Проблемы и перспективы районов Центральной России

Разделы: География


Технология: Игровая (ролевая игра).

Цель:

  • обучающая – формирование у учащихся умений выявлять проблемы экономических районов (на примере Центральной России) и находить пути их решения;
  • развивающая – формирование учебно-познавательных, исследовательских и коммуникативных компетенций учащихся совершенствуя умения работы с текстом, картой, статистикой, дидактикой;
  • воспитывающая – создание условий для коллективного выполнения творческих заданий.

Оборудование: «Физическая карта России», «Экономическая карта России», атласы, оборудование для создания проектов (листы, маркеры т.д.), карточки с заданиями, статистические данные, раздаточные и дидактические материалы, тестовые задания; магнитная доска; конверты и карточки для рефлексии.

Подготовительный этап: класс делится на четыре подгруппы, с учетом склонностей и способностей учащихся и представляет собой институт с 3-мя исследовательскими группами: экономики. демографии, экологии и Научным Советом.

За неделю до урока выдаются вопросы всему классу с целью самостоятельной исследовательской работы учащимися по заданной теме (подбор информации, фактов и т.д.).

Вопросы:

  • Выделите главное в хозяйственной специализации районов Центральной России.
  • Целесообразно ли сохранить эту специализацию такой, какова она в настоящее время? Обоснуйте свою точку зрения.
  • Развитие городов, насыщенность промышленностью Центральной России требуют усиления мер по охране природы, а относительная бедность естественными ресурсами – их рационального использования. Приведите убедительные доводы.

Ход урока: (ролевая игра) 

Учитель объявляет тему урока. (плакат крепится на магнитную доску)

Учащиеся самостоятельно формулируют цель работы, исходя из темы урока и предварительного задания (социализация).

Каждая исследовательская группа получает задание-карточку и в течение 10 минут сотрудники решают проблемы, затем начинается обсуждение.

Учитель (предлагаемые варианты вступлений для направления работы исследовательских групп):

«… Город многогранен. Его называют моделью общества, зеркалом окружающего района, двигателем прогресса. Это и точка на карте. И целый мир с большими внутренними различиями… Город уподобляют живому организму, сложной системе со сложной динамикой: разные его составные части показывают разные темпы роста….»
Георгий Лаппо

О, город! О сборник задач без ответов,
О ширь без решения и шифр без ключа.
Борис Пастернак

Учитель: По прогнозам Госкомстата, население России за 2001-2016 гг. может уменьшиться на 10,5 млн чел. На начало января 2001 г. оценочная численность населения России упала до 144 840 тыс. человек. К началу 2006 г. она уменьшится до 141 209 тыс., к началу 2011 г. – до 137 914 тыс. Это по так называемому «среднему варианту». А к 2050 г. население сократится до 90-100 млн. человек.

Демографическая проблема регулярно обсуждается на заседаниях Правительства России. Уже в 2001 г. были сформулированы первоочередные задачи по выходу из демографического кризиса:

  1. Увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни.
  2. Снижение преждевременной смертности, в первую очередь, младенческой.
  3. Сокращение заболеваемости, травматизма и инвалидности.
  4. Стимулирование желания семьи иметь детей, развитие трехдетной семьи.
  5. Всесторонняя поддержка семейно-брачных отношений.

В истории страны бывают периоды, когда естественный прирост снижается столь сильно или даже сменяется естественной убылью, что численность населения начинает сокращаться. Особенно быстро происходит сокращение при сочетании естественной убыли и отрицательного сальдо миграции. Это свидетельство демографического кризиса.

Исследователи-демографы

Задание 1. Какие причины вызвали демографический кризис в районах Центральной России? (используйте статистические данные) Назовите возможные пути его преодоления.

Задание 2. Какие проблемы демографии существуют в сельской местности? С чем они связаны? Предложите пути их решения.

Задание 3 Как отразились на населении региона демографические процессы последних лет?

Учитель:

Мы выступаем здесь не зря.
Тут вся надежда на тебя,
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай.
Прекрасной быть должна Земля,
Она у всех у нас одна,
А мы – хозяева Земли,
Мы охранять ее должны.

Исследователи-экологии

Задание 1. КМА – ядро Центральной металлургической базы страны. В некоторых местах железная руда залегает на глубине всего нескольких десятков метров, ее добыча ведется в карьерах экскаваторами. Какие экологические проблемы возникают при добыче полезных ископаемых открытым способом?

Задание 2. Известно, что АЭС нельзя возводить на плодородных землях, в густонаселенных районах, в верховьях крупных речных экологических систем, в геологически опасных структурах, в условиях опасного сброса тепла (мощности АЭС выбрасываются в тепло) и при наличии достаточного количества экологически безопасных энергетических ресурсов. Удовлетворяют ли этим требованиям построенные в Центральной России АЭС?

Задание 3. Рост населения и развитие хозяйства в городах привело к увеличению потребления воды. Был подготовлен проект использования воды Верхней Волги благодаря созданию водохранилища в районе Ржева. Жители приволжских берегов выступили против этого. Подумайте, что бы вы могли предложить в качестве разумного варианта водообеспечения.

Учитель: Существует притча об одном бедняке, который всю свою жизнь подсчитывал потери, возникшие из-за непредвиденных обстоятельств. Скажем, когда он, заболев, не мог сплести некоторое число пар лаптей, а следовательно, и продать их; или когда ему не удавалось приобрести еду и керосин по минимальным ценам; или когда он не мог получить максимальный урожай в том или ином неблагоприятном году и т. д. Его расчеты показали, что, избежав этих потерь, он неминуемо к концу жизни стал бы миллионером. Не спешите улыбаться! Кроме юмора, в этой притче заложен большой смысл. Суть его и в том, что всякие потери в экономике невосполнимы. И в том, что большие потери складываются из малых. Но еще одна менее видимая основа — не всякие потери и рублем измеришь.

К чему весь разговор? Наша страна; огромна: где-то теряем, где-то находим. Но логика экономической жизни такова: то, что теряем, уже больше не находим. Напротив же, только приобретенное, созданное делает нас всех все более крупными совладельцами средств в производстве.

Исследователи-экономисты

Задание 1. Потери земель в результате сооружения 14 водохранилищ составили 3,5-4,8 млн га. За счет водохранилищ потеряли свою продуктивность 6-8 млн га земли. Целесообразны ли, по-вашему, такие затраты и какие пути решения этой проблемы вы видите?

Задание 2. Назовите наиболее экономичные решения электроэнергетической проблемы.

Задание 3 Какой вид топлива выгодно (газ или уголь) использовать в Центральной России? При этом известно, что теплота сгорания 1 кг газа 10,4 тыс. ккал; каменного угля – 7,0 тыс. ккал; бурого угля – 3,0 тыс. ккал.

Все ученые-исследователи принимают участие в обсуждении данной проблемы. Начиная с демографов.

Предложения и проекты. представленные исследователями фиксируются Научным Советом.

Результат урока – обобщенный проект решения проблемы и основных направлений развития Центральной России (приложение 1).

Тестовый контроль на закрепление материала (приложение 2).

Творческое задание кафедрам «Послание потомкам» (в произвольной форме: рисунок, текст, логотип, стих и т.д.)

Работу каждого научного сотрудника оценивает Научный Совет и кафедра.

Завершается урок рефлексией.