ниже).

Молодцы! Третьи стражи задают свой вопрос.

Обхват ствола векового дуба 10 метров, а баобаба 50 метров. На сколько метров меньше обхват дуба, чем баобаба? Во сколько раз обхват дуба меньше?

Молодцы! Вот мы и вошли в тронный зал, где нас встречает царица Флора. (Приложение 1, слайд Она расскажет вам о своем царстве.

Царство растений ученные делят на следующие группы: (Приложение 1, слайд 9)

  1. Водоросли.
  2. Мхи.
  3. Папоротники.
  4. Хвойные растения.
  5. Цветковые растения.

4. Новая тема.

Раскрыть основные отличия каждой группы.

Водоросли. Жители воды, размножаются спорами. (Приложение 1, слайд 10)

Мхи. Имеют стебли, листья, размножаются спорами. Растут во влажных местах. (Приложение 1, слайд 11)

Папоротники. Имеют корень, стебель, листья, размножаются спорами. (Приложение 1, слайд 12)

Хвойные растения. Вместо листьев - хвоинки, на месте плодов - шишки, в которых созревают семена. (Приложение 1, слайд 13)

Цветковые растения. Имеют корень, стебель, листья, а так же цветки, плоды, семена. (Приложение 1, слайд 14)

Работа с книгой стр.72.

Разнообразие видов.

- Посмотрите друг на друга - вы похожи? (нет)

- Похожи ли вы на своих родителей, сестер, братьев? (Да)

Так и в природе. В каждой группе растений много видов. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.

Рассмотрим это на примере дуба. (Приложение 1, слайды 15-16).

Черешчатый дуб. Ствол рано разветвляется на многочисленные толстые ветки. Листья овальные с коротким черешком. Желуди растут на длинном черешке. Высота до 40 метров.

Скальный дуб. На стволе до самой кроны нет ответвлений. У желудей черешков нет. Высота до 35 метров.

Каменный дуб. Листья остаются на дереве в течение всего года, овальной формы с колючими зубцами. Высота до 25 метров.

Пробковый дуб. Листья похожи на листья каменного дуба. Толстая сероватая кора покрыта грубыми трещинами. Высота до 30 метров.

Австрийский дуб. Ветви покрыты волосками, сильно потрескавшаяся черноватая кора, желуди с чашечкой, покрытой чешуйками, длинные листья с грубыми зубчиками. Высота до 35 метров.

Пушистый дуб. Все дерево покрыто коротким тонким пушком. Высота до 25 метров.

Черешчатые и скальные дубы могут достигать возраста по 300-400 лет, некоторые деревья и 800 лет.

Музыкальная физминутка.

Закрепление.

Выполнение заданий царицы Флоры.

Работа в тетрадях. Решение задач.

1 задание. ( Приложение 1,слайд17)

Какое из этих деревьев не относится к хвойным?

А) Лиственница - 69

Б) Кипарис - 100

В) Липа - 91

Г) Пихта - 57

Решите задачу. Ответ задачи станет ответом на поставленный вопрос.

Птицы свили 34 гнезда на хвойных растениях, а на лиственных деревьях на 23 гнезда больше. Сколько гнезд свили птицы в лесу? (Решение задачи у доски).

Информация №1.

Сообщение, подготовленное учащимся.

Липа плохо переносит загрязненность городских улиц. На вольном воздухе, в лесах, деревья доживают до 500 лет, а в городских условиях- до 150 лет.

2 задание. (Приложение 1,слайд18)

Какое растение называют "сырной травой", "сыром"?

А) Цикламен пурпуровый - 56

Б) Примула (первоцвет) -37

В) Крапива - 61

Г) Мальва - 65

Для определения правильного ответа необходимо записать выражения и вычислить их значения. Затем найти сумму трех значений выражений. Полученный результат станет ответом на вопрос.

93 - 8  5 = (53)

45: (40 - 31) = (5)

(16 + 33): 7 = (7)

__________________(53+5+7=65)

Информация №2

Сообщение, подготовленное учащимся.

Мальву называют "сырной травой", "сыром", и даже из-за особой формы плода " козьим сыром". Нежные молодые листья превосходны в салатах. Вареные листья едят в качестве овощей или готовят с ними суп. Цветки служат украшением блюд. Мальва очень богата белками, витаминами и минеральными веществами.

Решение задач (устно).

В горах Кавказа насчитывают 10 видов подснежников, а колокольчиков в 13 раз больше. Сколько видов колокольчиков на этой территории?

- К какой группе относятся эти растения?

Небольшой лиственный лес за год отфильтровывает 70 тонн пыли, а такой же хвойный лес- 35 тонн. На сколько тонн больше отфильтровывает лиственный лес, чем хвойный?

3 задание. (Приложение 1, слайд 19).

Какое растение называют "живой губкой"?

А) Сфагнум - 90

Б) Папоротник - 65

В) Подорожник - 9

Логическое упражнение. Найти недостающее число.

49 35 45 31

77 94 73 ? (90)

Информация №3.

Сообщение, подготовленное учащимся.

Сфагнум в переводе с греческого означает "губка". Его еще называют торфяным мхом. И действительно, сфагнум способен впитывать в 30-40 раз больше воды, чем весит сам. Из-за этой его способности, сфагнумом издавна конопатили бани, избы. Во время Великой Отечественной войны его использовали при перевязках.

Викторина. Музыкальное сопровождение под мелодию Фауста Попетти "Эммануэль" (Приложение 1, слайд 20).

Показать рисунки разных групп растений, произрастающих на территории республики Адыгея (из атласа "Тайны леса"). Это - белая акация, бук, граб, скальный дуб, сосна обыкновенная, можжевельник, грецкий орех, лесная мальва, ландыш, репчатый колокольчик, папоротник орляк, кукушкин лен, сфагнум оттопыренный.

- К какой группе относится каждое растение?

Итог.

Выставление оценок.

Домашнее задание вам предлагает царица Флора. (Приложение 1, слайд 21).

Окружающий мир: стр. 71-75, рабочая тетрадь стр. 30 №4.

Математика: стр. 47, №16, 20.

Приложение.