Комплексно-целевая программа литературно-патриотического воспитания "Сын земли алтайской"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. План реализации программы
  3. План проведения ежемесячных итоговых внеклассных мероприятий
  4. Библиографический список 

Пояснительная записка

2009 год в Алтайском крае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. Губернатор Алтайского края Александр Карлин подписал Постановление «О подготовке к празднованию 80-летия со дня рождения В.М. Шукшина». Подобное решение – знак особого признания «значительного вклада нашего земляка в отечественную культуру и влияние его творческого наследия на формирование нравственного облика современных жителей Алтая и России в целом» [6].

В настоящее время региональному компоненту при изучении предмета «литература» уделяется значительное внимание. Кроме того особую роль в литературном образовании отводят внеклассным воспитательным мероприятиям. В связи с этим созданная программа «Сын земли алтайской» призвана решить ряд важных проблем литературного образования и воспитания.

Цель комплексно-целевой программы (далее КЦП): формирование у учащихся представлений о творческом наследии В.М. Шукшина.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • исследовать жизнь и творчество писателя,
  • обобщить биографический и аналитический материалы,
  • создать банк данных о жизни и творчестве Шукшина,
  • формировать навыки работы с текстом, научно-популярной и художественной литературой, навыки самостоятельного анализа произведений, умение сопоставлять их с другими видами искусства,
  • провести читательскую конференцию, научно-практическую конференцию по творчеству,
  • организовать конкурсы творческих работ, способствующие глубокому исследованию творчества В.М. Шукшина.

Этапы реализации программы:

1 этап – информационный (сентябрь):

  1. Знакомство учащихся с содержанием КЦП.
  2. Объявление основных творческих конкурсов.
  3. Планирование индивидуальной работы учащихся над исследовательскими и творческими проектами.

2 этап – основной (октябрь – март):

  1. Подготовка исследовательских работ.
  2. Подготовка творческих проектов.
  3. Проведение конкурсов и воспитательных мероприятий.

3 этап – заключительный (апрель – июнь):

  1. Подведение итогов конкурсов.
  2. Проведение научно-практической конференции.
  3. Проведение читательской конференции.
  4. Экскурсия на родину Шукшина.

Сроки реализации программы: учебный год.

Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности (по собственному выбору), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Часть работы будет построена на результатах исследований, проведённых учащимися. Важна работа со справочной литературой, работа с таким источником информации, как Интернет. Предполагается выполнение проектов с использованием компьютерных технологий. Знакомство с экранизациями рассказов В.М. Шукшина усилит восприятие его творчества, а знакомство с окружением Шукшина позволит почувствовать атмосферу эпохи.

Отбор материала для реализации программы продиктован самобытностью автора и интересом к его творчеству, недостаточной степенью изученности его рассказов, что создаёт перспективу исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты выполнения программы:

  1. приобретение учащимися более глубоких знаний творчества В.М. Шукшина,
  2. повышение интереса учащихся к региональным компонентам литературы,
  3. сформированное представление у учащихся о заслуженном деятеле искусств РСФСР, лауреате премии СССР В.М. Шукшине,
  4. приобретение учащимися навыков и умений анализа художественного текста, написания исследования и творческой работы.

ПЛАН
реализации программы

№ п/п Мероприятия Сроки проведения Ответственные
сентябрь
  1.  
Знакомство учащихся с содержанием КЦП 1 неделя Учителя литературы
  1.  
Знакомство с графиком творческих конкурсов 2 неделя Учителя литературы
  1.  
Планирование индивидуальной работы учащихся над исследованиями 3 неделя Учителя литературы
  1.  
Планирование индивидуальной работы учащихся над творческими проектами 4 неделя Учителя литературы
  1.  
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» В течение месяца Учителя литературы
октябрь
  1.  
Выступление лекторской группы на классных часах 1 неделя Учителя литературы
  1.  
Оформление выставки, посвящённой творчеству Шукшина 2 неделя Библиотекарь
  1.  
Обзор произведений Шукшина 3 неделя Учителя литературы
  1.  
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами В течение месяца Учителя литературы
  1.  
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» В течение месяца Учителя литературы
ноябрь
  1.  
Проведение заочной экскурсии по малой родине Шукшина 2 неделя Учитель географии
  1.  
Проведение конкурса иллюстраций к художественным произведениям Шукшина 3 неделя Учителя литературы
  1.  
Проведение конкурса портрета Шукшина 4 неделя Учителя литературы, учитель изо
  1.  
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами В течение месяца Учителя литературы
  1.  
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» В течение месяца Учителя литературы
декабрь
  1.  
Проведение конкурса буклетов о Шукшине 1 неделя Классные руководители
  1.  
Проведение конкурса сочинений по произведениям Шукшина 3 неделя Учителя литературы
  1.  
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами В течение месяца Учителя литературы
  1.  
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» В течение месяца Учителя литературы
январь
  1.  
Проведение конкурса литературных диктантов 2 неделя Учителя литературы
  1.  
Проведение лекции «История на страницах произведений Шукшина» 3 неделя Учитель истории
  1.  
Проведение конкурса кроссвордов по биографии и произведениям Шукшина 4 неделя Учителя литературы
  1.  
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами В течение месяца Учителя литературы
  1.  
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» В течение месяца Учителя литературы
февраль
  1.  
Проведение конкурса литературных газет 1-2 недели Классные руководители
  1.  
Проведение конкурса рефератов по биографии и творчеству Шукшина 3 неделя Учителя литературы
  1.  
Проведение конкурса акростихов, посвящённых Шукшину 4 неделя Учителя литературы
  1.  
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами В течение месяца Учителя литературы
  1.  
Оформление сменного стенда «Сын земли алтайской» В течение месяца Учителя литературы
март
  1.  
Оформление выставок конкурсных работ В течение месяца Учителя литературы
  1.  
Индивидуальная работа над исследовательскими и творческими проектами В течение месяца Учителя литературы
апрель
  1.  
Проведение тематической научно-практической конференции «Всё отпечатано в душе» (по творчеству В.М. Шукшина) 3 неделя Учителя литературы
май
  1.  
Проведение читательской конференции (защита творческих проектов, конкурс чтецов) 2 неделя Учителя литературы

ПЛАН
проведения ежемесячных итоговых внеклассных мероприятий

Месяц Форма Тема Ответственные
Октябрь Дискуссия «Шукшин – режиссёр» Учителя литературы
Ноябрь Открытое занятие – 7 класс Аспектный анализ произведения Шукшина «Далёкие зимние вечера» Учителя литературы
Декабрь Игра «Пентагон» - 11 класс «По страницам произведений Шукшина» Учителя литературы
Январь Литературно-музыкальная композиция – 8 класс «Шукшин и песня» Учителя литературы
Февраль Литературная гостиная – 10-11 классы «Пора вам знать – я тоже современник» Учителя литературы
Март Игра «Слабое звено» - 9 класс «По страницам произведений Шукшина» Учителя литературы
Июнь Очная экскурсия «Малая родина Шукшина» Заместитель директора по ВР

Библиографический список:

  1. Апухтина В.А. О сатире В.М Шукшина // Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.
  2. Байрамова Т.Ф. Словарь языка В.М. Шукшина. Бийск, 2002.
  3. Горн В.Ф. Наш сын и брат. Личность, книги. Барнаул, 1985.
  4. Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1984.
  5. Куляпин А.И. и др. Шукшин и русская классика. Барнаул, 1998.
  6. Постановление «О подготовке к празднованию 80-летия со дня рождения В.М. Шукшина».
  7. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1992.
  8. Энциклопедия Кирилла и Мефодия (диск).
  9. Художественные фильмы по произведениям Шукшина.