Программа организации научно-исследовательской работы

Разделы: Администрирование школы


На протяжении длительного периода отличительной чертой профессионального образования в Российской Федерации являлось его единообразие. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране потребовали обновления системы среднего профессионального образования. В связи с чем в «законе об образовании РФ» обозначены новые подходы к философии образования; изменение социальной роли образования, гуманизации процесса образования, демократизация методов и форм. Усложнение функции современного профессионального образования, особенно в условиях перевода его в режим развития, изменение содержания его деятельности, влекут за собой изменения организационного характера в жизни студенческого коллектива, обуславливают усложнение труда преподавателей, определяют потребность в поиске новых форм организации учебной деятельности. Уходя от прежнего единообразия, каждое среднее специальное профессиональное учебное заведение имея свою индивидуальность, свои традиции, выстраивают свою траекторию развития. Новокузнецкий филиал Томь-Усинского горнотранспортного колледжа стремится к обновлению содержания образования, внедрению адекватных новому содержанию методик и технологий, поиску эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса. Представленная программа организации научно- исследовательской деятельности студентов является попыткой внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий позволяющих сформировать новую модель среднего профессионального образования. Реализацией представленной программы будет полезной в работе по созданию индивидуальной модели научно-исследовательской деятельности студентов среднего специального учебного заведения 

Обоснование актуальности выбранной опытно-экспериментальной работы

Обновление среднего специального образования, переоценка ценностей в образовании потребовали особого внимания к разработке организационной структуры содержания учебных планов и образовательных программ, внедрение современных педагогических технологий в образовательном учреждении. Российскому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в то, что бы рассмотреть и развить способность его представителей. Решение об организации научно-исследовательской деятельности студентов принято педагогическим коллективом колледжа в 2004-2005 учебном году, исходя из реальности сегодняшних дней, возрастных требований к универсальности знаний студентов и необходимости подъема духовной культуры студентов и учитывая:

  • богатые традиции Новокузнецкого филиала Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа в обучении студентов в течении более 30 лет
  • высокий кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем исследовательской педагогической деятельности
  • достижение необходимого уровня качества образования фактически по всем учебным дисциплинам 

Объект исследования

Новокузнецкий филиал Томь-Усинского горноэнерготранспортного колледжа 

Предмет исследования

Научно-исследовательская деятельность студентов НФТУГЭТК 

Цель исследования

Организация научно-исследовательской деятельности студентов в колледже 

Задачи исследования

  1. Провести диагностическое исследование развития познавательных и исследовательских возможностей и мотивация студенческого коллектива колледжа.
  2. Разработать нормативную документацию по организации научно-исследовательской деятельности студентов в колледже.
  3. Разработать и апробировать методику диагностических исследований склонности студентов к исследовательской деятельности.
  4. Организовать научно-исследовательскую деятельность студентов через создание научно-исследовательского общества.
  5. Разработать модель научно-исследовательской деятельности студентов в среднем специальном учебном заведении ( на основе экспериментальных данных Новокузнецкого горноэнерготранспортного колледжа). 

Методы исследования

  1. Изучение и анализ мирового и отечественного опата организации научно-исследовательской работы студентов.
  2. Методы логического моделирования.
  3. Методы педагогического и психологического наблюдения.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Методы анкетирования, тестирования, ранжирования, рейтинга.
  6. Методы математической статистики. 

Прогнозируемый результат

Создание на базе Новокузнецкого горноэнерготранспортного колледжа модели научно-исследовательской деятельности студентов среднего профессионального учебного заведения, обеспечивающее образование и развитие личности студента способной к жизненному самоопределению и творческой самореализации. 

Этапы опытно-экспериментальной работы.

1 этап - подготовительный

  • Знакомство с различными моделями организации исследовательской деятельности студентов.
  • Создание творческой группы преподавателей желающих заниматься исследовательской работой со студентами.
  • Принятие коллективом колледжа решения о отработке экспериментальной модели.

2 этап - организационный

  • Создание научного студенческого общества.
  • Решение проблемы слаженности и взаимодействия педагогического и студенческого коллектива.
  • Обоснование и разработка нормативной документации обеспечивающей деятельность научного студенческого общества.

3 этап - практический

  • Экспериментальная апробация научно-исследовательской деятельности студентов через функционирование научного студенческого общества.
  • Привлечение преподавателей ВУЗов к работе со студентами.
  • Организация внеколледжевской научно-исследовательской деятельности студентов

4 этап - аналитический

  • Аналитическая деятельность по оценке результативности экспериментальной апробации модели научно-исследовательской деятельности студентов
  • Обобщение на основе анализа деятельности научного студенческого общества наполнения содержания модели организации научно-исследовательской деятельности студентов.
  • Проведение внешней экспертизы модели организации научно-исследовательской деятельности студентов.

5 этап - внедрение

  • Совершенствование материальной базы исследовательской деятельности студентов.
  • Создание технологии комплексного подхода к организации научно-исследовательской деятельности студентов в ССУЗ.
  • Создание модели организаций научно-исследовательской деятельности студентов. 

Формы представления результатов эксперимента.

  1. Отчеты по завершению каждого этапа эксперимента.
    • На научно-методическом совете
    • На педагогическом совете
    • На аппаратном совещании при директоре
  2. Публикации в методических и предметных журналах.
  3. Издание методического альманаха творческой группы.
  4. Участие в выставках достижений методического мастерства. 

Взаимодействие с внешними учреждениями по организации научно-исследовательской деятельности студентов.

  1. Новокузнецкая городска библиотека имени Н.В.Гоголя.
  2. Техническая библиотека Сибирского Государственного Индустриального Университета.
  3. Новокузнецкий дворец творчества детей и молодежи
  4. Новокузнецкий Государственный Педагогический институт.
  5. Московский институт экономики и права (сибирский филиал).
  6. Томский Архитектурно-строитальный университет (сибирский филиал).