Урок русского языка по теме "Причастный оборот. Что это такое?"

Разделы: Русский язык


Форма урока: знакомство с новым материалом.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием причастный оборот.
  2. Научить отличать одиночные причастия от причастного оборота.
  3. Научить выделять причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос.

  • Что такое причастие?
  • Признаки каких частей речи оно соединяет?
  • Как отличить причастие от прилагательного?
  • Какими членами предложения может быть причастие?

III. 1. Слово учителя: (Слайд № 2, приложение). Сегодня мы узнаем, что такое причастный оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми. Сначала давайте вспомним, что такое главное и зависимое слово. (Выслушиваются ответы учащихся. Если возникают затруднения, учитель говорит, что главное слово это то, от которого мы задаем вопрос. Такое слово еще можно называть ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ). Выполните задание, представленное на слайде. (Слайд № 3, приложение) Добавьте по два своих словосочетания, в которых причастие будет главным и зависимым словом.

Первый вывод: причастие может быть зависимым словом. (Слайд № 4, приложение).

Второй вывод: причастие может быть определяемым словом. (Слайд № 5, приложение).

2. Слово учителя: Причастие, имеющее зависимые слова, называется причастным оборотом. Он является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).

Слово учителя: Выполните задание, предложенное на слайде. (Слайд № 6, приложение).

Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (Некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).

До или после определяемого слова стоят обороты, выделенные на письме запятыми? (После определяемого слова).

Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении после определяемого слова, он на письме выделяется запятыми. (Слайд № 7, приложение).

Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении перед определяемым словом, на письме он не выделяется запятыми. (Слайд № 8, приложение).

Слово учителя: Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. (Слайды № 9, 10, приложение).

Чтобы закрепить полученные знания, выполните задание, представленное на слайде (Слайд № 11, приложение).

3. После выполнения задания учитель отвечает на вопросы учащихся по теме урока. Если вопросов нет, проводит итоговое обобщение по вопросам:

  • Что нового узнали о причастии?
  • Что такое причастный оборот?
  • Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?

IV. Домашнее задание может быть различным:

  • Выполнить упражнения учебника.
  • Составить отдельные предложения или связный текст, используя причастные обороты.
  • Продолжить историю о Неуловимом Джо, также используя предложения с причастными оборотами.